УДК 376.37 

Проблемы задержки речевого развития у детей

Стержанова Виктория Сергеевна – учитель-логопед первой квалификационной категории МКДОУ «Детский сад «Василек».

Аннотация: В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи. Отставание в усвоении родного языка, в сравнении с нормальным темпом развития, является наглядным свидетельством задержки в развитии речи. В данной статье актуально исследуется проблематика задержки речевого развития у детей, а также описываются эффективные системы коррекционно-развивающей работы.

Ключевые слова: отсутствие речи, задержка речевого развития, нарушения речи, ранний возраст, ранняя помощь, коррекционно-развивающая работа.

В настоящее время наблюдается заметное увеличение количества детей с задержкой речевого развития. Ребенок, обучаясь в дошкольном образовательном учреждении в 1.5 года, а даже и в 3 года испытывает трудности в общении. Воспитанники неспособны сказать слова приветствия и благодарности, сформулировать свою просьбу, рассказать короткое стихотворение. Вся коммуникация ребенка с педагогами и сверстниками ограничена лишь жестами и мимикой. Первые слова у таких детей начинают появляться лишь к 3-3.5 годам, а фразовая речь к 4-м годам. Такое медленное усвоение родного языка у детей, по сравнению с нормальным темпом, указывают на задержку в развитии речи.

Задержка речевого развития (далее - ЗРР) – это наиболее позднее овладение навыками устной речью детьми от трех лет по сравнению с возрастной нормой. ЗРР характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием качественного и количественного словарного запаса, отсутствием фразовой речи к 2-м годам и связной речи к 3-м годам [13].

Данное заключение на сегодняшний день наиболее широко используется среди детей раннего дошкольного возраста. А термин ЗРР применяется для описания раннего речевого развития большой группы детей, у которых отмечаются очевидные отклонения от нормального речевого развития в онтогенезе, но тип нарушения речи еще не выявлен [3].

В своих исследованиях Е.В. Жулина обращает внимание на то, что проблемы, с которыми начинают сталкиваться педагоги и родители, а именно: сложности в общении, замкнутость, застенчивость, а также агрессивный негативизм у таких детей, необходимо искать в раннем детстве [6].

Причины задержанного развития речи у детей разнообразны. Наблюдения и исследования многих ученых подтверждают, что наследственные, перинатальные, внешние факторы, а также социальное окружение ребенка играют важную роль в формировании речевых нарушений [7]. Так у детей ЗРР может быть соматическая ослабленность: неполноценное питание, отставание в физическом развитии, тяжелые заболевания, в результате которой задерживается формирование всех психических функций [9], [11]. Воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде в зависимости от вида, продолжительности и силы, может закладывать механизмы, которые нарушают нормальное становление психических функций организма, в том числе и речи [2].

Результатом социальных факторов является неправильно организованное общение с ребенком, отсутствие адекватных условий для его развития. Гиперопека окружающих также может препятствовать развитию речи, поскольку ребенку не дают возможности самостоятельно выражать свои желания и мысли. Неблагоприятно влияет избыточное пребывание ребенка в неинформативно-речевой среде, где преобладает речь взрослых, телевидение, а также игры в телефоне. В такой среде ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать ей значение. В результате может наблюдаться такое явление, когда ребенок произносит длинные, бессмысленные псевдофразы имитируя речь, но истинное развитие речи может быть задержано [12].

ЗРР не имеет четких диагностических границ, поэтому детей с данной проблемой трудно отличить от детей с алалией, но еще труднее отличить с нормальным развитием речи, поскольку сама норма вариативна [1].

В психолого-педагогических исследованиях многих авторов содержится значительный объем информации по проблеме изучения и обучения детей ЗРР.

О.Е. Громова в своей научной статье отмечает, что логопедическая работа с детьми дошкольного возраста в основном осуществляется с трех-пяти лет, когда у детей могут быть точно определены и выявлены нозологические категории речевых нарушений, ведущие к фонетико-фонематическому или общему недоразвитию речи [4]. По мнению автора в практической логопедии часто происходит неравномерное сужение ЗРР, которое определяется, как нарушение темпа речевого развития и в большинстве случаев имеет способность к спонтанной нормализации. За данную «нормализацию» ошибочно принимается состояние речи в возрасте до трех лет, которое, целесообразно интерпретировать в рамках понятия «недоразвитие речи» с точки зрения анализа этиопатогенетических механизмов нарушения [3].

В научных исследованиях Л.С. Волковой, Т.А. Датешидзе, О.В. Ефимовой и других ученых отмечается, что развитие детей с ЗРР отличается от нормальных только своими темпами, формирование же лексико-грамматических структур в импрессивной и экспрессивной речи соответствуют нормативному онтогенезу. В научных работах авторов описывается, «что при ЗРР наблюдается запаздывание в развитии всех сторон ВПФ, что влияет на замедленный темп формирования речи с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, несформированность всех сторон речи и позднее начало ее развитие» [1] .

У детей с ЗРР отмечается равномерное отставание в формировании всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики и фонологии. В онтогенезе отмечается позднее появление первых слов и фраз [12]. Наблюдается специфическое нарушение развития, при котором у ребенка понимание речи находится в пределах нормы, но способность использовать разговорную речь намного ниже уровня его умственного развития [5].

Первостепенное значение имеет ранняя диагностика и своевременно начатая терапия. Даже при незначительных признаках нарушений речи, родителям с детьми необходимо, как можно раньше обратиться к специалистам и пройти полное обследование, включающее и психические процессы, т.к. ЗРР может указывать, на скрыто протекающее серьезное заболевание [6].

Проблема в раннем выявлении и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста определяет особое значение для дальнейшего их обучения и социализации [10].

В своем исследовании Т. А. Датешидзе отмечает, что коррекционно-развивающую работу с детьми раннего возраста необходимо начинать с тщательного обследования психомоторных, социальных и речевых функции ребенка. Диагностика должна осуществляться группой специалистов таких как: неврологом, отоларингологом, психоневропатологом, ортопедом, педиатром, логопедом, дефектологом. После данного обследования делается общий вывод специалистов об уровне психического, моторного, социального и речевого развития ребенка, а также состояния его социальных функций неврологического статуса. Выявив отставание в речевом развитии ребенка необходимо начать работу так, чтобы совершенствовались все составляющие его общего развития [5].

Так, Тамара Александровна разработала систему коррекционного воздействия для детей раннего возраста с ЗРР. В данной системе автором излагаются методы и виды коррекционной деятельности доступные в двух-трехлетнем возрасте. Задания, представленные в системе, способствуют развитию моторных, сенсорных, перцептивных и речевых навыков ребенка. Автор включала такие разделы в занятия: формирование импрессивной и экспрессивной речи, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторки, развитие слухового и зрительного восприятия, развитие просодической стороны, графических навыков и математических представлений. Разработанная система Тамары Александровны получила положительные результаты в обучении детей с ЗРР [5].

Еще одна авторская система, по работе с детьми с ЗРР, описывается в исследованиях Ю.В. Мятляевой. Разработанная система представлена в виде четырех этапов, каждый из которых включается от 3 до 5 блоков с коррекционно-развивающими заданиями. На каждом из этапов продолжается работа по закреплению знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущем. Так, на каждом этапе осуществляется работа над преодолением недостатков звукопроизношения: постановка звуков, автоматизация, дифференциация, формирования навыков звукового анализа и синтеза, овладения слоговой структуры, накопление словаря. Предложенная система позволяет постепенно переходить от простых речевых форм к более сложным, при этом сохранять онтогенез речевой деятельности в норме [10].

В научных исследованиях О.В. Закаревская описывает систему работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Данная система учитывается темп и способности усвоения знаний, умений и навыков каждого ребенка, которые усваиваются на каждом индивидуальном коррекционно-развивающем занятии. Методика представляется пошаговую систему обучения детей, уровень развития которых соответствует возрасту от 0 до 4 лет, независимо от реального возраста ребенка [8]. 

Таким образом, коррекционно-развивающих систем по преодолению ЗРР достаточно разработано на сегодняшний день, многие из них популярны и активно применяются специалистами. В основе разработанных систем лежит психолого-педагогический подход, в котором рассматривается речь, как деятельность со всеми ее компонентами. 

Цель коррекционно-развивающих систем – это комплексное, целенаправленное, последовательное предупреждение отклонений, а также преодоление нарушений в речевом развитии детей раннего возраста.

Основными задачами таких систем являются:

  1. Диагностика и оценка уровня речевого развития детей. С помощью специальных методик и тестов специалисты могут определить наличие или отсутствие отклонений, а также определить степень их выраженности.
  2. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Коррекционно-развивающие системы учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка и предлагают методики и программы, направленные на устранение нарушений.
  3. Коррекция речевых нарушений. Системы предлагают методики и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, артикуляционных навыков, лексико-грамматических структур и других компонентов речи.
  4. Сотрудничество с родителями. Родители играют важную роль в коррекционно-развивающей работе с ребенком. Системы предлагают консультационную беседу и обучение родителей методикам развития речи, чтобы они могли активно принимать участие в коррекционной работе.

Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь – это залог правильного развития ребенка в целом, а также раскрытие его потенциальных возможностей. Очень важно не упустить время – период готовности ребенка к формированию речи, ведь потом, после трехлетнего возраста, может быть очень поздно.

Список литературы

  1. Александрова Л. Ю., Ваторопина С. В. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и индивидуальных речевых различий у детей из замещающих семей // Концепт. 2014. № 03. C. 1-8.
  2. Володин Н.Н., В.М. Шкловский. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. M.: 2015. 57 с.
  3. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: дисс.…канд. пед. наук. – М., 2003. 234 с.
  4. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей. Просвещение. М.: 170 с.
  5. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2008. 200 с.
  6. Жулина Е.В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: Монография. Н. Новгород: НГПУ, 2018. 143 с.
  7. Заваденко Н.Н., Козлова Е.В., Щедеркина И.О. Дисфазия (алалия): изучение роли нейробиологических факторов и особенностей развития. Детская больница 2013. № 4. С. 13–17.
  8. Закаревская, О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. 90 с.
  9. Лазебник Т.А., Румянцева В.Н., Шейде Н.А., Назаренко Т.В., Красавцева О.Ф. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием Пантокальцина. Эффективная фармакотерапия в педиатрии 2010. №1. С. 12–16.
  10. Метляева Ю. В. Система логопедической работы по преодолению задержки речевого развития // Педагогика сегодня: проблемы и решения: Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. С. 40-42.
  11. Парцалис Е.М. Факторы риска нарушения когнитивного развития у детей. Новые исследования. 2013. № 2 (35). С. 4–22.
  12. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи: учебно-методическое пособие. СПб.: «ООО «Детство-пресс», 2020. 144 с.
  13. Интернет источник. URL: https://logopedprofiportal.ru/blog/750427 (дата обращения: 20.06.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: