УДК 316.75 / 323 (470)

Национальная идея и государственная идеология: соотношение понятий

Осипова Светлана Анатольевна – доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой Политологии и политического анализа Приднестровского государственного университета имени Т. Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, Тирасполь).

Аннотация: В статье представлен анализ сложившихся в политической науке определений национальной идеи и государственной идеологии. Сделан вывод, что национальная идея интегрирована в государственную идеологию и воплощена в ней, а государственная идеология, основываясь на национальной идее, становится действенным фактором поступательного и устойчивого развития государственности.

Ключевые слова: национальная идея, мифологизация политического пространства, символизм, этничность, государственная идеология.

Под национальной идеей понимают особую форму общественного самосознания, которая с позиции политологии представляет собой единую систему базовых идейно-политических и национальных ценностей, взглядов и идеалов. Базовые положения данного определения дают возможность говорить об общественной значимости, политическом и символическом потенциале национальной идеи. Эти факторы отражают ее специфику как одной из составляющих строительства государства и трансформации социума.

Процессы становления национальной идеи базируются на историческом опыте, ментальности политических слоев социума и всего народа, их самоидентификации с национальной точки зрения. Здесь наблюдается определенная стратегия государственного развития с позиций его национальных интересов и приоритетов. Национальная идея, как правило, формируется в период кардинальных социальных трансформаций.

Если объединить высказывания известных мыслителей, можно вывести относительно стройную концепцию определения национальной идеи. Под ней здесь будет пониматься не меняющееся во времени обобщение самосознания нации, которое систематизируется и представляется в форме общественных, политических, социальных и философских, а также художественно-публицистических произведений. Национальная идея может иметь как образный, так и рациональный вид [5, с. 201–202].

Структурное исследование национальной идеи дает возможность выделить в ней 3 связанных друг с другом уровня:

  • уровень сознания, который отражается в мифологичности, символичности и этничности идеи;
  • уровень перехода от теории к практическим действиям, завязанный на динамичности национальной идеи;
  • уровень воплощения идеи в жизнь, демонстрирующий ее прагматичность и системность.

Многие исследователи считают, что в политике важная роль отводится мифологизации политического пространства. Из-за информатизации социальной жизни и глобальных процессов современного мира в сфере государственного строительства приходится обращаться не только к прагматическим практикам, которые базируются на экономических законах, но и к идеологическим гуманитарным практикам, способствующим сохранению и дальнейшему воспроизводству системных качеств государства. Национальная идея здесь выступает одной из таких практик, а ключевая задача, стоящая государством, заключается в смысловом (идеологическом) поддержании общего политического пространства. Используя мифологизацию для целей политического управления, можно не только менять социальное сознание, чтобы добиться подтверждения законности политической власти и обеспечения безопасности государства от различных угроз, но и переводить его в нужных данной власти направлениях.

Национальная идея самим своим содержанием воплощает общественно значимые функции мифа, который способствует мобилизации и интеграции социума, создает условия для управления общественным сознанием и узаконивания власти государства. Национальная концепция отражает непреходящие убеждения личности о принципах, лежащих в основе прошлого, настоящего и будущего ее страны, мобилизует ее для преодоления трудностей и создает соответствующее сознание социума. При этом мифы являются неотъемлемым компонентом формирования национальной концепции и связаны не только с восприятием и оценкой политических лиц и обществ разными социальными группами, но и с желанием представителей данных политических образований достичь власти.

Куда лучше понять суть политического мифа помогает основатель современной политологии, Г. Лассуэлл. Он указывает на «фундаментальные допущения», которые можно наблюдать в содержании политического мифа относительно политических вопросов. В политическом мифе присутствуют символические элементы, которые не только объясняют, но и оправдывают особенности властных отношений и политико-управленческих практик. При этом символам, включенным в состав мифа, может быть придан вымышленный, иррациональный и даже откровенно ложный оттенок. Мы считаем, что такая точка зрения наилучшим образом раскрывает сущность самого понятия национальной идеи.

Если рассмотреть мифологичность национальной идеи со стороны «политической формулы», предложенной Г. Лассуэллом, можно заметить, что она одновременно содержит субъективно-оценочный (описательный) и предписывающий (должный, нормативный) элементы. Национальная идея включает символы, которые предназначены для обоснования или осуждения тех или иных политических практик, но в то же время она соответствует требованиям социума и стремится быть признанной большинством людей как правильная модель и практика властных отношений, сложившихся в стране.

В свете представленной информации, символ как основной элемент национальной идеи может быть интерпретирован в качестве индивидуального или коллективного начала. Однако исследователи Ч. Элдер и Р. Кобб считают, что символы могут быть общими для группы, но каждый отдельный человек может их воспринимать по-разному, что тесно связано с проблемами политического выбора, поведения, ответственности. Американские философы добавляют, что символическое содержание национальной идеи объединяет ее абстрактную и практическую направленность.

Последствием этого является символический характер национальной идеи, который утверждается на уровне осознания. Он разбивает ее на абстрактные и практические компоненты, что приводит к выполнению функций национальной идеи по интеграции и мобилизации социума. Государство является ключевым элементом политической системы общества и решает задачи поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности граждан. В этом контексте национальная идея приобретает нормативное ценное значение, становится незримым институтом государства.

Государство, которое строится на принципах превосходства силы, высказывает тезис о сверхмощном образе и облачает его в национальную идею. Так власть доказывает эффективность проявления своих институциональных черт. Историческая жизнеспособность национальной идеи, наследование в понимании цели и задач построения государства, ее приверженность традиционным ценностям и идеалам превращаются для государства в своеобразную «охранную грамоту». В свете этого национальная идея приобретает способность определять цели нации и активировать потенциал народа для исторических достижений.

Согласно теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса, рациональная составляющая национальной идеи представляет собой внутреннее соотношение и баланс между политической практикой и рациональностью политического действия. Она позволяет людям не только чувственно воспринимать национальную идею, но и осознавать глубинные смыслы, лежащие в самой ее основе. Политические элиты в большинстве своем являются коммуникаторами, передающими национальную идею стране и ее гражданам. Но это не мешает ее смыслу и значению проникать в сознание социума и политическую практику, оказывать непосредственное влияние на модели политического поведения.

Если граждане понимают смысл национальной идеи, она может быть успешно реализована, что позволит ей способствовать узакониванию политического процесса. Американские политологи Р. Кобб и Ч. Элдер, опираясь на мнение Р. Мерельмана, выделяют 2 основы легитимности. Первая основана на эмоциях и чувствах, связанных с символами политической власти, а вторая – на материальной оценке и выгоде.

В контексте всего вышесказанного национальную идею можно охарактеризовать как сложный феномен, состоящий из ряда элементов (лозунгов, принципов, ценностей, задач), наиболее соответствующих требованиям эволюции в развитии государства и мира в целом. Перечисленные элементы служат мотивацией для политиков выступать против исторических задержек, отставания и политической слабости. Поэтому национальная идея находит свое выражение в общественной структуре, организационных компонентах и различных социально-политических институтах. Все это подразумевает не только концептуализацию содержания национальной идеи, но и ее реализацию в обществе, например, в самоопределении государства, его суверенитете, в политических (внутренних и внешних), экономических, культурных и иных стратегиях поведения.

Анализ национального представления на уровне коллективного сознания социума помогает определить этнический компонент в его структуре. Сходство в содержании слов «национальный», «нация», «этничность», «этническое сообщество», «этническое самосознание» и аналогичных терминов – заставляет рассматривать вопрос этничности в самом национальном представлении. Но в настоящее время национальное представление во многих странах не стремится сохранить этнические признаки, а его выражение в самой крайней форме характерно только для определенных националистически настроенных сообществ. Для многонационального государства этничность означает сохранение традиционного образа жизни, основных ценностей и стереотипов поведения и мышления, что, как правило, подразумевает борьбу за национальную независимость и суверенитет народов.

Сущность духовной составляющей политического самоопределения заключается в восприятии политических ценностей, включая суверенитет государства. Это означает, что национальная идея может быть рассмотрена как духовная ценность, направленная на преодоление возможного этнического распада страны, предотвращение потери ею своего статуса как единого и самодостаточного государства, способного сопротивляться угрозам современности.

Отечественный этнополитолог В. А. Тураев считает, что национальная идея всех народов, в какие бы философские и мировоззренческие обертки интеллектуалы не одевали ее, по сути, всегда остается одной и той же. Народ хочет сохранить свою идентичность, и поэтому в условиях глобализации главное для всех этнических сообществ мира – не утратить свою индивидуальность [6, с. 154].

Таким образом, патриотизм и осознание себя гражданином великой страны являются проявлениями этничности в национальной идее, которая поддерживает значение государства как основного политического института и важного действующего лица в политике. Национальная идея, включающаяся в коллективное сознание людей, политические традиции и практику социальных институтов, а также в поцессы восптания, образования, пропаганды, литературы и искусства в целом, становится программой реальной политической жизни и большим идеологическим манифестом.

Исследования показывают, что национальная идея может изменяться в восприятии разных поколений, что подтверждает ее важность в современной политической системе. Она также ориентирует интересы политических сил и субъектов политики на обеспечение стабильности и безопасности внутри государства. Анализ структуры национальной идеи показывает ее влияние на политическое сознание и культуру граждан, а также на реализацию государственной политики. Таким образом, национальная идея является одним из основных аспектов обеспечения государственной безопасности.

Если говорить о национальной идеи с позиции политической безопасности, то размывается значимая грань между понятиями «национальная идея» и «государственная идея», они представляются практически синонимами. В процессе формирования государственной идеи важную роль играют особенности политического режима в стране и степень вовлеченности государства в международные процессы. Кроме того, государственная идея способна раскрывать особенности протекания политического процесса в стране, она придает фундаментам государственности системообразующий и системоохранительный характер, объединяет, активизирует и управляет политической деятельностью социума, оказывает влияние на сознание всего социума.

Во время политических кризисов, когда общество сталкивается со сложными и зачастую конфликтными условиями, возникает необходимость в консолидации социальной энергии, которая будет направлена на преодоление данных проблем. Поэтому в такие моменты активно обсуждаются вопросы о национальной идее. Государственная идеология, как набор идей, представлений и ценностей, позволяет людям осознать свою роль в политической действительности, выразить свои потребности и интересы, определить способы организации своего существования, а также сформулировать и оправдать свои общественно значимые цели и стремления. Поэтому национальная идея является существенным фактором устойчивого и прогрессивного развития любого государства.

Как показывает многовековая практика, не каждое государство способно ясно выражать свою национальную идею и идеологию, внятно доносить ее народным массам. Это связано с разными факторами, включая статус государства, уровень развития его институтов, образованность политической элиты и политическую культуру народа. Для успешной политической социализации народа, политический истеблишмент должен быть заинтересован в высоком уровне политической культуры и повышении образованности населения.

Список литературы

  1. Алексеева, Т. А. Современные политические теории: учебное пособие / Т. А. Алексеева. – Текст: непосредственный. – Москва: РОССПЭН, 2000. – 479 с.
  2. Карчевский, Л. Этничность как актуальная проблема: пер. с польск. / Л. Карчевский // Знание. Понимание. Умение. – Текст: непосредственный. – Москва, 2006. – № 4. – С. 143–152.
  3. Кобб, Р. У. Использование символов в политике / Р. У. Кобб, Ч. Элдер // Политическая лингвистика. – Текст: непосредственный. – Екатеринбург, 2009. – № 29. – С. 131–145.
  4. Лассуэлл, Г. Язык власти: пер. с англ. / Г. Лассуэлл // Гуманитарный портал. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/880 (дата обращения 18.03.2023). – Текст: электронный.
  5. Национальная идея // Большая актуальная политическая энциклопедия / под общ. ред. А. В. Белякова и О. А. Матвейчева. – Текст: непосредственный. – Москва, 2009. – С. 201–202.
  6. Тураев, В. А. Национальная идея как смысл существования и стратегия развития этноса / В. А. Тураев // Россия и АТР. – Текст: непосредственный. – Владивосток, 2010. – № 2. – С. 154–160.
  7. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне: пер. с англ. / Ю. Хабермас. – Текст: непосредственный. – Москва: Весь мир, 2003. – 416 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: