УДК 37.013

Причины спада мотивации шестиклассников к изучению всеобщей истории

Королёва Евгения Вадимовна – учитель Средней образовательной школы № 23 в поселке  Золотинка (Республика Саха), магистрант Благовещенского государственного педагогического университета

Аннотация: Статья исследует актуальную проблему снижения мотивации учащихся начальной школы к изучению истории. В статье анализируются понятие мотивации, её важность в образовательном процессе и специфика познавательного интереса шестиклассников. Выявлены ключевые факторы, способствующие спаду мотивации, включая неподходящие методы обучения, недостаточную практическую значимость, информационное перенасыщение и другие. В статье предложены пути решения проблемы, такие как активные методы обучения, увязывание материала с реальным миром, использование визуализации, индивидуализация и привлечение родителей. Статья обращает внимание на значимость создания стимулирующей образовательной среды, способствующей увлеченности и активному участию шестиклассников в процессе изучения всеобщей истории.

Ключевые слова: мотивация, шестиклассники, всеобщая история, познавательный интерес, образовательный процесс, спад мотивации, активные методы обучения, практическая значимость, визуализация, информационное перенасыщение, дифференциация, родители, учебный интерес, мотивационная среда.

Мотивация играет важную роль в образовательном процессе. Это динамичное состояние, побуждающее учеников к активной деятельности, самосовершенствованию и достижению учебных целей. Однако существует проблема спада мотивации у шестиклассников к изучению всеобщей истории. В данной статье мы рассмотрим, что такое мотивация, значение познавательного интереса шестиклассников, основные факторы спада мотивации и возможные пути её повышения.

Мотивация представляет собой сложный психологический механизм, который подталкивает человека к определенным действиям, направленным на достижение цели или удовлетворение потребности. Это внутреннее состояние, которое активизирует и направляет поведение, стимулируя индивида к осуществлению определенных усилий и действий [6].

В образовательном контексте мотивация играет огромную роль, так как она оказывает значительное влияние на активность и результаты учебной деятельности. Мотивированные учащиеся проявляют более высокую заинтересованность в учебе, учатся более целеустремленно и настойчиво, идут на более глубокое понимание учебного материала.

Значение мотивации в образовании трудно переоценить. Она способствует [7]:

  1. Активизации учебной деятельности: Мотивированные учащиеся проявляют больший интерес и вовлеченность в учебный процесс, что способствует более глубокому усвоению знаний.
  2. Саморазвитию и самосовершенствованию: Мотивация побуждает учащихся к поиску новых знаний и навыков, стимулируя их к личностному росту.
  3. Развитию критического мышления: Мотивированные учащиеся более склонны анализировать информацию, задавать вопросы и искать глубокое понимание материала.
  4. Самостоятельности и ответственности: Учащиеся, чья мотивация высока, чаще стремятся к самостоятельному изучению материала и берут на себя больше ответственности за свои учебные достижения.
  5. Повышению учебной успеваемости: Мотивированные ученики склонны к более тщательной подготовке и более эффективному использованию времени для обучения.

Таким образом, мотивация является одним из ключевых факторов, определяющих успешность обучения. Создание мотивационной среды и разработка подходов, способствующих поддержанию и повышению учебной мотивации, играют важную роль в современной образовательной практике.

Особенности познавательного интереса шестиклассников обладают своей спецификой, которая требует внимательного учета и адаптации в образовательном процессе. В этом возрасте дети находятся на стыке детства и подросткового периода, что отражается на их отношении к учению и познанию окружающего мира [5].

Первое, что следует учитывать, это рассеянный характер интереса. Шестиклассники проявляют интерес к разнообразным предметам и знаниям, могут восторгаться новыми идеями, но этот интерес может быть непостоянным и быстро сменяться. Это следствие их стремления к познанию всего нового и неизведанного.

Интерес к различным предметам и темам также присущ этому возрасту. Дети могут проявлять интерес к наукам, искусству, спорту и другим областям знаний. В связи с этим, учитель должен уметь конкурировать за внимание учеников и показать, как история может быть увлекательной и интересной частью их познавательного мира.

Важной особенностью является недостаточная глубина погружения. Шестиклассники могут проявлять поверхностный интерес к новой информации, быстро переходя от одной темы к другой. Это может означать, что хотя они могут быть заинтересованы в истории, их понимание может быть не очень глубоким. Важно стимулировать их к анализу и долгосрочному пониманию учебного материала [1].

Чтобы справиться с этими особенностями, необходимо создать условия для глубокого и увлекательного изучения. Важно делать изучение истории интересным и понятным, использовать интерактивные методы, которые захватят внимание детей, и стимулировать их к самостоятельному исследованию. Также важно установить связь с реальным миром, чтобы показать практическую значимость исторических знаний в их жизни.

С учетом этих особенностей, педагоги и родители могут сделать учебный процесс более интересным и эффективным, способствуя углубленному и увлекательному изучению истории шестиклассниками.

Спад мотивации у шестиклассников к изучению всеобщей истории может быть обусловлен рядом ключевых факторов, которые важно учитывать при организации образовательного процесса. Вот некоторые из них [3]:

  1. Неподходящие методы обучения: Использование устаревших и монотонных методов обучения может привести к потере интереса учеников. Если уроки истории ограничиваются п passive прослушиванием лекций, чтением учебника и выполнением однообразных заданий, учащиеся могут утратить мотивацию и вовлеченность. Неинтерактивные и малоинтересные методы могут сделать изучение истории скучным и невыразительным.
  2. Недостаточная практическая значимость: Если материал из учебника или учебной программы не связан с реальной жизнью или не имеет практической ценности для учеников, это может привести к спаду мотивации. Дети хотят видеть, как исторические события и явления связаны с их собственной жизнью и современным миром.
  3. Информационное перенасыщение: Современные учащиеся оказываются в окружении информации из разных источников: интернета, социальных сетей, телевидения и т.д. Из-за этого они могут столкнуться с перегрузкой информацией и утомиться от ежедневного восприятия большого объема данных. Если учебный материал не представлен интересно и не выделяется среди остальной информации, ученики могут потерять интерес.
  4. Отсутствие релевантности: Если учебный материал не имеет явной связи с интересами или жизненными переживаниями учащихся, они могут не видеть смысла в его изучении. Например, если исторические события далеки от их повседневной реальности или не имеют отношения к их культуре и идентичности, это может отразиться на мотивации.
  5. Отсутствие интерактивности и вовлеченности: Учебный процесс, лишенный интерактивных элементов, может стать скучным и однообразным. Если учащиеся не участвуют активно, не задают вопросов и не участвуют в обсуждениях, это может привести к потере мотивации и увлеченности.
  6. Монотонность оценки: Оценка только через формальные тесты и контрольные работы может создать ассоциацию между историей и стрессом, что в конечном итоге снизит мотивацию. Если учащиеся не видят положительных результатов своего учебного труда или не получают обратной связи, их интерес может угаснуть.
  7. Сложность и непонимание материала: Если учебный материал слишком сложен для понимания, а ученики не получают достаточной поддержки и объяснений со стороны учителя, это может привести к ухудшению мотивации из-за чувства неуспешности.

Повышение мотивации шестиклассников к изучению всеобщей истории является важной задачей образовательной системы. Для достижения этой цели необходимо применять разнообразные пути и стратегии, которые создадут интерес и вовлеченность учеников в учебный процесс.

Использование интерактивных методов обучения становится ключевым фактором в активизации мотивации. Включение дискуссий, групповых заданий, ролевых игр и проектных работ позволяет учащимся активно взаимодействовать с материалом, делает уроки увлекательными и стимулирует более глубокое усвоение информации.

Важным аспектом является создание практической значимости изучаемого материала. Ученикам необходимо понимать, как исторические события влияют на современный мир и их собственную жизнь. Приводя конкретные примеры связи прошлого с настоящим, учителя могут помочь ученикам увидеть пользу и важность изучения истории [2].

Интеграция современных технологий, таких как мультимедийные материалы, видеоролики и интерактивные ресурсы, также способствует повышению мотивации. Это помогает создать динамичную и увлекательную образовательную среду, которая соответствует интересам современных шестиклассников [8].

Важно также создавать разнообразие в оценке знаний. Помимо традиционных тестов и контрольных работ, следует предоставлять ученикам возможность демонстрировать свои знания и навыки через проекты, презентации и исследования. Это позволяет развивать универсальные навыки и поддерживать интерес к изучению истории [6].

Неотъемлемой частью повышения мотивации является создание тематических мероприятий, таких как исторические вечера, конкурсы и викторины. Эти мероприятия позволяют ученикам вживаться в роли исторических персонажей, применять знания на практике и почувствовать себя частью истории.

Личное внимание и поддержка со стороны учителя играют важную роль в повышении мотивации. Индивидуальный подход к каждому ученику, помощь в преодолении трудностей и создание доверительных отношений способствуют созданию комфортной учебной атмосферы.

Создание связи между изучаемым материалом и реальным миром, позволяющее ученикам увидеть практическую пользу от исторических знаний, также способствует повышению мотивации.

Итак, сочетание интерактивных методов, практической значимости, современных технологий, тематических мероприятий, индивидуальной поддержки и создание связи с реальным миром создают комплексный подход к повышению мотивации шестиклассников к изучению всеобщей истории. Этот подход способствует активному и интересному учебному процессу, помогая ученикам осознать важность и ценность исторических знаний для их личного и общественного развития [4].

В заключение, мотивация шестиклассников к изучению всеобщей истории играет ключевую роль в их образовательном пути. Мотивированные ученики более активно учатся, легче усваивают знания и развивают критическое мышление. Однако, как было отмечено, существует ряд факторов, которые могут привести к спаду мотивации.

Важно учитывать, что мотивация – это не статичное состояние, а динамичный процесс, который можно активно формировать и поддерживать. Подходы, предложенные в данной статье, представляют собой комплексные стратегии, способные эффективно бороться с негативными факторами, снижающими мотивацию.

Создание интересных и интерактивных уроков, связь материала с реальной жизнью, использование современных технологий и организация тематических мероприятий - все это способы активизировать интерес и участие учеников в изучении истории.

Ответственность лежит не только на учителях, но и на образовательной системе в целом. Внедрение современных методик и подходов, а также поддержка педагогов в их применении, сыграют значительную роль в успешном повышении мотивации шестиклассников [5].

Итак, в целях формирования активной учебной мотивации учащихся, необходимо постоянно стремиться к инновациям, учитывать потребности и интересы шестиклассников, создавать интерактивную и практически значимую образовательную среду. Это позволит не только поддерживать высокий уровень мотивации, но и вдохновлять учеников на учебные достижения, а также развитие навыков и компетенций, необходимых для успешной жизни в современном мире.

Список литературы

  1. Приказ от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года) https://docs.cntd.ru/document/607175848?ysclid=lldba7o9rh707238521.
  2. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И.. активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания//Преподавание истории и обществознания в школе.-2018. – № 4. – с.13-19.
  3. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. М.: «Глобус», 2019.
  4. Северина  О.А. Проектная деятельность учителя. – Волгоград: Учитель. 2020.
  5. Харченко М.С. Педагогическая психология. М.: Издательский центр "Академия", 2018.
  6. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации // Муниципальное образование: инновации и экперимент. 2022. – № 1. – С. 13-17.
  7. Шелякин В.И. Психология и педагогика образования. М.: Академия, 2019.
  8. Якушева Н.А. Поддержка познавательной мотивации на уроках истории. История в школе. 2021. № 1.

Интересная статья? Поделись ей с другими: