УДК 373

К вопросу о реализации проекта-эксперимента: «Развитие книжной и читательской культуры в школе»

Горячева Елена Сергеевна – бакалавр кафедры Истории археологии и краеведения Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Научный руководитель Соловьева Валерия Владимировна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории, археологии и краеведения Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация: В статье рассматривается идея проекта-эксперимента, направленного на развитие навыков чтения и умения работать с книгой. В наши дни, вопрос о нововведениях в образовании становится всё более актуальным. Ставшие для нас уже привычными тенденции, направленные на информатизацию и цифровое обеспечение образовательного процесса начали терять свою актуальность. В некоторых государствах обозначился переход к снижению темпов информатизации в образовании. Реализация проекта позволит провести статистику для дальнейших исследований, привить молодому поколению интерес к чтению и научить самостоятельности в работе с книгами. Приводятся актуальность, цели, основные положения и этапы реализации проекта.

Ключевые слова: проект, образование, школа, книги, чтение, цифровизация.

В постиндустриальный век развития человечества, значение образования на всех этапах жизни человека всё более возрастает. Ценность самосовершенствования, потребность быть более гибкими в быстро изменяющемся мире, постоянное развитие педагогической науки и цифровых технологий – всё это приводит к изменениям в образовательной среде.

Безусловно, не исключением в этом глобальном процессе является и Российская Федерация. Национальный проект образование предлагает некоторые направления для развития в этой сфере. Одним из Федеральных проектов в рамках данного направления является проект «Цифровая образовательная среда, направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования [3]. Однако, не все разделяют мнение о пользе предлагаемых нововведений.

Например, в портале РИА Новости в записи от 02.03.2017 года, глава издательства «Просвещение» Владимир Узун предположил, что традиционные бумажные учебники перестанут быть главным источником знаний в школах уже в 2025 году, им на смену придут электронные учебные пособия [4]. Действительно, уже сейчас мы видим тенденцию к преобладанию смешенной формы обучения с одновременным широким использованием книг, компьютеров и цифрового оборудования.

Как замечают многие современные исследователи, при сравнении чтения с печатного источника  и электронного экрана предпочтение стоит отдавать печатным текстам. При этом даже опытному читателю, привыкшему к работе с печатными носителями информации, неизбежно придется перестроиться на регулярное потребление цифровой информации [2, с. 49]. Это связано с возросшими потоками информации. Обмен информацией и количество электронных носителей достигли таких масштабов, что рано или поздно, даже человеку, обладающему большой библиотекой, придётся перейти на использование электронных ресурсов. В целом же, исходя из опыта первой четверти текущего столетия, трудно представить какую-либо деятельность без использования гаджетов и интернета. Однако это не означает, что нельзя поменять ориентиры, ведь можно уменьшить количество работы с цифровыми источниками и сделать приоритетом обучение в традиционном формате.

По информации в новостном интернет ресурсе Хабр, в публикации от 13.09.2023 года, шведская система образования возвращается к «аналоговым основам» – бумажным книгам и письму от руки, – чтобы сделать обучение более эффективным [6]. Фактически, на наших глазах началась смена тенденций в образовании. К тому же, не стоит забывать, что онлайн обучение и применение современных технологий в детских садах, школах, лицеях и гимназиях является темой, волнующей экспертов, учителей, родителей, а и самих учащихся.

Несомненно, одним из важных навыков, которому учатся дети с начальных классов, является чтение. В средней школе делается акцент на выразительность и умение пересказать изученный материал. Начиная со старших классов, приоритетом становятся продуктивные задания. Нужно уметь понять прочитанный литературный или учебный текст, найти главную мысль, провести анализ и сделать выводы о литературном труде. Е.С. Романичева, считает, что понять художественное произведение, значит уметь воссоздать в своем воображении те образы, которые в этом произведении нарисованы, пережить настроения которые руководили поэтом в момент творчества [5, с. 1003]. Поэтому, можно утверждать, что чтение не только прививает новые навыки, но также развивает мышление, заставляет задуматься, подводит к продуктивной проектной деятельности.

Актуальность проекта «Развитие книжной и читательской культуры в школе» объясняется статистикой, опросами, новостями, в которых мнения людей на применение цифрового оборудования не совпадают. Также, мы склонны считать, что чтение и традиционные формы обучения лучше всего развивают ребенка и не могут ему навредить. Проект-эксперимент рассчитан на 2 года, для лучшего понимания результатов и подведения итогов.

Цель проекта-эксперимента научить детей работать с информацией в книгах, ориентировать их на уменьшение использования гаджетов в обычной жизни. Дать им возможность стать  более сконцентрированными во время уроков и при выполнении домашнего задания.

Основные положения проекта:

  • уменьшение цифрового сопровождения на уроках;
  • празднование в школе дня книги и проведение разговоров о русском языке, литературе и пользе чтения;
  • уменьшить количество домашнего задания;
  • приоритет тем заданиям для домашней работы, которые можно выполнить без использования интернета, дающие возможность продуктивного освоения материала;
  • ориентация в образовательном процессе на использование учебника и дополнительной печатной литературы, начиная с 5 класса;
  • большее внимание к творческому началу у детей уже в начальной школе, повышение роли продуктивных заданий при определяющем значении репродуктивных.

Отдельного внимания засуживает культура чтения в семье, так как значительное влияние на интерес ребёнка к книге, особенно на этапе начальной и средней школы, оказывается под влиянием родителей. Исследователи С.Ю. Апшева и Р.З. Насипова замечают, что именно в семье формируется тип личности с определенными ценностями и способностями, от семьи зависит восприимчивость человека к природе, искусству, литературе, активному отдыху, а влияние и пример родителей предопределяют социализацию и нравственное становление личности ребенка [1, c. 13]. Следовательно, начало интереса и уважения к книге, как к источнику знаний и способу развить свои духовные и умственные способности начинается с семьи, а школьное образование имеет возможность подкрепить и помочь ребенку развить это увлечение в правильном направлении.

В проекте-эксперименте предусмотрены следующие этапы реализации:

  1. Проведение экспертного опроса, на который приглашаются педагоги, учителя, священники, психологи для выявления проблем.
  2. Опрос школьников и родителей.
  3. На основе результатов тестирования постановка основных задач на время проекта.
  4. Поиск и сотрудничество со школами для реализации проекта.
  5. Составление новой школьной программы на основе имеющейся и внесение изменений в домашнюю работу.
  6. Реализация проекта и оценка изменений в процессе обучения.
  7. Анализ результатов.

Таким образом, передовой педагогический опыт подсказывает нам, что вопрос о тенденциях развития традиционных и информационных форм образования приобретает всё более спорный статус. Последние исследования приводят к мысли, что необходимо развивать читательскую культуру. Как показывает практика, в этом должны участвовать как школа, так и семья, как один из возможных источников читательской культуры подрастающего поколения. Реализация проекта-эксперимента поможет постановке и актуализации вопроса об актуализации некоторых из традиционных форм образования, поспособствует прививанию детям интереса к чтению и более совершенному применению продуктивных форм школьного обучения, на всех его этапах.

Список литературы

  1. Апшева С.Ю., Насипова Р.З. Исследование влияния семьи на академическую успеваемость младших школьников. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. – C. 13-17.
  2. Лизунова И.В., Ван Дер Виль А., Гарсия-Фебо Л., Пшеничана Е. В. Чтение с листа или с экрана? Преимущества, недостатки, цифровое неравенство. // Библиосфера. – 2020. – № 3. – С. 45-57.
  3. Министерство просвещения Российской Федерации. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (дата обращения: 12.10.2023).
  4. РИА Новости. Электронные учебники заменят бумажные к 2025 году, считает эксперт. 2017. URL: https://ria.ru/20170302/1489154243.html (дата обращения: 12.10.2023).
  5. Романичева Е.С. О практиках на уроке литературы / Е.С. Романичева //Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – №28. – С. 1002-1005.
  6. Хабр. В шведских школах отказываются от «гиперцифрового подхода» и возвращаются к бумажным книгам. 2023. URL: https://habr.com/ru/news/760862/ (дата обращения: 12.10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: