УДК 323

Институт политической элиты и его влияние на формирование государственной идеологии

Кирьякова Людмила Петровна – преподаватель кафедры Политологии и политического анализа Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, Тирасполь).

Аннотация: В статье представлена характеристика политической элиты как социальной группы, осуществляющей разработку стратегий общественного развития, политических программ и контроль над их реализацией, что позволяет говорить о ее способности генерировать идеи, совокупность которых может составить основы государственной идеологии.

Ключевые слова: политическая элита, государственная идеология.

Политическая элита, осуществляя разработку стратегий общественного развития, политических программ и контроль над их реализацией, является в политическом пространстве не только активно действующим субъектом и участником властных отношений, но и основным производителем и распространителей идеологий как структурированной системы артикулированных представлений об общественных идеалах, перспективах социального развития, к которым необходимо стремиться и которые могут, задавая «водоразделы», определяющие политический «ландшафт» служить основой для политических программ [3, с. 178]. Обозначенные представления выступают в качестве важного фактора публичной политики, являясь ориентирами для политической идентификации граждан, они задают тон в обсуждении общественно значимых проблем, и в определенной мере стимулируют элиты так или иначе следовать заявленным целям и ценностям, побуждая их к ответственности за принятие и реализацию политических и управленческих решений.

Развитие политического рынка, его движение в сторону большей конкурентности и открытости политической борьбы требуют от наличия у представителей политической элиты способности «производить» смыслы: публичное управление, в соответствии с принципом легитимности власти, при принятии политико- и организационно-управленческих решений требует нуждается в постоянной коммуникации по поводу их объяснения и оправдания. По мнению А. М. Колядина, в свое время именно необходимость давать читающей публике объяснения по поводу принимаемых решений предопределила расцвет классических идеологий, с их альтернативными интерпретациями проблем, возникавших в процессе социальной эволюции [3, с. 179]. Несмотря на наличие в современном идеологическом поле определенной фрагментации и подвижность «водоразделов», которые лежат в основе идеологического многообразия, старые-новые идеологические маркеры («левые», «правые», «либералы», «консерваторы», «националисты», «фундаменталисты», «радикалы» и т. д.), обрастая современными характеристиками, продолжают оставаться ориентирами внутрипартийной и электоральной политики [3, с. 179].

Объясняется это не только инерцией существующих практик политической идентификации, но тем, что любые идеи, принципы, цели при определенном стечении обстоятельств могут быть оспорены, «преданы анафеме» или просто забыты, а их популярность не возможно обеспечить чисто технически, она напрямую зависит от ценностной и социально-исторической перспективы. И даже на фоне наблюдаемого в современном политическом пространстве кризиса идеологий, стимулирующего критику идей и перманентную адаптацию к современным условиям исторических идеологических систем, потребность в национальных (государственных) идеологиях сохраняется не только на теоретико-философском уровне, но и в практическом поле политической деятельности. Поэтому способность элит формулировать и отстаивать идейные ориентиры политических стратегий, увязывать их с «общезначимыми» идеями общественного блага или с групповыми (в том числе национальными) интересами, создавая тем самым механизм политического самоопределения и политического участия граждан, с точки зрения роста качественных показателей политики и ее эффективности является одной их социально значимых общественных потребностей.

Идеологические представления являются продуктом коллективного творчества социальной группы, своеобразным инструментом ее идентификации и интеграции, основой социальной практики ее членов. По мнению С. Московичи, они обладают качествами фундаментальных социальных представлений, выполняя двоякую функцию: во-первых, определяют порядок, позволяющий индивидам ориентироваться в мире; во-вторых, предоставляя членам сообщества коды, на которых основывается социальный обмен, обеспечивают коммуникацию между ними [цит. по: 2, с. 39].

Идеологические представления политической элиты – это коллективно разделяемые взгляды на социальный порядок и стратегию его изменения / поддержания, а также понимание собственной позиции / роли как референтной группы. При близком рассмотрении идеологических представлений политической элиты обнаруживается, что в речах и текстах политиков находят отражение, по крайней мере, два идеологических кластера: 1) профессиональная идеология, раскрывающая социальную идентичность представителей элит как членов профессиональной и статусной группы, исполняющих соответствующие роли, и 2) социально-политическая идеология, носителями которой они являются в силу принадлежности к партии и определенному социальному клану, которая обусловливает их отношение к требующим решения социальным проблемам [3, с. 180].

Идеология как совокупность идей тесно связана с представлениями о политике, власти, государстве, политической системе, политических институтах и политических ролях, а также о сообществах, наделенных политическими качествами. Она выступает в качестве особого измерения и одновременно функции политических представлений, включенных в контекст мобилизации электоральной поддержки, борьбы за общественное мнение и, как следствие, легитимации политико-управленческих решений, то есть коммуникативных действий, посредством которых политики стремятся воздействовать на публику [1, с. 64]. В такой публичной коммуникации и проявляются идеологические свойства политических представлений, превращая их в установку на мобилизацию коллективного действия, «борьбу» с конкурирующими системами смыслов и, в итоге, на изменение социальной реальности [1, с. 68].

Таким образом, представления политической элиты о власти, о политической системе и перспективах ее изменения, идентичности политического сообщества, социальных и экономических функциях государства в зависимости от того, воспринимаются или не воспринимаются они массами, создают ценностные основы общественной эволюции или же могут разрушить их.

Определим роль политической элиты в формировании идеологических установок в том или ином политически организованном сообществе:

  • создавая образ ближайшего и отдаленного будущего, причем не только желаемого, но и достаточно реалистического, вполне осуществимого практически, политическая элита формирует у населения представления о направлениях поступательного развития общества и государства, о целях, задачах и смыслах их деятельности;
  • будучи связанной с легальностью власти идеология политической элиты, в случае если она находит поддержку у населения, усиливает политическую власть, повышает степень ее легитимности, и, значит, увеличивает эффективность социальных и государственных преобразований;
  • политическая элита контролирует пропагандистскую машину, являющуюся инструментом воздействия на массы, благодаря чему формируется массовое сознание, способное не только воспринимать государственную идеологию, но и укреплять ее основы;
  • именно политическая элита способна превратить идеологию в движущую силу общественного развития, превратить ее в инструмент политической мобилизации общества.

Идеология нужна не только политическому классу, но и обществу в целом: ее отсутствие приводит к утрате ориентиров общественного развития, лишая социальную реальность смысла, что чревато ростом социальной напряженности. Однако, отстаивая тезис о необходимости государственной идеологии, политическим элитам следует помнить, что идеология, став государственной, какой бы социальный и нравственный заряд она изначально ни несла, начинает развиваться в соответствии с предписанными государственной идеологии законам, то есть служить интересам государства. А они, как показывает политическая практика, не всегда совпадают с интересами общества. Более того, идеология политического класса, стремясь к самосохранению, затвердевает, останавливается в развитии, что приводит к общественному застою. При таких обстоятельствах идеология, освещенная авторитетом государства, эволюционирует в автономную силу, автоматически мобилизующую на свою защиту все находящиеся в распоряжении политической системы средства, включая интеллектуальный и творческий потенциал элит.

Идеология, будучи важным признаком политической элиты, позволяет ей не только отличать себя от других элементов социальной структуры общества, но и формировать нормы поведения, мотивы и установки деятельности для всех социальных групп и сообществ.

Политическая элита «примеряет» на себя функции политической системы в целом, стремясь стать отлаженно действующим механизмом интегрированного выражения власти и политики, обеспечивающего единство общества и управление всеми сторонами общественно-политической жизни», и в этом смысле превращается в источник, генерирующий идеи, способные в совокупности составить государственную идеологию.

Список литературы

  1. Бачинин, В. А. Причинность как философско-правовая проблема: монография / В. А. Бачинин, В. П. Сальников; под ред. В. П. Сальникова. – Текст: непосредственный. – Санкт-Петербург: Фонд «Университет», 2002.
  2. Емельянова, Т. П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. – Текст: непосредственный. – Москва, 2001. – Т. 22. – № 6. – С. 39–47.
  3. Колядин, А. М. Политическая элита и национально-государственная идеология / А. М. Колядин // Юридическая наука: история и современность. – Текст: непосредственный. – Санкт-Петербург, 2016. – № 12. – С. 178–184.

Интересная статья? Поделись ей с другими: