УДК 81-139

Формирование гибких навыков (skill soft) посредством диалогического обучения

Оразбаева Фаузия Шамсиевна – директор научно-практической лаборатории “Латын”, член-корреспондент НАН РК, доктор педагогических наук, профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан)

Коканова Жаркинай Атаевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан)

Нургазиев Танат Есенбаевич – PhD, старший методист научно-практической лаборатории “Латын”, Казахский национальный педагогический университет им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан)

Аннотация: В настоящее время демонстрирует эффективность преподавания казахского языка в индивидуальной или парной форме для иноязычной аудитории. Мы считаем, что в ближайшем будущем исследовательский интерес, несомненно, будет направлен на естественную многостороннюю речь, поскольку обращение к изучению живого общения является насущной необходимостью нашего времени. Диалог – это простая форма группового общения. Полилог-сложная форма как для состава участников и межличностных отношений, так и для языковой структуры общения. В статье определен термин гибкий навык (skill soft) и дается обзор видов гибкого навыка среди школьников. Показана важность формирования у учащихся гибких навыков (skill soft) посредством диалогического обучения. Навыки, эффективные для развития во время диалогического обучения, анализируются и связаны с skill soft. Также были выявлены и проанализированы трудности диалогического обучения.

Ключевые слова: речь, диалог, гибкие навыки, обучение, методика.

Статья опубликована по грантовому проекту Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан «Методология уровневых парадигм: чтение и письмо» (ИРН АР14869424).

Сегодняшние цифровые технологии развиваются в глобальной тенденции, и по мере того, как жизнь каждого человека становится более тесно связанной с технологиями, мировые аналитики образования сталкиваются с множеством вопросов. «На каких специалистов будет расти спрос в будущем?», «Каким должен быть современный специалист?», «Какой специалист станет мастером своего дела»? При разборе подобных вопросов, учитывается не только знания специалиста который закончил ВУЗ и только устраевается на работу. Сопутствующий вопрос: «Какие качества детей школьного возраста мы должны раскрывать и развивать?», ведь школьные навыки и знания являются основным фундаментом будущего специалиста. «Навык – это действие, которое формируется благодаря повторению и характеризуется высокой степенью освоения. Это значит, что на уровне навыка, человек, не задумываясь о том, что и как нужно делать, действует «на автомате» [1; с.3].

В соответствии с «Концепцией развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2023-2029 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года №249, «Обучающимся 21 века предоставляются необходимые знания, навыки, приемы в соответствии с национальными приоритетами, а также вызовами и возможностями быстро меняющегося мира сформулированы гарантии по совершенствованию содержания образования, определяющие ценности. Следовательно, необходимо продолжить и усилить работу по совершенствованию содержания среднего образования на основе ценностно-ориентированного, деятельностного, личностно-ориентированного и коммуникативного подходов» [2].

Анализ LinkedIn 2020 года, крупнейшей мировой компании, занимающейся поиском работы или специалистов, показал, что навыки работодателей являются наиболее желательными [3]. Он делится на два типа: твердые и гибкие навыки. В то время как твердые навыки участвуют в вычислительной, аналитической, рассуждающей деятельности специалиста, гибкие навыки способствуют формированию индивидуальных способностей человека. В некоторых статьях гибкий навык также пишется как «мягкий навык» и  следовательно относится к отношениям человека с другими людьми, которые демонстрируют его гибкость, особенности творческого мышления, сотрудничества, решения проблем и т. д.

В одной из статей, касающихся образования, указываются два вида гибких навыков, в других работах выделяются три вида. «Мягкие навыки (гибкие навыки) – это личные качества человека, которые позволяют ему находить гармоничные и эффективные отношения с другими людьми. Какие существуют типы мягких/гибких навыков? Список гибких навыков включает ответственность, честность, саморегуляцию, тайм-менеджмент, творческое мышление, оптимизм, этикет, манеры, логическое мышление, общительность, сочувствие, управление личными финансами и многое другое. В навыках межличностного общения, мягкими/гибкими навыками можно назвать умение работать в команде, умение слушать и слушать других людей, лидерство, уважение к другим людям, вежливость, сострадание, умение аргументировать свое мнение, установление обратной связи с оппонентом, и т. д.»[4].

Гибкие навыки можно разделить на основные три блока:

1) Личные качества.

Они считаются полезными не только для работника, но и для самого человека. Какими бы ни были профессии, эти качества востребованы везде: порядочность, трудолюбие, пунктуальность и другие. Обычно они формируются в детском возрасте.

2) Коммуникативные навыки.

Для профессионалов, которые при своей работе не имеют контакта с людьми, некоторые навыки общения могут не понадобиться. Например, зачем программисту, сидящему в офисе специалисту, который обрабатывает ту или иную информацию, нужны лидерские качества? Ведь есть профессии, где коммуникативные навыки так же необходимы, как воздух. Работа торгового агента, PR-менеджера, журналиста, психолога или педагога включает в себя общение с людьми.

3) Дополнительное профессиональное образование.

Их нельзя получить в вузе, они формируются на практике, и для этого нужно приложить немало усилий. Ведь «Необходимо, чтобы сфера образования развивалась непрерывно и последовательно, а также с учетом современных достижений». [5, с.152].

Основной подход к развитию коммуникативных навыков, на который следует обратить внимание, это диалогическое обучение.

При диалогическом обучении эффективно развивать следующие навыки:

  • Умение запрашивать информацию, задавать вопросы.
  • Отвечать на вопрос собеседника.
  • Использование необходимых выражений, установленных нормами литературно-разговорного стиля (клише) в пределах материала.
  • Высказывать мнение собеседнику: согласие, несогласие, благодарность, приветствие и т.д.

Основная роль в обучении – речь, осуществляемая участниками диалога, требует обсуждения и аргументацию. Ведь данные функции позволяют учащимся выразить свое понимание темы, помогает им понять, что у людей могут быть разные идеи, способствует тому, что учащиеся аргументируют свои идеи, помогает им понять, на какой стадии находятся учащиеся в процессе обучения.

Интерактивные мероприятия на занятиях включают организацию и развитие диалогического общения, которое приводит к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но важных для каждого участника задач. В ходе диалогического обучения учащиеся учатся критическому мышлению, решению сложных задач на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешиванию альтернативных мнений, принятию правельных решений, участию в дискуссиях, общению с другими людьми. Для этого на занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, используются исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Суть диалогического обучения заключается в том, что процесс обучения организован таким образом, что практически все учащиеся участвуют в процессе познания, они получают возможность понять и размышлять о том, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе обучения, усвоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый личный вклад, обменивается знаниями, идеями, способами деятельности. Кроме того, это происходит в атмосфере доброты и взаимной поддержки, которая позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее в высшие формы сотрудничества.

Трудностями диалогического обучения являются:

  • ограниченное время (недостаточно времени чтобы обдумать ответ);
  • преодоление языковых трудностей при прослушивании речи собеседника и построении собственного ответа;
  • необходимость предсказать, что может сказать собеседник;
  • слабо развитая устная речь.

Система образования в 21 веке определила у учащихся основные твердые и гибкие/мягкие навыки, которые необходимы обществу. Гибкие/Мягкие и твердые навыки, которые привлекли внимание многих специалистов, являются факторами, непосредственно способствующими формированию личности школьников. Более того, утверждение о том, что два навыка должны в равной степени охватывать действия учащегося, ошибочно, потому что «Согласно исследованиям ученых из Гарвардского университета, hard skills составляет только 15 процентов всех навыков работника, а soft skills получает остальную часть» [3]. Это требует развития коммуникативных навыков, которые являются главными среди навыков, которые развивают школьники. В этом смысле преподавание казахского языка определяет необходимость большей охвата содержания образования разговорным, монологическим, диалогическим, полилогическим способами обучения. Ведь «Важно помнить, что в триаде мышление-знание-речь, важнейшим вопросом является подлинное общение между людьми, этика речи и культура участия. Это должно стать главной идеей формирования Soft skills, то есть «гибких навыков», ставших главным трендом современного образования» [4, с. 28].

Список литературы

  1. Ивонина А.И.,Чуланова О.Л.,Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников. Интернет-журнал «Науковедение» Том 9, №1.2017 г.
  2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 249, «Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023-2029 годы», https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000249 (дата обращения: 10.2023 г.)
  3. Портал «Bilim-2023», Что такое твердые навыки? https://kk.prisondharmanetwork.net/what-are-hard-skills-2060829-40#menu-1  (дата обращения: 10.2023 г.).
  4. В. Ли. Soft skills. Портал «BilimAll»: https://bilim-all.kz/article/16904-Soft-skills-zhumsaq-dagdylar?ysclid=lg7cqn6cea353781981 (дата обращения: 10.2023 г.).
  5. Оразбаева, Ф. Ш. Роль письма основанной на латинском алфавите в контексте непрерывного образования / Ф. Ш. Оразбаева, М. А. Иманкулова, Т. Е. Нургазиев // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей LVII Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Пенза, 15 июня 2022 года. Том 1. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 151-153. – EDN EJWIYQ.

Интересная статья? Поделись ей с другими: