УДК 377+378

К вопросу о тенденциях развития профессионального образования в арктическом регионе1

Мелкая Лия Александровна – кандидат педагогических наук, директор Учебно-методического центра по профилактике терроризма Координационного центра по противодействию терроризму и профилактике экстремизма; старший преподаватель кафедры Регионоведения, международных отношений и политологии Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

Дресвянин Захар Валерьевич – магистрант кафедры Философии и социологии Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В статье описаны две группы тенденций развития профессионального образования – образовательные и внеобразовательные. Кратко представлены тенденции каждой из групп с учетом особенностей арктического региона и аспектов профессионального самоопределения студенческой молодежи.

Ключевые слова: профессиональное образование, арктический регион, профессиональное самоопределение, тенденции профессионального образования.

Сегодня система профессионального образования рассматривается как решающий источник социально-экономического роста и развития территорий арктического региона, что связано с усложнением, расширением многообразия человеческой деятельности, повсеместным внедрением инновационных технологий, увеличением доли услуг во всех секторах экономики. Утверждена ставка на формирование человеческого капитала, который в обозначенном ключе совмещает образование, профессию, квалификацию. Чтобы соответствовать изменяющейся конъюнктуре, потребностям рынка труда и обеспечивать занятость, конкурентоспособность, мобильность, профессиональное образование должно быть многоцелевым, многофункциональным, модульным. При этом основной задачей профессионального образования является выпуск специалистов, способных адаптироваться к кардинально изменившимся условиям жизни и качественно исполнять профессиональные обязанности в прогрессирующей информационной среде [1].

Помимо этого, система профессионального образования должна обеспечивать трансляцию и воспроизводство социокультурного опыта, а также способствовать гармоничному развитию личности. На профессиональное образование оказывает влияние ряд тенденций, под которыми мы понимаем ключевое управление трансформаций, вектор, приобретший содержательную составляющую. На основании научной литературы нами выделен спектр тенденций в развитии профессионального образования, которые можно условно подразделить на внеобразовательные (присущие социально-экономической сфере в целом) и непосредственно образовательные (наблюдаемые в «чисто образовательной системе»). Каждая тенденция далее представлена кратко от общего к частному, с учетом особенностей ее преломления в образовательной сфере арктического региона. Вначале обозначим образовательные тенденции, к которым отнесены индивидуализация образования, непрерывность и софтизация образования.

Тенденция индивидуализации образования означает повышение ценности передачи знаний в индивидуальном формате, развитие системы наставничества, личностно-ориентированный характер обучения, реализуемый благодаря гибкости и многообразию образовательных программ – как основных, так и дополнительных профессиональных. В арктическом регионе данная тенденция позволит обучающимся выстроить индивидуальный образовательный маршрут с учетом собственных потребностей и запросов рынка труда, перспектив занятости и карьерного роста, в том числе – в конкретной местности.

Непрерывность образования как тенденция, главным образом, предполагает создание благоприятных условий для беспрепятственного получения человеком образования в течение всей жизни человека за счет преемственности звеньев системы «школа – колледж – вуз – повышение квалификации и профессиональная переподготовка». В арктическом регионе важно поддерживать диалог и сотрудничество между образовательными организациями всех уровней, особенно подчиняющихся разным ведомствам, обеспечивая тем самым функционирование открытого единого образовательного пространства.

Софтизация образования означает становление рынка образовательных услуг, что соотносится со снижением значимости государственного регулирования и увеличением числа игроков на рынке образовательных услуг. Рассмотрение образования как услуги позволит, в числе прочего, повышать его качество, усиливать соответствие изменяющимся потребностям регионального рынка труда.

Далее рассмотрим внеобразовательные – глобализации, информатизации, ускорения темпов научно-технического прогресса. Тенденция глобализации имеет следствием развитие образования с учетом традиционных духовно-нравственных ценностей и традиций, ориентации на формирование толерантного сознания, способности обучающихся жить и осуществлять профессиональную деятельность в арктическом регионе.

Тенденция информатизации обусловлена переходом к экономике, основанной на знаниях. В образовательном процессе тенденция проявляется во внедрении информационно-коммуникативных технологий, широком использовании электронных ресурсов, применении смешанных и дистанционных форм обучения. Эти аспекты нацелены на формирование компьютерной грамотности, компетенций, связанных с осуществлением поиска, обработки и анализа информации. Для арктического региона тенденция информатизации позитивным образом сказывается, прежде всего, на повышении доступности профессионального образования для лиц, проживающих в отдаленных территориях, в том числе, – для представителей коренных малочисленных народов севера, ведущих традиционные формы хозяйствования.

Тенденция ускорения темпов научно-технического прогресса предполагает интеграцию и коэволюцию общества, науки, производства. Данная тенденция означает необходимость формирования у обучающихся критического мышления, чтобы специалисты могли реализовать свои амбиции в профессиональном сообществе и проводить комплексные практико-ориентированные исследования для развития арктических территорий. В ряде регионов постепенно складываются научно-учебно-производственные комплексы – это явление носит название кластеризации вузов, бизнеса, профессиональных сообществ.

Относительно профессионального образования в арктическом регионе особый интерес здесь представляет исследование М.И. Пальчук, которая рассматривает профессиональное образование с позиции его востребованности бизнес-структурами (своеобразными «потребителями» образовательных услуг) [2]. Она описывает перспективность многосторонних альянсов, предполагающих обеспечение баланса между спросом и предложением трудовых ресурсов, а также интеграцию науки, образования, органов исполнительной власти региона, профессионально-экспертного сообщества.

Функционирование подобных альянсов направлено на устойчивое развитие национальной экономики за счет формирования нового типа человеческих ресурсов; модернизацию национальной системы квалификаций параллельно формированию независимого экспертного сообщества; гармонизацию отношений между институтами профессионального образования и бизнес-структурами посредством механизмов взаимодействия; повышение престижа профессионального образования; кооперацию, включение в образовательное пространство работодателей; преемственность образовательных уровней. Такой подход действительно позволит учесть влияние тенденций развития профессионального образования в арктическом регионе и повысить его результативность, в том числе – в части содействия профессиональному самоопределению студенческой молодежи. Решение указанной задачи позитивным образом скажется на рационализации распределения трудовых ресурсов, определении оптимального жизненного пути и построении студенческой молодежью треков профессионального самоопределения.

Список литературы

  1. Дорожкин Е.М., Щербина Е.Ю. Тенденции развития профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований // Образование и наука. 2013. № 6 (105) С. 64-73.
  2. Пальчук М.И. Многосторонние альянсы – современная тенденция развития профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 4. С. 1418-1426.

1 Статья выполнена при поддержке САФУ имени М.В. Ломоносова (договор № Д-575/6.2023 на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Профессиональное самоопределение студенческой молодежи в условиях Арктического региона: анализ и тенденции»)

Интересная статья? Поделись ей с другими: