УДК 32

Американо-российское соперничество на Ближнем Востоке

Джекриф Амель – магистрант по специальности “Международные отношения, глобальные и региональные исследования” факультета Права и политологии Университета Гельмы 8 мая 1945 года (Алжир).

Аннотация: В статье анализируется американо-российское соперничество на Ближнем Востоке. Рассматриваются цели и особенности политики США на Ближнем Востоке, отмечается, что американский подход не способствует укреплению безопасности в регионе. Приводятся отдельные положения концепций внешней политики России 2016 г. и 2023 г., связанные с ближневосточным регионом. Выявляются особенности и возможности предложенной Россией инклюзивной архитектуры безопасности на Ближнем Востоке.

Ключевые слова: Ближний Восток, США, Россия, безопасность, инклюзивная архитектура безопасности.

Текущие отношения России и США представляют собой конфронтацию, в основе которой лежит преимущественно конфликт интересов, а не мировоззрений, как было в период холодной войны [1]. Так, Россия активно выступает за полицентрическое мироустройство и против либерального мирового порядка, тогда как США, внутри которых развивается ценностный разлад, стремятся к сохранению собственного преобладающего положения в глобальной системе. Америка отстаивает установленный по результатам холодной войны порядок, Россия – право на самостоятельное определение, продвижение и защиту своих интересов, чем подрывает и обесценивает американский порядок.

Одной из наиболее конфликтных областей взаимодействия России и США является Ближний Восток – регион, который и без вмешательства внешних игроков отличается хронической нестабильностью, проявляющейся в распаде государств и деятельности радикальных экстремистских групп [2]. Ближневосточный регион включает арабские и неарабские государства, которые имеют достаточно мощный внешнеполитический ресурс, и находится в эпицентре ряда острейших глобальных проблем, в первую очередь энергетических. Соперничество России и США на Ближнем Востоке имеет многофакторную природу и в настоящее время переживает качественно новый этап развития.

Целью работы является изучение американо-российского соперничества на Ближнем Востоке. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Интересы США и СССР стали сталкиваться на Ближнем Востоке со второй половины ХХ в. [3]. Американская внешнеполитическая стратегия заключалась в увеличении военного сотрудничества со странами региона с целью наращивания своего влияния на территории и уменьшения военного взаимодействия СССР с ближневосточными странами. После распада СССР США заняли лидирующее положение на Ближнем Востоке, а с началом 2000-х гг. существенно увеличили военное присутствие в регионе, что создало препятствие для развития военного взаимодействия России со странами региона.

Основной целью политики США на Ближнем Востоке является обеспечение свободного доступа для себя и союзников к ближневосточной нефти, поэтому попытки любой внешней силы начать контролировать регион Персидского залива, поставив под угрозу поставки нефти, рассматриваются американским правительством как посягательство на жизненно важные государственные интересы, что предполагает незамедлительный ответ, в том числе с применением военной силы [4]. Помимо этого, США являются исключительным актором в решении вопросов безопасности и обороны Ближнего Востока, поскольку длительное время выступают одним из наиболее значимых участников проектов оборонной промышленности и процесса вооружения стран региона.

С начала 90-х гг. ХХ в. США и их союзники использовали тезис «войны с терроризмом», чтобы обосновать проводимую агрессивную экспансионистскую политику против отдельных суверенных государств Ближнего Востока [5]. Постепенно «война с терроризмом» превратилась в «войну с неугодными режимами» и политику демократического мессианства, в рамках которой США сперва обвиняли страны, в которых происходили внутренние конфликты или которые активно экономически развиваются, в том, что они являются «угрозой миру», затем классифицировали эти страны как уязвимые и неустойчивые, а после проводили агрессивное «международное» вмешательство, сопровождаемое информационным вниманием со стороны СМИ, государственных институтов и подконтрольных организаций. Для достижения специальных невоенных целей и национальных интересов США используют методы санкционного давления, подрыва авторитета власти, дестабилизации общества и информационной борьбы.

Такой поход, несмотря на лозунги, не способствует укреплению региональной безопасности. Так, американское вторжение в Ирак в 2003 г. только усугубило проблемы обеспечения безопасности, привело к росту влияния террористических организаций, гибели более 1 млн иракцев и 4500 американских военных, а также к превращению в беженцев 7 млн жителей [6]. Таким образом, эффективность деятельности США по уничтожению террористических организаций в ближневосточном регионе нивелируется параллельным уничтожением гражданского населения и возрастанием риска возникновения конфликтов с другими странами.

Исторически Россия также рассматривала Ближний Восток как одно из важных направлений своей внешней политики, что всегда подчёркивалась в текстах принимаемых внешнеполитических концепций [7]. Так, Концепция 2016 г. усиливала акцент на увеличении роли фактора силы в международных отношениях и подчёркивала недопустимость ведения борьбы с международным терроризмом на территории другого государства без согласия этого государства [8]. Эта Концепция чётко фиксировала стремления России по обеспечению значительного военно-политического присутствия на Ближнем Востоке с целью сдерживания западных государств и обеспечения баланса сил в регионе.

В Концепции внешней политики 2023 г. намечены такие направления деятельности России, как борьба с неоколониальными практиками, поддержание глобального баланса сил, формирование многополярной международной системы и обеспечение условий для мирного поступательного развития человечества на основе объединительной и конструктивной повестки дня [9]. В Концепции указаны такие принципы развития системы международных отношений, как непринятие гегемонии, сотрудничество на основе баланса интересов, неделимость безопасности в глобальном и региональном аспектах и главенствующая роль суверенных государств при принятии решений в области поддержания международной безопасности и мира. В частности отмечается, что адаптация мироустройства к реалиям многополярного мира требует от России устранения доминирующего положения США в мировых делах. Ближневосточный регион позиционируется как один из целевых для проведения обозначенной политики.

Выработанному курсу соответствует разработанная Россией концепция инклюзивной архитектуры безопасности (далее – ИАБ) на Ближнем Востоке [10]. Ключевой особенностью концепции является инклюзивность, предполагающая вовлечение в диалог и процесс выработки компромиссных решений всех стейкхолдеров, которые могут влиять на региональные процессы в области поддержания стабильности и безопасности. В настоящее время ИАБ включает Россию, Турцию и Иран. Каждая из этих стран проводит собственную антиколониальную политику в ближневосточном регионе. В перспективе расширение влияния ИАБ на региональные процессы возможно двумя способами: через увеличение числа участников либо обеспечение государствами-членами ИАБ интересов других региональных и мировых игроков с использованием политических и/или военных методов.

Расширение ИАБ любым из способов позволит ограничить экспансионистскую политику США на Ближнем Востоке благодаря созданию разветвлённой сетевой структуры экономических, политических и военных связей между Россией, государствами региона и заинтересованными мировыми державами, такими как Китай [11]. Помимо этого, после достижения необходимого количества и уровня связей между кросс-региональными державами ИАБ позволит обеспечить определённое сдерживание уже их экспансионистской политики в регионе, угрожающей интересам России в военно-политическом, экономическом и идейно-ценностном аспектах.

Таким образом, в настоящее время Ближний Восток отражает глобальную трансформацию системы международных отношений. В регионе наблюдается завершение экспансионистской, а в отдельных случаях и постколониальной политики США, сменяемой суверенными кросс-региональными внешне- и внутриполитическими курсами национальных государств. Однако ослабление влияния США может быть сопряжено с увеличением количества и интенсивности конфликтов на Ближнем Востоке, что повышает значимость обеспечения и поддержания безопасности в регионе. В этом контексте предлагаемый Россией проект ИАБ представляет собой уникальную возможность создания долгосрочной, гибкой и эффективной системы безопасности на Ближнем Востоке, которая, при условии расширения количества членов, может открыть новые возможности для противодействия деструктивным действиям США. Расширение областей применения механизмов и возможностей ИАБ позволит России и иным заинтересованным акторам укрепить собственное присутствие и влияние в регионе без значительной эскалации напряжённости, что соответствует глобальным и региональным интересам России.

Список литературы

  1. Тренин Д. От гибридной войны к взаимному отстранению. Как изменятся отношения России и США за 20 лет [Электронный ресурс] // Фонд Карнеги за Международный Мир. – 2019. – URL: https://carnegiemoscow.org/commentary/80293 (дата обращения: 03.11.2023).
  2. Рыжов И.В., Бородина М.Ю., Савичева Е.М. Ближний Восток: поиск новой архитектуры безопасности в меняющемся мире // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. – 2023. – Т. 15, № 2. – С. 418-435. – DOI: 10.21638/spbu13.2023.213.
  3. Дуброва Е.Е. Военное взаимодействие России и Ближнего Востока в XXI В. В контексте военного сотрудничества США со странами региона // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. – 2019. – № 3. – С. 25-35. – DOI: 10.17072/2218-1067-2019-3-25-35.
  4. Рыжов И.В., Бородина М.Ю., Баранова Т.В. Американская стратегия «достаточного присутствия» на Ближнем Востоке // Вестник МГИМО-Университета. – 2020. – № 13 (5). – С. 236-251. – DOI 10.24833/2071-8160-2020-5-74-236-251.
  5. Крылов Д.С. Наступательная и оборонительная модели внешнеполитического курса США на Ближнем Востоке // Международные отношения. – 2022. – № 3. – 18 с. – DOI: 10.7256/2454-0641.2022.3.38757.
  6. Кудаяров К.А. Ещильташ М., Ёнджель Р. Безопасность, оборона и вооружение на Ближнем Востоке // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. – – № 1. – С. 38-54. – DOI: 10.31249/rva/2022.01.02.
  7. Джаббаринасир Х.Р. Логика эволюции значимости Ближнего Востока в концепциях внешней политики России: контексты и ключевые факторы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2020. – № 2. – C. 175-186. – DOI: 10.18384/2310-676X-2020-2-175-186.
  8. Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. – URL: https://base.garant.ru/71552062/ (дата обращения: 03.11.2023).
  9. Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ. – URL: https://base.garant.ru/406643869/#block_2 (дата обращения: 03.11.2023).
  10. Крылов Д.С. Влияние энергетического фактора на инклюзивную архитектуру безопасности на Ближнем Востоке // Геоэкономика энергетики. – 2022. – № 3 (19). – С 67-81. – DOI: 10.48137/26870703_2022_19_3_67.
  11. Крылов Д.С. Инклюзивная архитектура безопасности на Ближнем Востоке как способ противодействия экспансионистской политике США // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2022. – № 12 (6). – С. 97-102. – DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-97-102.

Интересная статья? Поделись ей с другими: