УДК 641/642

Питание школьников: проблемы и пути решения

Машанова Нурбиби Советовна – доктор технических наук, старший преподаватель кафедры "Технология пищевых и перерабатывающих производств» Казахского агротехнического исследовательского университета им. С. Сейфуллина (г. Астана, Республика Казахстан)

Тарджибаева Сауле Кенесбековна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Профилактическая медицина и нутрициология» Медицинского университета Астана (г. Астана, Республика Казахстан)

Булатбаева Кульжанат Нурымжановна – доктор педагогических наук, профессор Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина (г. Астана, Республика Казахстан)

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам питания школьников. В статье изложены основные имеющиеся проблемы питания в школах, что может послужить к снижению уровня образовательного процесса в целом. Приведены данные социологического опроса в школьных учреждениях, в качестве респондентов принимали участие 406 школьников и 135 родителей. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к организации здорового питания школьников, формирования как у детей, так и родителей навыков рационального питания. На основании обоснованных выводов приводятся пути решения, направленные на улучшения питания школьников.

Ключевые слова: питание школьников, пищевой статус, рациональное питание.

Введение

Улучшение питания в республике Казахстан является наиболее важным вопросом, закрепленным в повестке дня до 2030 года [1].

Разные географические регионы имеют рационы питания людей не сбалансированные по составу, что вредно сказывается здоровье людей, особенно негативно воздействует на растущий детский организм, на рост, физические и антропометрические данные. Необходимый минимальный уровень калорийности питания зависит от особенностей среды обитания, включающий такие факторы, как климатические условия. Здоровый рацион должен составляться в зависимости от возраста, пола, региона проживания, состояния здоровья, также немаловажным фактором является культурные предпочтения человека [2].

По поручению Главы государства с сентября т.г. всех учеников с 1-4 класс обеспечат бесплатным питанием в школах, в предыдущие годы этот показатель составлял 56,6%, в данное время этот показатель вырос до 100%. На бесплатное питание  в среднем по республике предусмотрено 577 тг., самая высокая цена в г.Алмате -800 тг. [3-4].

Проблема школьного питания обсуждается периодически, так еще несколько лет назад не все школьники были охвачены бесплатным школьным питанием, отдавая преимущество многодетным и малообеспеченным семьям. В настоящее время такая возможность есть у каждого школьника, учитывая тот фактор, что для некоторых социально уязвимых детей это единственная возможность поесть горячую пищу.

В школьных учреждениях Казахстана питания   определена  нормативно-правовая база в рамках организации, санитарно-эпидемиологические требования по работе пищеблоков и т.д. [5]. Казахская академия питания РК  разработала  Единые  стандарты по рациону питания школьников в РК [6].

Меню в школьной столовой составляется по принципам обеспечения физиологических потребностей детского организма в основных пищевых, питательных веществах, также учитывается возраст детей, сезонность, разнообразность и сочетание пищевых продуктов. Все эксперты сходятся в мнении, что дети должны питаться правильно, то есть в рационе должны присутствовать разнообразные мясные, молочные, рыбные блюда, овощи и фрукты в достаточных количествах. В качестве термической обработки лучше всего подойдет запекание, варка и приготовление на пару.

Материалы и методы

При проведении опроса анкетирования по вопросам питания в школьных столовых в качестве респондентов приняли участие 406  школьников, причем больше половины 65,8 % дети из сельской местности, а  78,5 %  дети, проживающие в городах. Также в социологическом опросе участвовали 135 родителей, в основном мамы школьников, что составило 97 % из всех опрошенных и большинство из них имели высшее образование 63 %.  

По данным опроса, родители высказывали недовольство по поводу качества услуг, предоставляемые учреждениями школьного питания, следует отметить, что этот фактор напрямую зависит от состояния материально-технической базы предприятий питания образовательных учреждений, а также от квалификации уровня персонала, работающего на производстве, немаловажную роль играет стоймость рационов питания. Только 33,3% школьных учреждений имеют удовлетворительные условия для организации питания [7].

Медиками определены уровни заболевания детей и подростков, которые связаны с нарушением принципов рационального питания. Поэтому родителям также нужно ответственно относится к питанию детей, дома непосредственно должна вестись разьяснительная работа о ценности и полезности различных блюд. Многих детей, а также их родителей не устраивает качество и ассортимент школьной столовой.

Непосредственно существуют проблемы, касающиеся нарушения санитарно-эпидемиологических норм на пищеблоках, технологии приготовления блюд, а также условий хранения и сроков реализации продукции. Немаловажным фактором является отклонение от норм питания существующих норм потребления продуктов по возрастам, т.е. отличие порции младших возрастов от старших для точного подсчета килокаллорий. Также немаловажным является отсутствие витаминизации блюд и отсутствие документов на пищеблоках, подтверждающих качество и безопасность продуктов питания.

В соответствии с этим, проводится совместная работа над рядом мероприятий, направленных на совершенствование системы качества школьного питания, разрабатывая питание, с учетом региональных, социально-экономических, климатических и других особенностей. Так, в 6 школах г. Астаны внедрен пилотный проект Министерства просвещения РК с Национальным центром здоровго питания, включающий комплекс поэтапных мероприятий по оценке и анализу питания школьников, обучения организаторов питания, детей, а также их родителей в области зорового образа жизни, улучшение нормативно-правовых документов и т.д. 

Обсуждение

Реализация горячего питания в школах проводится согласно меню рационов  питания,  которые  формируются и утверждаются в Управлении образования в регионах, в которых не учтены физиологические нормы потребности детей в питательных веществах. Поэтому необходимо пересмотреть меню с учетом данных потребностей детей.

Немаловажным фактом является несоблюдение школьников режима питания, где прослеживается недостаточное внимание со стороны родителей. В первую очередь родители должны нести ответственность за полноценное развитие ребенка, не всегда родители дома обеспечивают горячим питанием, отсюда у детей больше предпочтений есть в сухомятку: пицца, пирожки и т.д., формируя «углеводно-жировую» модель питания. В связи с чем необходимо проводить разъяснительную работу не только для школьников, но и для родителей, прививая им понятие о правильном и здоровим образе жизни через организацию анкетирования, раздачи брошюр, проведения совместных школьных часов с родителями, викторин и т.д.

Также одним из путей снижения стоимости питания в детсадах и школах предлагается привлечение  местных  производителей продуктов  питания  по  минимальной стоимости в обмен на льготные скидки  налогообложения.

Немаловажным является организация лечебного питания в школе, для детей с сахарным диабетом, пищевой  непереносимостью,  синдром  мальаб-сорбции  и  т.д.

Качество организации питания в системе  образования  осуществляется  кадровым  потенциалом, необходимо рассмотреть вопрос о формировании образовательной системы  по  повышению  квалификации для всех работников питания.

Заключение

Анализ питания школьников показал, что есть проблемы, которые нужно решать совместно. Результаты исследований показали недостаточность сбалансированного и рационального питания, больше отдавая предпочтение продуктам, содержащим жировой компонент, мучным, кондитерским изделиям. Также большинством не учитывались рекомендации нутрициологов по способам приготовления блюд, предпочтения отдавая таким способам тепловой обработки, как припускание, варки, запеканию, тушению, ограничивая жарение, исключая фритюрную жарку. Правильная организация школьного питания должна содействовать  в физическом и умственном развитии детей, что возможно при соблюдении требованиям рационального физиологически обоснованного питания, отвечающего всем требованиям гигиены.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тема питания всегда будет в приоритете и совместное воспитание молодежи, путем привития им вопросов здорового образа жизни, как для школ, колледжей и вузов является актуальной задачей и выполнимой в рамках совместной работы.

Данная работа выполнена в рамках ПЦФ  OR  11465474  «Научные  основы  модернизации системы образования и науки» 2021-2023 гг.

Список литературы

  1. Улучшение питания в Казахстане. Электронный ресурс file:///C:/Users/User/Downloads/WHO-EURO-2019-3604-43363-60831-rus.pdf). (просмотрено 17.01.2023).
  2. Стратегическая рамочная программа ФАО на 2022-2031.
  3. Всех учеников начальных классов обеспечат бесплатным питанием в школах. Информационно-аналитический сайт «Голос народа» https://golos-naroda.kz/17971-vsekh-uchenikov-nachalnykh-klassov-obespechat-besplatnym-pitaniem-v-shkolakh-s-1-sentiabria-1691984802/.
  4. Бесплатное питание для всех начальных классов введут в Казахстане. Электронный ресурс TENGRI NEWS. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/besplatnoe-pitanie-vseh-nachalnyih-klassov-vvedut-kazahstane-507438/.
  5. Методические рекомендации  по  разработке нормативных  документов  по  вопросам  организации  школьного  питания  в  Республике Казахстан  [Текст]  /  Под.  ред.  Даленова  Е.Д.  – Астана, 2014. – 210 с.
  6. Берденова, Г.  Т.,  Катарбаев,  А.  К.,  Килыбае-ва, Б. А., Есмагамбетова, А. С., Ахметова, З. Д., Сейтмагамбетова, Ш. А. Единые стандарты по рациону  питания  школьников  (4-х  недельные меню блюд для организации питания школь-ников  в  общеобразовательных  организаци-ях): методические рекомендации [Текст] / Под руководством  Шарманова  Т.  Ш.  Алматы:  ТОО «Аледми», 2017. – 72 с.
  7. Тарджибаева С.К., Ахметова Б.С. Основные проблемы организации питания в образовательных учреждениях Республики Казахстан / научно-педагогический журнал «Билим» № 2 (105) с. 33-43.

Интересная статья? Поделись ей с другими: