УДК 323 (470)

Роль идеологии в становлении приднестровского государства

Бабченко Марина Сергеевна – проректор по учебной работе Института развития образования и повышения квалификации (Приднестровская Молдавская Республика, Тирасполь).

Аннотация: В статье рассматривается исторический путь Приднестровья в контексте формирования национальной идеи. Показана роль идеологического фактора в процессе реализации приднестровцами права на самоопределение. Проанализированы исторические и цивилизационные истоки формирования в Приднестровье идеи вхождения в состав Российской Федерации.

Ключевые слова: Приднестровье, государственность, национальная идея, независимость Приднестровья.

В условиях политизации этничности актуализируются идеологические механизмы национального самоопределения в сфере общественного сознания. Основная национальная идея начинает осмысливаться на основе конкретного исторического опыта самоопределения, приобретенного этнической общностью в предшествующий период развития в контексте специфических и обширных общественно-политических, этнокультурных, экономических и других процессов.

Важно отметить, что государственной идеологии в приднестровском государстве не существует, она трансформировалась в национальную идею. Основные идейно-политические механизмы приднестровского самоопределения представлены национальной идеей состоящей из сплетения идеи независимости и идеи вхождения в состав России.

Идея независимости по праву считается основополагающей в процессе самоопределения приднестровского государства. В этом плане очевидно, что идея независимости составила идеологическую основу образования самоопределившегося Приднестровья. Процессы национального самоопределения Приднестровья также базировались на имевшей достаточно длительную предысторию идее независимости.

Истоки приднестровской государственности кроются в истории развития региона и предпосылках политического, идеологического, этнокультурного характера стиля жизни населения данного региона. К примеру, территории Приднестровья и Молдовы до вхождения в состав Российской империи в разное время входили в состав разных государственных образований, жили разнородными и специфическими судьбами. Приднестровье находилось под властью Литвы, Польши, а с начала XVI в. его южная часть была захвачена Крымским ханством. Молдова же более четырех веков являлась восточной частью Молдавского княжества.

Решением СССР оба берега Днестра 1940 г. были объединены, что означало ликвидацию приднестровской государственности в форме автономии, образованной в 1924 г. Таким образом, результаты реализации региональных интересов Советского Союза привели к тому, что территория Приднестровья оказалась в составе Молдовы.

Противоречия между Бессарабией и Приднестровьем наблюдались на протяжении всего периода существования Молдавской ССР. Искусственное соединение левого и правого берегов Днестра не помогло преодолеть различия в мировоззрении, культуре, интересах, политической и экономической ориентации и активировать интеграционные процессы. Сказался здесь и географический фактор – обособление Приднестровья от бессарабской части Молдавии рекой Днестр. В результате существовавшая многовекторная разноплановость закономерно привела к развитию молдо-приднестровского конфликта [1, с. 26–30].

С учетом перечисленного, становится очевидным, что фактический характер коллективной исторической памяти жителей Приднестровья способствовал формированию в этническом самосознании устойчивой идеи независимости, которая неизбежно трансформируется в неотъемлемый элемент всего приднестровского, в важный показатель приднестровской идентичности в целом.

В современных условиях идея приднестровской независимости, давно развивавшаяся и ставшая частью этнической и национальной идентичности жителей Приднестровья, легко трансформируется в идею государственной независимости и тем самым становится важнейшим идеологическим обоснованием приднестровской государственности. Принимая во внимание длительный исторический и политический контекст формирования этой идеи и ее современных трансформаций, идею независимости и предлагаемую ею модель самостоятельного развития можно считать базовой моделью последующей эволюции национальной государственности Приднестровья.

Таким образом, идея независимости Приднестровья формировалась в сложных общественно-политических условиях и в течение длительного времени. Основываясь на мощном историко-политическом пласте, идея независимости становится неотъемлемой частью этнического сознания и этно-национальной идентичности жителей Приднестровья.

Идея вхождения Приднестровья в состав России обусловлена исторической логикой. На протяжении многих веков Приднестровье становилось ареной борьбы за русскую идею и сохранение присутствия России на берегах Днестра, что, собственно, позволило не только расширить территории империи, получить новых верноподданных, но и обрести истинный «форпост русского мира». Череда русско-турецких войн XVIII в. приблизила момент объединения двух народов, и в 1791 г., согласно Ясскому мирному договору, территория Приднестровья (между Южным Бугом и Днестром) вошла в состав Российской империи.

Удовлетворение чаяний населения приднестровского края – быть в единстве с Россией, было подтверждено спустя несколько столетий в ходе всенародного референдума 2006 г., что позволяет говорить об исторической преемственности и верности русской идеи.

Патриотический подъем приднестровцев ярко проявился в годы Великой Отечественной войны, когда мультикультурное население края вступало в ряды Красной армии, формировала партизанские отряды и подпольные организации. Именно благодаря советскому солдату территория Молдавской ССР была освобождена от фашистских захватчиков в ходе Уманьско-Ботошанской и Ясско-Кишиневской операций, что привело к возвращению русского духа на берега свободного Днестра.

Формирование идеи вхождения Приднестровья в состав России неразрывно связано с выбором народа, его самосознанием и приоритетами. В случае Приднестровья окончательный цивилизационный крен в сторону России был обусловлен внешними угрозами, возникшими в результате геополитической катастрофы XX в. – крушения СССР. Постсоветская Молдавия встала на рельсы построения национального государства, ориентированного на культурную и территориальную интеграцию в румынское пространство. Нежелание идти на компромиссы с жителями Левобережья, принятие антинародного закона «О функционировании языков на территории МССР» (1989 г.) [4] и «Заключения Комиссии Верховного Совета ССРМ по политико-юридической оценке Советско-Германского договора о ненападении и Дополнительного секретного протокола от 23 августа 1939 г., а также их последствий для Бессарабии и Северной Буковины» (1990 г.) [2], означало окончательную расстановку приоритетов нового молдавского руководства по вытеснению русского мира, культуры и языка с территории Молдавии.

Активное сопротивление политике румынизации со стороны приднестровцев в войне 1992 г. позволило не только сохранить собственную национальную идентичность и самобытность, но и построить независимое государство, основанное на русской идее и менталитете. Российская Федерация более 30 лет назад сумела остановить кровопролитие и способствовала достижению мира на Днестре. Нельзя оспорить тот факт, что Россия осуществляет эффективную миротворческую операцию и выступает единственным, признанным приднестровским народом, гарантом безопасности и стабильности в регионе.

Действительно, Приднестровье и Россия объединены тесной исторической связью, получившей начало в глубине веков и продолжающейся по сегодняшний день. На протяжении становления и развития нашей приднестровской государственности Россия, как оплот всего русского мира, оказывала поддержку приднестровскому народу, формировала образ защитницы русской цивилизации.

В Приднестровье, согласно официальным данным, проживает более 200 тысяч граждан Российской Федерации, при этом, количество приднестровцев других национальностей, идентифицирующих себя приверженцами Русского мира значительно больше, что, по мнению первого Президента ПМР И. Н. Смирнова, отражает «внутренний стержень многонационального народа» [цит. по: 6, с. 57].

Приднестровское государство неоднократно выражало приверженность принципам плебисцитарной демократии, во главу угла которой ставилась воля народа. Преданность России и идее построения Русского мира было подтверждена на республиканском референдуме 2006 году, когда более 97 % приднестровских граждан высказались за независимость страны и последующее присоединение к Российской Федерации [5].

Символическим шагом олицетворяющим неугасимое стремление приднестровцев жить в единстве с Россией, быть частью ее мультикультурного народа и необъятного географического пространства стало принятие Верховный Советом Приднестровья 12 апреля 2017 г. закона об использовании российского триколора на территории Приднестровья наравне с приднестровскими государственными символами [3].

Сегодня взаимоотношения России и Приднестровья крепнут и развиваются. За весь период существования Приднестровья идея его вхождения в состав России всегда выступала консолидирующим фактором, определяющим место приднестровцев в системе русской цивилизационной идентичности.

Таким образом, роль национальной идеи в формировании и становлении приднестровского государства велика. В современном Приднестровье национальная идея включает в себя: идею независимости и идею вхождения в состав Российской Федерации. Это связано в рядом исторических, социальных, этнических и экономических факторов, а также спецификой приднестровского региона.

Список литературы

  1. Бомешко, Б. Г. История Приднестровской войны 1992 года: монография / Б. Г. Бомешко. – Текст: непосредственный. – Тирасполь, 2015.
  2. Заключение Комиссии Верховного Совета ССР Молдова по политико-юридической оценке Советско-Германского договора о ненападении и Дополнительного секретного протокола от 23 августа 1939 г., а также их последствий для Бессарабии и Северной Буковины: от 28 июня 1990 г. № 41 // Электронная библиотека исторических документов. – URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/72300-zaklyuchenie-komissii-verhovnogo-soveta-ssr-moldova-po-politiko-yuridicheskoy-otsenke-sovetsko-germanskogo-dogovora-o-nenapadenii-i-dopolnitelnogo-sekretnogo-protokola-ot-23-avgusta-1939-goda-a-takzhe-ih-posledstviy-dlya-bessarabii-i-severnoy-bukoviny (дата обращения: 16.02.2023). – Текст: электронный.
  3. О порядке использования на территории Приднестровской Молдавской Республики Государственного флага Российской Федерации: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 12 апреля 2017 г. № 90-З-VI (САЗ 17-18) // Юридическая литература. – URL: https://www.ulpmr.ru/ul/show/FPWroOlCPKSSEMbZpKMP4MzOJciqCaCN8CTo (дата обращения: 16.02.2023). – Текст: электронный.
  4. О функционировании языков на территории Республики Молдова: Закон Молдавской Советской Социалистической Республики от 01 сентября 1989 г. № 3465-XI (утратил силу) // Законодательство стран СНГ. – URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3281 (дата обращения: 16.02.2023). – Текст: электронный.
  5. Результаты референдума о независимости Приднестровской Молдавской Республики 17 сентября 2006 г. // Сайт Центральной избирательной комиссии Приднестровской Молдавской Республики. https://www.cikpmr.com/o-vyborakh-i-referendumakh/informatsiya-referendumakh/rezultaty-referenduma-o-nezavisimosti-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-17-sentyabrya-2006-goda.html (дата обращения: 27.02.2023). Текст: электронный.
  6. Табелева, А. Идентичность в условиях социально-политической трансформации непризнанных государств: случай Приднестровской Молдавской Республики / Табелева // Generation PP. Приложение к журналу «Публичная политика». – Текст: непосредственный. – Санкт-Петербург, 2020. – Т. 1. – № 3. – С. 52 – 61.

Интересная статья? Поделись ей с другими: