УДК 373

Особенности формирования понятия «гражданственность» у младших школьников

Кольдина Елизавета Геннадьевна – магистрант Пензенского государственного университета

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования патриотизма младших школьников через понятие «гражданственность». Статистика показывает низкий уровень знаний о политическом устройстве государства, а как следствие невозможность формирования истинного патриота государства. Для повышения уровня знаний о политическом устройстве нами предложена интерактивная игра «Обществоград», которая направлена на изучение политического устройства государства и становление ответственного гражданина.

Ключевые слова: начальное образование, гражданственность, патриотизм.

В современной системе образования остро стоит вопрос о патриотическом воспитании обучающихся. Потребность в воспитании патриотизма говорит о недостаточном уровне социальной стабильности в современной реальности. Государству необходима поддержка граждан в «кризисные» времена, которые бывают в любой стране. Но ориентировать общество только на формирование патриотического воспитания не рационально, так как важно опираться на целостный подход к воспитанию личности.

Но важно сказать, что сформировать патриотизм как умение невозможно, так как патриотизм гражданина сопутствует на протяжении всей жизни личности, чем старше человек становится, тем больше вероятность, что его отношение к государству может измениться как в положительную, так и в отрицательную сторону.

На данных момент патриотическое воспитание самое актуальное направление в воспитании. Социологическое исследование ВЦИОМ в 2022 году показало, что большинство россиян считают себя патриотами своей страны (92%), безусловными патриотами себя считают 54% граждан, что стало максимальным значением с 2000 года. Доля лиц, не относящих себя к патриотам, составляет 5%. При этом, наблюдается рост деятельностного патриотизма: за 20 лет выросла с 35% до 50% доля тех, кто считает, что быть патриотом – это работать и действовать во благо страны. На фоне сложившийся обстановки в мире и санкций в адрес России значительно повысилась доля тех, кто воспринимает патриотизм как защиту своей страны от любых обвинений (с 32% в 2020 году до 44% в 2022 году). 34% респондентов сообщают, что быть патриотом – это значит стремиться к изменению положения дел в стране для обеспечения ей лучшего будущего, а 29% считают, что необходимо говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была.

Несмотря на положительную статистику патриотическое воспитание граждан остается первостепенной задачей государства. Существует множество мнений и рассуждений в каком возрасте стоит начинать говорить о патриотическом воспитании.  Мы считаем, что процесс воспитания будущего патриота нужно начинать как можно раньше, то есть с самого детства. Существенную роль в воспитание, конечно, играет семья, но нельзя отрицать и вклада образовательных учреждений в воспитательном аспекте обучающихся.

На данный мы наблюдаем, что государство серьезно озадачено проблемой воспитания патриотизма в молодом поколении. Введение в каждую школу должности советника директора по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями   дает огромную возможность ускорить, сделать более эффективным процесс воспитания подрастающего поколения.

Патриотизм как один из компонентов будет успешно сформирован при условии, если ребенок понимает и принимает понятия гуманизма, ответственности, толерантности, неравнодушия, только в этом случае возможно формирование патриотизма.

Как сказал немецкий бизнесмен Натан Ротшильд: «Кто владеет информацией тот владеет миром». Большую роль сыграют «фундаментальные» знания, которыми важно овладеть, для формирования объективной точки зрения.

Важно сказать, что одной из таких «фундаментальных» тем является политического устройства государства, которое рассматривается преимущественно в 4 классе, во втором полугодии, по программе «Школа России».

По моему мнению, информация в учебниках дается достаточно сложно и является неактуальной для младшего школьника. [2] Понятие «гражданственности», «гражданина» не рассматривается в учебнике, как следствие ребенку трудно дать определения данным понятиям. Исходя из исследования [5] отмечем низкий уровень сформированности представлений детей об устройстве государства Российской Федерации отмечем у 23 учащихся, что составило 82 % от всей группы респондентов. Средний уровень у 4 учащихся – 14%. Учащихся с высоким уровнем представлений   4%(1человек). Интереса к предлагаемой теме у младших школьников выявлено не было. На основе полученных данных, мы можем говорить о том, что уровень сформированности представлений об устройстве государства Российской Федерации у младших школьников низкий.

Соответственно о формировании патриотизма говорить невозможно, так как ребенок зачастую не может провести причинно-следственную связь между понятиями: Родина-патриотизм-гражданственность-гражданин.  Взаимосвязаны эти понятия? Могут ли они существовать друг без друга? И что определяет каждое из этих понятий?

Был сделан вывод о том, что для повышения уровня обществоведческих представлений младших школьников об устройстве государства необходимо отобрать наиболее продуктивные ресурсы и педагогические технологии, использование которых сделает работу результативной и будет способствовать формированию гражданской идентичности младших школьников.

Мы представляем одно из продуктивных средств, для работы по теме «Устройство государства Российской Федерации»-интерактивная игра «Обществоград». Которая включает следующие формы работы:

  • «Кейс-технологии»;
  • Игровые технологии;
  • Цифровые образовательные технологии;
  • Технологии организации предметного пространства обучающихся.

Они позволяют включить обучающего в процесс и сделать субъектом деятельности.

После проведенной работы был проведен повторный тест, который показал следующие результаты: у 36% (10 человек) обучающихся сформирован высокий уровень представлений о политическом устройстве государства, у 43%(12 человек) младших школьников сформирован средний уровень представлений и 21%(6 человек) выявлен низкий уровень представлений об политическом устройстве государства [6].

Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод, что раскрытие понятия «гражданственности» возможно только при условии, что обучающийся владеет знаниями, которые помогут ему дать ответ на поставленный вопрос.

Список литературы

  1. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степонян. 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 496 с.
  2. Кольдина Е.Г. Особенности построения индивидуального образовательного маршрута в игре «Обществоград» для младших школьников», Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: материалы XVII Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. «Артемовские чтения» (г. Пенза, 21 апреля 2021 г.) / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. М. А. Родионова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. – С. 219-221.
  3. Кольдина Е.Г. Особенности ознакомления младшего школьника с политическим устройством российского государства // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 4 (132). URL: https://sibac.info/journal/student/132/202445 (дата обращения: 03.10.2021).
  4. Кольдина Е.Г. Особенности обучения младшего школьника работе с обществоведческим текстом // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5 (33). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 32-35.
  5. Кольдина Е.Г. Особенности ознакомления младших школьников с правами и обязанностями гражданина Российской Федерации // Педагогика, психология, общество: современные тренды: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, Apr 24, 2020) / editorialboard: Ж.В. Мурзина [etc.] – Чебоксары: «Лару-тару» («Среда») издательство çурче, 2020. – pp. 42-45. – ISBN 978-5-907313-27-9.
  6. Кольдина Е.Г. Формирование гражданской идентичности младших школьников в процессе использования игровой деятельности», VII Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогический институт имени В.Г. Белинского: традиции и инновации»/ учредитель: ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет". – Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2021.
  7. Кольдина Е.Г. Формирование познавательно интереса в изучении политического устройства государства младших школьников // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. № 2 (53). – Новосибирск: СибАК, 2022.
  8. Кольдина Е.Г. Динамика изучения политического устройства государства младшими школьниками в курсе «Окружающий мир»,
    учредители: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки"//Корректура и верстка                 ООО «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2022 №2-1 (16)         Февраль 2022, С. 84-88
  9. Кольдина Е.Г., Барашкина С.Б. Развитие общественно-политического миропонимания младших школьников в процессе использования интерактивной игры «Обществоград»», Пензенский государственный университет, Вестник Пензенского государственного университета: научный журнал / учредитель: ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет". – Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2021. – C. 26-32.

Интересная статья? Поделись ей с другими: