УДК 34

Финансовый контроль за деятельностью некоммерческих организаций и их финансами (фондами)

Багдасарян Арина Витальевна – аспирант кафедры Финансового, банковского и таможенного права им. профессора Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии

Аннотация: Некоммерческие организации существуют для удовлетворения социальных потребностей общества в целом, они нацелены на социальную поддержку граждан, волонтерскую и благотворительную деятельность, создание культурных и образовательных проектов, охраны природы и других значимых аспектов социальной жизни человека. В настоящий момент имеется множество форм(видов) некоммерческих организаций, которые различаются по своей сути и функционалу, однако цель данных организаций всегда одна, как говорилось ранее – удовлетворение социальных потребностей общества, тем самым улучшая качество жизни, создавая новые программы социальной защиты, содействуя развитию образования, науки, культуры, что является крайне важным для формирования современного общества. В связи с этим возрастает потребность в ведении финансового контроля за финансовой деятельностью данных организаций, а также порядком формирования и использования ими своих децентрализованных фондов. Важность данного контроля обусловлена выявлением эффективности и осуществлением проверки на факт целевого использования денежных средств некоммерческих организаций. Также это помогает предотвратить случаи нарушения законодательства, тем самым обеспечивая реализацию финансово-правовой государства, а также процесса формирования и эффективного использования их финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. В данной статье автором предлагаются пути усовершенствования финансового контроля за финансовой деятельностью некоммерческих организаций, препятствующие незаконному обороту и нецелевому использованию денежных средств названных организаций.

Ключевые слова: некоммерческие организации, финансовый контроль, государственный надзор, общественные некоммерческие организации, фонды, децентрализованные фонды.

В современных реалиях построения социального государства в России особо важное положение занимает деятельность некоммерческих организаций, которая охватывает собой огромный пласт целевого использования средств для социальных нужд населения. В связи с этим возникает вопрос о финансовом контроле деятельности данных организаций.

В первую очередь необходимо понять, что же из себя представляет некоммерческая организация?

Некоммерческая организация – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [4] .

Некоммерческие организации в современной рыночной экономике функционируют, как правило, в сферах деятельности, которые ориентированы на удовлетворение потребностей всех членов общества независимо от уровня дохода, цель создания которых предоставление социально значимых товаров и услуг [6].

Теперь, когда дано определение того, что же из себя представляет некоммерческая организация можно начать изучение современной системы нормативно-правового регулирования некоммерческих организаций.

Современная система нормативно-правового регулирования некоммерческих организаций является комплексной системой, которая состоит из норм законодательства, правовых актов и решений правительства Российской Федерации, а также регламентирующих документов и инструкций, разработанных и применяемых в рамках нормативно-правового регулирования некоммерческих организаций в Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование некоммерческих организаций России включает в себя такие основные правила и законы, как Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [4], Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ  «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [2], Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [1],  Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [3], Приказ Минюста России от 26.09.2022 № 199 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» [5] и другие.

Кроме того, нормативно-правовое регулирование некоммерческих организаций России включает в себя правила и инструкции, применяемые при регистрации некоммерческих организаций, правила и инструкции по ведению бухгалтерского учета, правила по предоставлению информации о деятельности некоммерческих организаций, а также правила и инструкции по применению налоговых льгот для благотворительности.

В Российской Федерации можно выделить следующие формы некоммерческих организаций:

  • общественные и религиозные организации (объединения);
  • фонды;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • некоммерческие партнерства;
  • ассоциации (союзы);
  • и другие.

В данной статье подробнее будут рассмотрены фонд, как форма некоммерческой организации.

Фонд в данном отношении — это некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность исключительно ради достижения общественно значимых целей, без привлечения прибыли. Некоммерческие фонды обычно используются для поддержки социальных, научных, образовательных, культурных и других проектов, которые помогают людям или окружающей среде.

Государственный надзор за деятельностью некоммерческих фондов в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти на основании Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Осуществление государственного надзора осуществляется с помощью следующих мероприятий:

проверок в целях предотвращения мошенничества и других противопр- проверка деятельности некоммерческих фондов и их отчетности;

  • анализ информации, предоставляемой некоммерческими фондами;
  • контроль за использованием ими доходов, полученных из источников некоммерческой деятельности;
  • осуществление авных действий;
  • проверка исполнения некоммерческими фондами законодательных обязательств, предусмотренных для их деятельности.

Также государственный надзор за деятельностью некоммерческих фондов включает в себя проверку их финансовой деятельности, а также соответствия создания, распределения и использования их денежных фондов законодательству о некоммерческих организациях. В случае нарушения закона, которым регламентирована деятельность фондов, государство может наложить штраф на руководителей фонда, запретить ему привлекать волонтеров, запретить проводить какие-либо виды деятельности или приостановить функционирование фонда. Также государство может применить административные или уголовные наказания, включая арест руководителей или участников фонда.

Виды некоммерческих фондов:

  • социальный фонд;
  • культурный фонд;
  • образовательный;
  • и другие.

Теперь, когда определено, что же из себя представляет некоммерческая организация, рассмотрена их функции, роль, контроль за их деятельностью государством, следует особо остановится на проблемах финансового контроля за их финансовой деятельностью.

В науке финансового права сложилось достаточно устоявшаяся позиция относительно понятия финансового контроля. Финансовый контроль – это контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально экономического развития страны в целом и её регионов [7, c. 124].

Финансовый контроль в сфере некоммерческих организаций представляет собой процесс проверки и оценки деятельности некоммерческих организаций и их результатов с целью обеспечения правильности работы данных организаций. Финансовый контроль может включать в себя оценку и проверку различных аспектов деятельности некоммерческих организаций, включая финансовые показатели, удефинансовую отчетность, программные проекты, работу с волонтерами, отчетность о результатах проектов и т.д.

Также необходимо отметить, что пристальное внимание во время финансового контроля некоммерческих организаций уделяется, непосредственно самому, процессу формирования и распределения их фондов, которые в науке финансового права именуются как «децентрализованные фонды». Децентрализованные фонды представляют собой совокупность собственных средств организаций от прибыли, а также от внешних заемных, бюджетных поступлений, необходимых для функционирования и развития организаций и выполнения финансовых обязательств [7, c. 304].

Уполномоченными органами осуществляется тщательный контроль и за использованием денежных средств данных организации, проверяется целевое использование и расходование данных средств, что обусловлено высокой социальной значимостью данных организаций, как отмечалось выше.

Финансовый контроль за деятельностью некоммерческих фондов может быть произведен в двух формах: внутренний и внешний финансовый контроль. Внутренний финансовый контроль проводится для проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций их функции и целям, а также для обеспечения эффективного использования ресурсов. Внешний финансовый контроль осуществляется для проверки достоверности финансовых отчетов, а также для оценки работы руководителей и членов некоммерческих фондов.

Стоит отметить, что некоммерческие фонды подвергаются финансовому контролю в значительно большей степени, чем, к примеру, коммерческие предприятия, однако при этом присутствуют определенные пробелы в законодательстве и практике финансового контроля. Например, некоммерческие фонды не обязаны предоставлять налоговым органам информацию о своих доходах, поэтому некоторые организации могут использовать доходы для продвижения своих целей без налогообложения. Что способствует возникновению риска присвоения и нецелевого использования денежных средств данных фондов его участниками. Кроме того, некоммерческие фонды могут приобретать активы и принимать пожертвования без налогообложения, поскольку они не обязаны предоставлять налоговым органам детальную информацию о своих доходах и расходах. Также они не подвергаются процедурам аудита, которые применяются к тем же коммерческим предприятиям. Эти пробелы могут привести, как подчеркивалось ранее, к незаконному использованию доходов данных организаций, а также недочёту налоговых поступлений.

В связи с чем возникает вопрос: как можно улучшить финансовый контроль в сфере финансовой деятельности некоммерческих организаций?

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что улучшение контроля возможно, благодаря:

  • усилению проверок доходов и расходов некоммерческих организаций с помощью аудита;
  • увеличению прозрачности некоммерческих организаций, включая публикацию финансовых отчетов и информации о проводимых проектах;
  • установлению системы предупреждений для некоммерческих организаций, которая будет отслеживать их финансовые отношения и информировать налоговые органы о любых подозрительных операциях;
  • обеспечения налоговым органам доступа к данным и документам некоммерческих организаций для осуществления налогового контроля;
  • установлению строгих штрафов за нарушения налоговых правил и просрочки платежей налогов.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ // consultant.ru URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения: 09.02.2023).
  2. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 № 135-ФЗ // consultant.ru URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 09.02.2023).
  3. Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 № 129-ФЗ // consultant.ru URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения: 09.02.2023).
  4. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ. – Текст: электронный // consultant.ru: [сайт]. – URL: ttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/87a16eb8a9431fff64d0d78eb84f86accc003448/ (дата обращения: 09.02.2023).
  5. Приказ Минюста России от 26.09.2022 № 199 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» // consultant.ru URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_427450/ (дата обращения: 09.02.2023).
  6. Теория и практика финансов некоммерческих организаций (коллективная монография) / А. В. Марзаев, Н. П. Молчанова, Т. Ю. Киселева, И. С. Рябова. – Москва: Издательский дом "Экономическая газета", 2015. – 172 c.
  7. Покачалова Е.В. Финансовое право: учебник / Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. – 800 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: