УДК 316.75

Место и роль государственной идеологии в системе духовно-политических основ государственности

Мясникова Наталия Владимировна – кандидат политических наук, доцент кафедры Политологии и политического анализа Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, Тирасполь).

Спринчан Андрей Александрович – аспирант кафедры Социологии и социальных технологий Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, Тирасполь).

Аннотация: В статье дается разъяснение содержания понятия идеология, показаны ее функции, рассмотрены исторические аспекты влияния идеологии на ход политических процессов. Авторы приводит аргументы в пользу необходимости, при сохранении конституционного закрепления идеологического многообразия, введения на официальном уровне государства ключевых идеологических концептов.

Ключевые слова: государственная идеология, духовно-политические ценности, государство, патриотизм, национальная безопасность.

Проблема государственной идеологии находится в поле научного и общественного дискурса постсоветского пространства уже более тридцати лет. Связано это с тем, что к концу 1980-х годов советская идеология во многом исчерпала себя и была дискредитирована пришедшими к власти новыми западноориентированными политиками, ратовавшими за деидеологизированное общество и отказ в вопросах обеспечении жизнедеятельности государства от какой-либо идеологии. Результатом такой политики стал политический, экономический и социальный крах советского государства, который негативно отразился на развитии и образовавшихся на основе национальных республик новых государств.

На протяжении тридцати лет идеология как государственный институт была невостребованной и только к началу 2020-х годов российское руководство приходит к выводу о необходимости возрождения института идеологии в политическом управлении. Можно сказать, что общественный вызов заставил власти прийти к пониманию того, что эффективность государственной деятельности напрямую зависит от определенных идеологических констант, выраженных в государственных целях, представленных, в свою очередь, в соответствующих убеждениях, смыслах, идеалах.

Опираясь на исторические и культурные традиции, нравственные и общественные устои, принимая современные знания и реалии жизни общества и человека, идеология непосредственно связана с существующим образом жизни. И эти составляющие идеологии, выраженные в интересах и потребностях общества, являются основой ее эффективного функционирования, а главное, установления скреп между обществом и государством. Государство, лишенное идеологии, быстро становится слабым и беззащитным к внутренним и внешним угрозам.

Идеология не возникает спонтанно и не может быть внедрена искусственным образом. Это продукт духовного и исторического развития общества. Цель идеологии – объединить общество, установить атмосферу согласия и созидания, определить вектор общественного развития на историческую перспективу. Идеология неразрывным образом связана с политической системой общества, поэтому в числе ее структурных элементов политические воззрения, идеи, программы, символы, общественно-политические идеалы и ценности [1, с. 17]. Носителем идеологии является народ, но артикуляция идеологических концептов принадлежит политическим деятелям, партийным и общественно-политическим лидерам, медиа, лидерам общественного мнения. Государство же является механизмом реализации идеологии.

Государственная идеология выполняет ряд функций, стабилизирующих политическую систему. Первая функция – целеполагание: государственная идеология формирует у общества представление о перспективных целях и задачах общественного и государственного развития, понимание индивидом, социальной группой, нацией своего места и роли в данном сообществе и государстве, а также представление о будущности государства, в построении которого оно принимает участие [11, с. 92]. Из перечисленного вытекает вторая функция – мобилизация, проявляющаяся в момент, когда общество, опираясь на идеологические ценности объединяется и ценой общих и индивидуальных усилий решает сверхзадачи в политике, экономике, производстве, науке, культуре и т. д. Так, например, идеи свободы, равенства, братства легли в 1789 г. в основу революционных событий во Франции, а идея построения коммунизма стала мобилизующим началом в деле воссоздания советского государства после Великой Отечественной войны. Третья функция – легализация и легитимация власти, демонстрирующая, как через идеологическое воздействие, идеологические призывы, формирование общественной поддержки власть приводит в действие принимаемые решения. Чувство единения общества и власти, принятие населением месседжа власти обеспечивает признание и легитимность последней, а значит, и эффективность, и стабильность государства.

Но идеология необходима не только государству, но и населению. Поэтому четвертая функция государственной идеологии связана с формированием ценностных ориентиров, т. е. системы взглядов на мир, человека и общество, человека и государства, что определяет ценностную ориентацию граждан и модели их поведения [11, с. 92].

Очевидно, что идеология является важным элементом политической системы общества, долгосрочным ориентиром развития государства и его скрепой с народом. Но при этом идеология может иметь и обратное действие. Стремясь к самосохранению, опасаясь от внешних угроз, государство может «законсервировать» идеологию и не модернизировать ее в соответствии с вызовами изменяющихся внутри- и внешнеполитических реалий. Застой идеологии, как показал советский исторический опыт, может привести к краху государства. Избежать подобных последствий возможно при условии сосуществования, наряду с государственной идеологией других идеологических концептов. Например, конфуцианский (китайский) социализм с человеческим лицом при котором экономический патернализм был дополнен развитием рыночных отношений и предпринимательства.

Обращаясь к истории российского государства, можно заметить, что периоды общественно-политического прогресса тесно связаны с периодами духовного, культурного, а вместе с ними и идеологического возрождения. При этом всегда в основу идеологического конструкта были заключены понятия «семья», «Отечество», «самодержавие, православие, народность», «вера и верность», «патриотизм», «русский народ» и такие смыслы как «Москва – третий Рим», «Русский мир», «За други своя».

Задачи, стоявшие перед государством в определенные исторические периоды, дополняли имеющиеся и выделяли новые идеологические посылы. В X–XV вв. – это курс на единение русских земель, в XVI–XVII вв. – централизация власти и расширение границ русского мира, укрепление самодержавия – в XVIII в., формирование и философское осмысление идеи «Русского мира» – в XIX – начале XX вв. [3, с. 14].

В 1917 г. революционное движение внедрило идеологию коммунизма и стало на путь построения советского социалистического государства, что позволило, в итоге, способствовало становлению СССР в статусе мировой сверхдержавы [3, с. 14]. Однако, закрытость политической системы СССР негативным образом сказалась на жизнеспособности коммунистической идеологии и идеи коммунизма оказались недостижимой перспективой советского общества. Более того, советская идеология подверглась жесткой дискредитации не только за рубежом, но и, как нам кажется, к сожалению, в среде советской номенклатуры и партийной элиты. На смену коммунистической идеологии в демократизирующейся России, согласно идее американского ученого-русиста Р. Пайпса, должно прийти деидеологизированое общество и государство, так как демократия не предполагает идеологии или, в крайнем случае, допускает плюрализм идеологий. Российским руководством в 1990-х годы был взят курс на «изменение устройства социально-экономической системы и переход с «восточного» на «западный» вектор движения, восстановление прерванного социального и культурного единства с Европой» [2, с. 196]. В Конституции РФ 1993 г. закреплялось положение о том, что в России признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной [4].

В результате этой политики Россия как государство к концу 1990-х годов оказалась на грани существования. Западные ценности, активно продвигаемые СМИ и органами власти, с одной стороны, не прижились в общественном сознании, однако с другой – они исказили мировоззренческие установки российского общества, посеяли в нем разобщенность и недоверие к институтам власти и государства. Последние стремительно теряли свою эффективность и легитимность. Этот процесс стал прямым доказательством тезиса Аристотеля о том, что «природа не терпит пустоты»: если государство само не заполнит идеологическую нишу, ее заполнят другие акторы. И этими акторами стали западные политтехнологи.

В 2000-х годы к представителям российского истэблишмента приходит осознание, что без идеологических скреп общественно-политическое развитие государства невозможно, хотя бы даже потому, что процесс принятия и исполнения того или иного закона, легитимации его в обществе, требует идеологического обоснования. Поэтому в политическом дискурсе появляются мнения о необходимости концептуализации национальной идеи, в качестве которой были выдвинуты понятия патриотизма, православия, Русского мира, инновационного развития, равенства национальностей и этносов, проживающих в РФ [10, с. 19]. Так, Президент России В. В. Путин видит национальную идею в патриотизме, направленном на развитие страны [цит. по: 7]. Прояснить этот идеологический акцент может высказывание депутата Государственной думы Н. В. Новичкова о том, что «На стороне идейных последователей – вся армия тех, кто уже когда-то победил, исповедуя определенные ценности, тех, кто нарастил идейные мускулы, накопил опыт не только побед, но и поражений». Проще говоря, люди, граждане с идейными убеждениями и ценностями способны совершать поступки, решать задачи гораздо более сложные и «недостижимые», чем люди безыдейные [8]. Так и патриот каждый день будет стремиться к достижению лучших результатов в деле решения государственных задач, общественного благополучия и развития. Патриотизм, возведенный в статус государственной идеологии, существенным образом повышает ответственность каждого гражданина и особенно представителя власти за судьбу нации и государства.

К 2023 г. российская общественность в лице патриотических организаций и объединений выступила с предложением расширить концепцию национальной идеи до «патриотического мировоззрения и интеллектуально-альтруистического развития граждан» [6].

Однако само провозглашение национальной идеи является недостаточным для установления скреп между государством и обществом: необходимы идеологические константы, целенаправленно внедряемые государством в систему общественных и политических отношений. Таковыми стали поправки, внесенные в Конституцию РФ в 2020 г. Не изменяя положения о плюрализме идеологий, разработчики проекта поправок в данной сфере внесли традиционные для российской культуры исторически сложившиеся смыслы, направленные на единение россиян, их общественно-политическое и культурное развитие в парадигме Русского мира. Таким образом, в российской конституции закреплены такие положения как как «память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога»; «историческая правда»; «патриотизм, гражданственность и уважение к старшим»; русский язык как язык «государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»; «общероссийская культурная идентичность»; институт брака «как союза мужчины и женщины» [5].

На основании этих конституционных положений должны приниматься законы государства, концепции и стратегии развития, государственные программы. Их эффективная реализация будет находить положительный отклик у общественности, а вместе с тем способствовать легитимации власти и обеспечению национальной безопасности государства, и, что немаловажно, приверженность этим ценностям будет способствовать единению цивилизационного пространства Русского мира, что позволит России занять ведущие позиции в системе международных отношений.

Руководством к действию в вопросах идеологии для органов государственной власти и управления в России стал Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [9]. Согласно положениям которого, органам власти РФ всех уровней поручается посредством взаимодействия со СМИ, через систему образования, воспитания, культуры, науки и пр., проводить мероприятия по продвижению и укреплению в российском обществе и в среде соотечественников такие традиционные ценности как «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [9]. Перечисленные ценности рассматриваются как основа российского общества, позволяющая устанавливать мирные отношения между различными национальными, этническими и религиозными группами населяющими РФ, а главное укреплять государственный суверенитет и противодействовать вызовам и угрозам национальной безопасности страны.

На основе изложенного, мы можем сделать следующие выводы:

  • идеология занимает, во многом, определяющее место в политической системе ввиду того, что выполняет функцию связующего звена между элементами политической системы и государством;
  • связующая функция государственной идеологии заключается в том, что она представляет собой совокупность исторически сложившихся на данной территории и у данной нации культурных и мировоззренческих ценностей, убеждений, традиций, объединяющих общество и государство. Соответственно, искусственно созданная или навязанная идеология будет нежизнеспособной;
  • государственная идеология в демократическом государстве не может быть единственной, но является ключевой, что способствует сохранению стабильности политической системы при одновременной ее модернизации посредством введения новых идей, отвечающих политическим вызовам и потребностям общества в заданный исторический период;
  • стабилизирующая роль государственной идеологии исходит из факта ее принадлежности господствующим социальным группам, что позволяет нивелировать внутренние и внешние угрозы национальной безопасности;
  • идеологические концепты, возведенные в статус государственной идеологии, проникают в нормативно-правовое поле государства и тем самым на законодательном уровне повышают ответственность граждан и власти за судьбу государства и общества.

Список литературы

  1. Бондарь, Ю. Идеология и государство / Ю. Бондарь // 21-й век. – Текст: непосредственный. – Москва, – № 3. – С. 16–27.
  2. Вольтер, О. В. Идеология и политика: определение стратегических перспектив развития современного общества / О. В. Вольтер // Вестник Омского университета. – Текст: непосредственный. – Омск, 2013. – № 3. – С. 193–198.
  3. Вольтер, О. В. Феномен российской государственной идеологии как духовно-политической основы государственной целостности России: история и современность: политологический аспект: автореферат диссертации … доктора политических наук: 23.00.01 / О. В. Вольтер // Каталог диссертаций. – URL: https://www.dissercat.com/content/fenomen-rossiiskoi-gosudarstvennoi-ideologii-kak-dukhovno-politicheskoi-osnovy-gosudarstvenn (дата обращения: 21.02.2023). – Текст: электронный.
  4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) // Консультант Плюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 18.02.2023). – Текст: электронный. – Ст. 13.
  5. Кряжкова, О. Разбираемся в конституционных поправках / О. Кряжкова // Адвокатская газета, 24 апреля 2020 г. – URL: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/razbiraemsya-v-konstitutsionnykh-popravkakh/ (дата обращения: 21.02.2023). – Текст: электронный.
  6. Национальная идея России // Крымская региональная общественная организация «Центр интеллекта и альтруизма “АЙФААР”». – URL: https://russiaglorysongs.ru/ (дата обращения: 21.02.2023). – Текст: электронный.
  7. Никольский, А. Путин рассказал о национальной идее России / А. Никольский // Информационное агентство ТАСС, 10 мая 2020 г. – URL: https://tass.ru/obschestvo/8438743 (дата обращения: 21.02.2023). – Текст: электронный.
  8. Новичков, Н. Почему России так необходима государственная идеология / Н. Новичков // Московский комсомолец, 21 ноября 2022 г. №28916. – URL: https://www.mk.ru/politics/2022/11/21/pochemu-rossii-tak-neobkhodima-gosudarstvennaya-ideologiya.html (дата обращения: 21.02.2023). – Текст: электронный.
  9. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 // Сайт «Президент России». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 16.02.2023). – Текст: электронный.
  10. Овсеенко, Ю. С. Национальная идея современной России: инновационный фактор / Ю. С. Овсеенко // Историческая и социально-образовательная мысль. – Краснодар, – № 1. – С. 19–24. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14864912 (дата обращения: 21.02.2023). – Текст: электронный.
  11. Рыбаков, В. А К вопросу о роли идеологии в современном государстве / В. А. Рыбаков // Вестник Омского университета. – Текст: непосредственный. – Омск, 1998. – Вып. 1. – С. 91–93.

Интересная статья? Поделись ей с другими: