УДК 377+378

Профориентационная работа как ресурс содействия профессиональному самоопределению студенческой молодежи в арктическом регионе1

Мелкая Лия Александровна – кандидат педагогических наук, директор Учебно-методического центра по профилактике терроризма Координационного центра по противодействию терроризму и профилактике экстремизма; старший преподаватель кафедры Регионоведения, международных отношений и политологии Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

Есеева Ольга Владимировна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Социальной работы и социальной безопасности Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В статье показана сущность профориентационной работы во взаимосвязи с профессиональным самоопределением студенческой молодежи в арктическом регионе. Представлены некоторые итоги исследования оценки студенческой молодежью профориентационной работы в разных форматах, проводимой на уровне общего и среднего профессионального образования. Даны предложения по повышению результативности данной работы как ресурса содействия профессиональному самоопределению студенческой молодежи в арктическом регионе

Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональное самоопределение, студенческая молодежь, арктический регион.

Профессиональное самоопределение выступает процессом, в ходе которого человек осознает свои потенциальные профессиональные способности, определяет, какие направления подготовки и специальности для обучения соответствуют его интересам и склонностям. К.С. Буров трактует профессиональное самоопределение как «явление, характеризующее совокупность психических процессов», в число существенных признаков которых включается самосознание ценности профессии на основе осведомленности о ней, самооценка, соотнесенная с внешней оценкой, своих возможностей в освоении профессии и самореализации [1]. Процесс профессионального самоопределения берет свое начало в школьном возрасте, когда обучающийся определяет свои предпочтения в отношении будущей профессии, особенно активно он продолжается в период студенчества – человек может менять свое мнение о профессии, конструировать и реконструировать профессиональные интересы, четко осознавая собственные возможности и ограничения, ресурсы и потенциал в конкретных профессиональных областях.

Сегодня профессиональное самоопределение становится все более важной составляющей социально-экономического благополучия общества, поскольку выбор молодежью профессии сказывается не только на качестве жизни положении каждого отдельного человека, но и инициирует позитивные изменения обеспечивающие позитивные изменения и устойчивое развитие региона и страны в целом. Данный аспект затронут в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164, где в числе основных задач в сфере социального развития Арктической зоны отмечается обеспечение доступности среднего профессионального и высшего образования, что пересекается с запланированными показателями эффективности, включающими опережение общероссийских темпов роста качества жизни и доходов населения, устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации [2].

Отдельным инструментом и ресурсом содействия профессиональному самоопределению студенческой молодежи, его важнейшей составляющей является профориентационная работа, которую зачастую ограничивают рамками общеобразовательной организации, что, безусловно, неверно. Профориентация представляет собой комплекс многогранных мероприятий, направленных на выявление у человека склонностей и «пригодности» тем или иным профессиям, оказание помощи в выборе профессии, наиболее соответствующей эмоционально-личностным, психологическим, физиологическим особенностям человека и запросам рынка труда.

В 2023 году авторами статьи было проведено исследование среди студенческой молодежи, обучающейся в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова методом анкетного опроса (количество проанализированных анкет – 132). В структуре анкеты ряд вопросов был посвящен аспектам профориентационной работы.

Прежде всего, студентам предлагалось оценить результативность профориентационной работы, проводимой в школе / гимназии / лицее / техникуме, колледже, где они обучались ранее. 34,85% респондентов отметили, что профориентационная работа с ними фактически не проводилась, 40,9% оценили ее нерезультативной, и лишь четверть указали на ее некоторый эффект (24,25%).

При этом ключевым источником информации, из которого респонденты получали сведения о направлении подготовки / специальности, по которым они проходят обучение в настоящий момент, выступили СМИ и Интернет-пространство (80,3%), в то время как профориентационные мероприятия образовательной организации были обозначены лишь в 16,67% ответов.

Интересно было выяснить, какие форматы профориентационных мероприятий реализовывались со студенческой молодежью на предыдущем уровне образования (школя / гимназия / лицей или техникум / колледж). Далее на рисунке 1 представлены средние баллы по отдельным форматам профориентационной работы. Респондентам предлагалось поставить балл по каждой позиции от 1 по 10, где 1 – «профориентационная работа в данном формате совсем не проводилась», 10 – «профориентационная работа в данном формате проводилась достаточно часто».

1

Рисунок 1. Оценка респондентами частоты проведения профориентационной работы в разных форматах, в ед. (средний балл по шкале от 1 до 10)

Как мы видим из данных, представленных на рисунке 1, ни один из форматов профориентационной работы не достигает 5 баллов из 10, что говорит о слабости последней. Самый высокий балл занимают беседы с обучающимися о профессиональных предпочтениях – 4,15 балла из 10. На втором месте расположились тематические классные часы и занятия по вопросам профессионального выбора – 4,08 балла из 10. Фактически не реализуются на практике форматы конкурсов профессионального мастерства (2,11 балла из 10) и презентации возможностей профессиональной самореализации в регионе сотрудниками центра занятости населения (2,83 балла из 10).

Срез представленных исследовательских результатов позволяет сделать ряд важных выводов.

  1. Целесообразна активизация профориентационной работы со студенческой молодежью, активно вовлеченной в процесс профориентационного самоопределения. Для территорий арктического региона это играет существенную роль, поскольку ввиду ограниченных возможностей получения образования и трудоустройства важно продемонстрировать всю вариативность путей профессионального развития, карьерного роста, а также показать уникальность, востребованность и перспективность «арктических профессий».
  2. Необходимо расширять и усиливать внедрение разнообразных форматов профориентационной работы, которая не должна ограничиваться встречами и беседами о профессиональных предпочтениях, тематическими классными часами. Важно внедрить практикоориентированный компонент на всех уровнях образования, например, дать возможность попробовать себя в профессии, приобщиться к профессиональному сообществу. Такой элемент «погружения» в профессию даст обучающемуся понять, насколько его ожидания относительно профессии соответствуют реальности.
  3. Учитывая преобладание у студенческой молодежи так называемого клипового мышления, следует внедрять в профориентационную работу интерактивные онлайн-форматы: подкасты, вебинары, рубрики вопрос-ответ с представителями профессионального сообщества и многое другое.
  4. Профориентационная работа должна включать в себя значительную диагностическую компоненту, чтобы обучающиеся могли определить и проанализировать соответствие своих возможностей и склонностей тем или иным профессиям. Однако такая деятельность не сводится исключительно к критериям «подходит – не подходит»: важно обеспечить понимание возможностей смены или корректировки профессиональной траектории за счет образовательных программ и дополнительных профессиональных программ как в периоде обучения, так по его завершении. Существенную роль здесь играет и знаниевый компонент: обучающимся необходимо предоставлять информацию о том, где искать вакансии, как составлять резюме, презентовать себя и многое другое.

Указанные меры позволят профориентационной работе занять достойное место в профессиональном самоопределении студенческой молодежи в арктическом регионе.

Список литературы

  1. Буров К.С. Профессиональное самоопределение как научное понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 57-65.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45255 (Дата обращения: 25.10.2023).

1 Статья выполнена при поддержке САФУ имени М.В. Ломоносова (договор №Д-575/6.2023 на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Профессиональное самоопределение студенческой молодежи в условиях Арктического региона: анализ и тенденции»)

Интересная статья? Поделись ей с другими: