УДК 323 (470)

Идеологическая функция государства: политико-правовая основа и механизм реализации

Мензарарь Светлана Анатольевна – старший преподаватель кафедры Политологии и политического анализа Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, Тирасполь).

Аннотация: В статье раскрываются современные тенденции, проявляющиеся в процессе реализации идеологической функции современных государств. Представлены политико-правовая основа, институты, методы, а также механизм осуществления государством идеологической деятельности.

Ключевые слова: идеология, функции государства, идеологическая функция государства.

На протяжении всей истории становления и развития современных государств проблема повышения результативности и эффективности реализации основных функций государства была в центре внимания органов государственной власти. Природа и сущность всех государств выражается в их функциях. Государства выполняют разнообразные функции, которые принято подразделять на две группы: внутренние и внешние. Среди внутренних функций особая роль принадлежит идеологической функции. Идеологическая функция выражается в деятельности государства, направленной на выработку, закрепление и реализацию официальных принципов, установок, мировоззренческих ценностей, определяющих стратегические цели развития государства и его место в мировом сообществе [3, с. 62]. В первую очередь реализация идеологической функции способствует легитимации политической власти, во-вторых, разработке ориентиров и правил совместного общежития, в-третьих, нивелирование различных форм нетерпимости и др.

Практика политического управления в XX и XXI вв. способствовала появлению особых функций государства, которые принципиально изменили саму парадигму управления, но идеологическая функция не потеряла своей актуальности. Осмысление возможностей идеологической функции государства для ее активного применения в управленческой практике органов политического управления и в местном самоуправлении приобретает неоценимое значение т. к. данная функция позволяет консолидировать общество и способствует поддержанию суверенитета и независимости государства. Повсеместное применение идеологических основ позволит сформировать более результативную модель управления, которая будет отвечать интересам большей части граждан страны и поспособствует повышению эффективности политического управления.

Актуальность темы подкрепляется наблюдающимся кризисом в политико-правовом сознания, а также общим фоном нестабильности и сложной предсказуемости развития политико-правовых процессов на современном этапе. Посредством своей идеологической функции государство определяет формирование правового и политического сознания граждан, что способствует укреплению общественной системы ценностей, достижению социально полезных целей [1, с. 56].

Ежедневно государство сталкивается с огромным количеством проблем и решает такое же множество задач, возникающих под влиянием внешних и внутренних обстоятельств. Это самые разнообразные вопросы: от разработки политического курса страны – до реагирования на обращение рядового гражданина. Принятие и реализация политических решений это одна из самых важных и ответственных функций современного государства, которая влечет за собой серьезные последствия и является основополагающим механизмом в процессе легитимации власти. Безусловно, важным в процессе разработки и реализации политических решений является ориентация органов власти на политические и идеологические предпочтения граждан. Но при этом не следует забывать, что в процессе осуществления политического курса необходимым условием выступает эффективная реализация государством своей идеологической функции. Без опоры на данную функцию любое политическое решение может привести к кризису правого сознания, делигитимации власти и в целом к трансформации политической системы. Следовательно, государственным институтам необходимо в своей идеологической деятельности опираться на действенные механизмы, предполагающие убеждающее воздействие на сознание граждан. Такого рода воздействие можно добиться только в случае опоры государственной власти на систему особых взглядов, идей, ценных установок разделяемых и поддерживаемых гражданами государства. Именно через механизм осуществления идеологической функции государство находится в непрерывном идеологическом контакте с социумом.

С древнейших времен государства применяют два основных метода государственного управления: принуждение и убеждение. На разных этапах государственного строительства преобладающим является то один, то другой метод. Такая ситуация складывается и в идеологическом пространстве. С помощью правовых норм, в которых закреплены идеалы, и предпочтения граждан обеспечивается государственное принуждения в формировании общественного мнения, выработка моделей общественного поведения, т. е. по сути, через правовой механизм происходит приобщение к идеологическим ценностям и установкам. Но через систему права осуществляется и убеждение в силу того, что законы защищают эти ценности, возводят их в ранг общеобязательных и всеобщих. Современные государства в зависимости от ряда объективных и субъективных обстоятельств при осуществлении идеологической функции применяют метод принуждения или убеждения. Метод принуждения чаще всего приобретает актуальность в кризисные периоды для страны, а метод убеждения применим государственными институтами на всех этапах государственного строительства и эволюции. Благодаря идеологической функции обеспечивается консолидация общества, и формируются общие ориентиры социального развития, что позволяет воспитать общественно ориентированную личность. Государство и общество нуждаются в идеологии и идеалах как человек – в нравственных ориентирах. В конце концов, без идеологии нет и нравственности [2, с. 87].

Идеологическая функция государства осуществляется посредством определенного механизма и с помощью государственных институтов и институтов гражданского общества. К основным проводникам идеологической функции следует отнести:

  • государство и государственные институты;
  • общественные организации;
  • политические партии и др.

Безусловно, первенство в осуществлении идеологической деятельности принадлежит государству и государственным институтам. Во многих конституциях стран мира фиксируется политический и идеологический плюрализм, но, несмотря на такое закрепление, современные страны без идеологии развиваться не могут. В ранг актуальных идеологических ценностей ряда демократических стран возведены права и свободы человека, толерантность, веротерпимость, становление правового и социального государства с развитым гражданским обществом, величие страны и др. Полномочия и функции по осуществлению идеологической деятельности распределены между органами власти и управления по сферам их компетенции. Высшие государственные органы определяют основные ориентиры реализации идеологической функции. Например: главы государств в президентской и смешанной республике определяют основные направления внутренней и внешней политики, разрабатывают различные стратегические программы, утверждают военную доктрину и др. Согласно Стратегии развития Приднестровья на 2019–2026 годы, «главной целью и принципами развития Приднестровья остаются политическая стабильность, экономическая самодостаточность и социальная справедливость, сформированные на четкой и ясно выраженной идеологии» [4].

Следует отметить, что и сама конституция как основной закон любого государства обладает особым идеологическим воздействием, фиксируя базовые социально-культурные и мировоззренческие ориентиры.

Таким образом, государство через институты власти осуществляет идеологическую функцию.

Помимо государства в механизме реализации идеологической функции важная роль принадлежит общественным организациям и политическим партиям. Деятельность общественных организаций, движений и фондов направлена на решение социальных проблем, реализации гражданских инициатив, воплощение в жизнь социально-значимых программ и проектов. Общественные организации выступают важнейшими структурными институтами современных государств, деятельность которых направлена на привлечение внимания государственных структур к социальным проблемам. В свою очередь общественные организации являются связующим звеном в процессе реализации идеологической функции государства: в силу того, что объединения направляют все усилия на:

  • поддержание и сохранение благоприятной среды обитания (Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, Международный Зеленый Крест, Всероссийское общество охраны природы);
  • защиту и реализацию прав молодежи (Всемирный фестиваль молодежи и студентов, Международный союз студентов, молодежные слеты-форумы «Селигер» и «Таврида»);
  • развитие волонтерского движения, тем самым пропагандируя милосердие и бескорыстие (движения «Доброе сердце», «Волонтеры Победы», «Мы из ПГУ», «От сердца к лапе»);
  • помощь людям с ограниченными возможностями здоровья (Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых, Тираспольский союз инвалидов, Общество слепых Приднестровья) и др.

Особое место в механизме реализации идеологической деятельности занимают политические партии. Интегрируя и агрегируя интересы различных социальных групп, политические партии определяют свою партийную идеологию, которая реализуется через эффективную деятельность партийных структур. При этом большинство современных партий организуют молодежные ячейки, приобщая к идеологическим ценностям молодое поколение. Именно через деятельность политических партий осуществляется идеологическая самоидентификация личности и общества. В свою очередь благодаря деятельности политических партий у населения формируется определенное идеологическое восприятие политической действительности, что способствует духовному объединению общества.

Таким образом, идеологическая функция не является исключительной привилегией аппарата государственной власти. Эта функция, также как и другие внутренние и внешние функции государства, распределена между органами власти, общественными организациями и политическими партиями. Однако роль верховной власти и государственного аппарата при реализации этой функции является решающей. Более того, выполнение этой функции обеспечивает эффективность действия других функций государства.

Список литературы

  1. Клименко, А. И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.01 / А. И. Клименко. – Текст: непосредственный. – Москва: Московский университет МВД России, 2005. – 200 с.
  2. Овчинников, А. И Понятие государственной идеологии и ее функции в современном государстве / А. И Овчинников // Философия права. – Текст: непосредственный. – Ростов-на-Дону, 2012. – № 2 (51). – С. 84–89.
  3. Селин, И. Н. Идеологические функции государства / И. Н. Селин, Н. В. Филина // Образование и право. – Текст: непосредственный – Москва, 2022. – № 4. – С. 60–64.
  4. Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019–2026 годы: утверждена указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 12 декабря 2018 г. № 460 (редакция по состоянию на 21 мая 2020 г.) // Юридическая литература. – URL: https://ulpmr.ru/ul/show/ZNBCL8gaJ6Jt19miyIKjxnMmF6JkwfYWoH58= (дата обращения 18.02.2023). – Текст: электронный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: