УДК 316.75

Эволюция национальной идеи в России: исторические формы и современность

Енаки Ирина Александровна – преподаватель кафедры Политологии и политического анализа Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, Тирасполь).

Аннотация: В статье раскрывается эволюционный путь развития русской национальной идеи и ее роль в формировании национального сознания и национальной идеологии. Автором представлены аргументы в защиту тезиса о том, что наследие русской социально-политической мысли не только не утратило своего значения, но и, будучи созвучным современности, приобрело высокую социальную значимость и актуальность.

Ключевые слова: национальная идея, национальное сознание, национальная идеология, Русский мир, дихотомия «Восток – Запад».

Стремление к пониманию глубинных смыслов национальной идеи обусловлено потребностью каждого социума в самоидентификации, формулировании общенациональной вдохновляющей и мобилизующей цели, консолидирующей и государство, и общество, определенным образом ориентирующей общественно-политическое сознание на том или ином этапе исторического развития. Поиск национальной идеи и формирование подходов к оценке ее роли в качестве фактора общественных преобразований актуализируется в переломные моменты развития государства, поскольку именно в такое время национальная идея становится уже своего рода политической идеологией и стратегией государственной деятельности, направленной на трансформацию общества на новых принципах и устоях.

Наглядные свидетельства этому мы находим как в мировой практике, так и в политической истории России, в сторону которой, будучи частью Русского мира, цивилизационно ориентировано Приднестровье.

Этимологически термин «национальная идея», с точки зрения подавляющего большинства российских исследователей, имеет смысловые признаки, схожие с семантическим значением понятий «русская идея», «национальная идеология», «государственная идеология», «русская мысль». Исторически идеологические начала русской национальной идеи представлены в концепции «Москва – третий Рим». Приведенная идеологема письменно зафиксирована в послании монаха Псковского Елеазарова монастыря Филофея Василию III, князю Владимирскому и Московскому [3, с. 86], и в соответствии с ней за Москвой был закреплен статус политико-религиозной наследницы Византийской империи, а за российским государством – определение «Святая Русь», что является косвенным свидетельством исключительного значения православия во всех сферах общественной жизни в стране. В последствии развитие концепции привело к осознанию необходимости консолидации русских земель вокруг Москвы и построения централизованного государства.

Начало следующего этапа формирования национальной идеи в России обусловлено влиянием философских и общенаучных учений европейского Просвещения и реформаторской деятельности Петра I, заложившими в начале XVII в. основы идеологической концепции «Великая Русь».

В первой четверти XIX в. в результате революционной деятельности декабристов, проводимой под лозунгами ограничения самодержавия, закладываются идейные принципы «Свободной Руси». Именно в это время складывается демократическое направление «русской мысли», а уже к 1830–1840-м годам можно говорить о том, что в России фактически сформировалось национальное сознание. В обозначенный исторический период в российской философской и социально-политической мысли большую популярность приобретает термин «национальная идея» / «русская идея», в интерпретациях которого обнаруживается все многообразие ответов на вопросы о месте и роли России в мировых процессах развития человеческого общежития. Не трудно заметить, что в современном научном дискурсе и в современном политическом поле понятие «русская идея» продолжает оставаться основополагающей концепцией национального сознания россиян и, даже больше, национального русского характера. Объяснение видится нам в том, что ее внутреннее содержание, обеспечивая потребности народа в национальной, государственной, культурной идентичности, имеет характер важнейшего не только философского или религиозного, но и витального принципа не только для России, но и для всего мирового сообщества.

Обратимся к анализу некоторых социально-философских позиций. Так, Н. А. Бердяев – русский религиозный и политический философ – последовательно отстаивает тезис о том, что Россия имеет по отношению к Европе особую миссию: она призвана быть освободительницей народов, а опираясь на дуалистическую теорию «Восток – Запад», философ определяет «русскую идею» как предначертанный России «особый путь» [3, с. 15]. И. А. Ильин – русский философ и публицист – главный смысл «русской идеи» находит в духовной культуре русского народа, развитии русского национального сознания, потребности русского человека в свободе и одновременно в созерцании. По Ильину, русским является всякий, кто интерес единой русской Родины ставит выше индивидуализма или любой коллективной части» [4, с. 22]. Л. П. Карсавин – русский историк и философ – приходит к выводу о том, что основу «русской идеи» составляет принцип «созидания великого будущего» [5]. И это далеко не полный список.

Таким образом, взгляды представителей российской общественно-политической мысли конца XIX – начала XX вв., направленные в сторону реализации духовных принципов человеческого общежития, стали своеобразным триггером для научного поиска в понимания и объяснения национальной идеи.

Современная интерпретация национальной идеи, по мнению российской исследовательницы Ж. В. Андриевской, должна включать в себя целый комплекс разноплановых конструкций, таких как культура, экономика, быт, идеи и т. д. Нельзя не согласиться с ее исследовательской позицией в соответствии с которой, Россия исторически связана с идеей великой цивилизации, что позволяет говорить о том, что она как государство движется по особому историческому пути [2, с. 87]. Подобные мысли сильны в национальном сознании современных россиян, поскольку они представляют собой определенную альтернативу идеям, сложившимся в западных цивилизациях. Безусловно, концепция незападного, «другого» пути, по сути, является своего рода противовесом, направленным против коллективного западного влияния.

Даже невооруженному глазу заметно, что влияние США на культуры европейских народов унифицирует их, лишая самобытности и многообразия. Так, доминирующей константой для «коллективного запада» является в современном мире идея либерализма, пресекающая любое, даже самое малое, отклонение от заданных стандартов. На другом же конце цивилизационного полюса идея Русского (незападного) мира, «набирает обороты», становится все более привлекательной авторитетной среди народов и стран, «уставших» от американского доминирования. Такое положение дел в контексте «особого пути», позволяет считать Россию фактором, обусловливающим на мировой арене равновесие сил.

Представленная череда фактов свидетельствует о трансформации концепции «Москва – третий Рим» в теорию особого пути России, которая, в свою очередь, в XX в., нашла отражение в общественно-политическом учении о евразийстве. Теоретико-философскую основу евразийской концепции составляют тезисы, раскрывающие самобытность России, проявляющуюся в сочетании лучших достижений культур Запада и Востока. Н. С. Трубецкой – русский философ, историк и этнограф, один из основателей евразийства как идеологии – характеризуя Россию, отмечает, что она, осознавая исключительные особенности своего географического положения, может сохранить себя как государство, создав при этом самодостаточную, не зависимую от других экономику [6, с. 108]. Возможно, именно поэтому Запад, являясь цивилизационным антиподом Русского мира, на протяжении веков стремится к ослаблению (читай – уничтожению) России. С распадом советского государства, снизившим политическую сопротивляемость российского «организма» стремление Запада препятствовать развитию России, преодолев фазу латентных действий, перешло в настоящее время к открытому противодействию. Факты неприкрытой русофобии, отрицающей для русского народа саму возможность быть носителем великой идеи, попытки дискредитации всего русского, насаждение ценностей так называемой западной демократии, наблюдаемые сегодня, несмотря на то что порой они противоречат не только исторической правде, но и самому здравому смыслу, становятся обыденным явлением и, как следствие, не могут быть проигнорированы Россией. Неслучайно важнейшим аспектом концепта особой исторической (если не сказать цивилизационной) миссии России является правда и справедливость.

Национальная идея, объединяя народ в целях реализации духовных смыслов бытия, приобретает качества национальной идеологии. Дискуссии по вопросу о формировании национальной идеи и национальной идеологии в их современных трактовках и в повестке сегодняшнего дня не утратили своей общественной востребованности. В связи с этим как никогда актуальны слова, сказанные Президентом РФ В. В. Путиным в ходе работы Международного дискуссионного клуба «Валдай» в октябре 2021 г.: «Мы полагаем, что должны опираться на свои духовные ценности, на историческую традицию, на культуру нашего многонационального народа … можно назвать это даже национальной идеей» [1] … и этот тезис не просто созвучен идеям русской общественно-политической и философской мысли, в нем для России очерчены горизонты, которые позволят стране и народу пережить разрастающийся глобально-цивилизационный кризис современности, сохранив свои духовные ценности и культуру ... даже если для этого придется продемонстрировать всему миру силу русского национального характера.

Список литературы

  1. Акопов, П. А. Здоровый консерватизм: зачем Путин похоронил эпоху / П. А. Акопов // РИА Новости. – URL: https://ria.ru/20211022/putin-1755717845.html (дата обращения: 10.03.2023). – Текст: электронный.
  2. Андриевская, Ж. В. Национальная идея и национальное сознание в русской философии / Ж. В. Андриевская // Миссия конфессий. – Текст: непосредственный. – Москва, 2022. – Т. 11. – № 3 (60). – С. 85–89.
  3. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. – Москва: АСТ, 2023.
  4. Ильин, И. А. Русский Колокол. Журнал волевой идеи. 1927–1930 / И. А. Ильин. – Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008.
  5. Карсавин, Л. П. Восток, Запад и русская идея / Л. П. Карсавин. – Петербург: Academia, 1922. – URL: https://philhist.spbu.ru/images/books/Vostok-zapad-i-russkaya-ideya.-Karsavin-L.-P.pdf (дата обращения: 10.03.2023). – Текст: электронный.
  6. Трубецкой, Н. С. Евразийство. Избранное: монография / Н. С. Трубецкой. – Текст: непосредственный. - Москва: Инфра-М, 2018.

Интересная статья? Поделись ей с другими: