УДК 378.4

Перспективы внедрения Action Research в профессиональную практику преподавателей университета

Берикханова Айман Еженхановна – профессор-исследователь кафедры Педагогики Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан)

Сарсенбаева Лязиза Оналбаевна – профессор кафедры Социально-психологической работы и юриспруденции Алматинского филиала Санкт-Петербургского университета профсоюзов (г. Алматы, Республика Казахстан)

Ибраимова Жанар Кажибаевна – доцент кафедры Педагогики Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан)

Сапаргалиева Баян Оралхановна  PhD, постдокторант Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан)

Аннотация: В статье освещаются результаты исследования готовности преподавателей университета к интеграции подхода Action Research в профессиональную практику. Представлен процесс разработки и использования инструмента оценки исследовательской активности преподавателей. Анкета включает четыре блока – мотивационный, когнитивный, процессуальный и оценочный, которые соответствуют компонентам исследовательской активности. Определены уровни развития исследовательских навыков. Определен высокий уровень актуальности и востребованности курсов повышения квалификации по внедрению положительных изменений в профессиональную практику на основе неформального метода Action Research. Изложенные в статье материалы являются промежуточными результатами исследования, проводимого в рамках научного проекта по грантовому финансированию Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан ИРН: АР14872311 по теме «Теория и технология развития исследовательской активности преподавателей вуза на основе интеграции в практику неформальных форм исследований как Action Research».

Ключевые слова: «исследование в действии» (Action Research), исследовательская активность, групповая рефлексия, совместное исследование, мотивационный компонент, когнитивный компонент, процессуальный компонент, оценочный компонент.

Мировой опыт показывает эффективность интеграции исследовательского метода Action Research в профессиональную практику учителей и преподавателей.  Исследование в действии позволяет совершенствовать образовательный процесс за счет усиления его исследовательской  составляющей, повышения уровня наукоемкости и  методического обеспечения.

В Республике Казахстан по инициативе Высшей школы образования Назарбаев Университета реализуются программы повышения квалификации педагогических работников, разработанных Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского университета. Обучение охватывает учителей школ на основе подхода Lesson study и Action Research. При этом преподаватели высшей школы  оставались неохваченными данной системой и восполнить этот пробел призван осуществляемый в Казахском национальном педагогическом университете научный проект по интеграции Action Research в систему университетского образования.

Актуальность повышения квалификации преподавателей университетов обусловлена несколькими факторами. Во-первых, внедрение Action Research позволит интегрировать все направления профессиональной деятельности -   педагогическую, учебно-методическую, научно-исследовательскую, которые не всегда осуществляются в единстве, дополняя и усиливая  друг друга. Во-вторых, освоение данного подхода позволит усовершенствовать  рефлексивные умения, которые обеспечивают критичное отношение и мотивацию улучшения своей работы. В-третьих, исследование в действии позволит повысить качество обучения за счет синергии субъектов образовательного процесса, так как данный подход предполагает исследование в команде с привлечением в исследовательский процесс студентов.

Исследовательской группой проведен анализ необходимых  умений, навыков, компетенций для осуществления подхода Action Research, построенаа  стуктурно-содержательная модель исследовательской активности, на основе которой разработан инструмент оценки  сформированности исследовательской активности и готовности к внедрению исследования в действии в свою профессиональную практику.

На основе анализа литературных источников и опыта внедрения исследовательских неформальных методов в образовательный процесс [1-6] были выделены 4  компонента исследовательской активности и их критерии.

  1. Мотивационный компонент определяет мотивацию и готовность к улучшению качества своей педагогической деятельности. Показателями развития данного компонента являются: готовность к инновациям, высокая мотивация к освоению новых технологий в своей деятельности, направленность на самосовершениствование и творчество.
  2. Когнитивный компонент раксрывает знания теории, методологии и методов научного исследования, а также знание психолого-педагогических теорий обучения и развития личности. Также уровень данного компонента определяется глубокими знаниями своего предмета, осведомленностью относительно технологий совершенствования деятельности и осмыслением их значения для собственной практики.
  3. Процессуальный компонент позволяет раскрыть умения и навыки, владение методами исследования. Данный компонент раскрывается через умения анализировать исследования и их результаты, осуществлять диагностическую деятельность и владение измерительными инструментами, ставить исследовательский вопрос, разрабатывать алгоритм и программу исследования, анализировать, интерпретировать и обобщать результаты исследования.
  4. Оценочный компонент раскрывает рефлексивные умения преподавателя относительно своего преподавания и способности выявлять проблемы. Также подразумевается способность критически оценивать результаты исследования, вносить коррективы, обеспечивать устойчивость результатов и прогнозировать перспективы исследований.

На основе представленной модели был разработан опросник, блоки которого отражали основные компоненты исследовательской активности. Работа осуществлялась поэтапно. Вопросы опросника конструировались на основе шкалы Лайкерта из 5-ти позиций, предполагающие одиночный выбор респондентом. Структура анкеты включала паспортную часть (возраст, стаж преподавательской деятельности респондентов), основную часть из 23 вопросов, разделенных на 4 блока. Группой экспертов было проведена экспертиза анкеты, по результатам которой была осуществлена замена вопросов с недостаточным индексом достоверности содержания. Электронная форма анкеты была доступна преподавателям-респондентам на 3-х языках- казахском, русском и английском на платформе Google Forms. Пилотное анкетирование проводилось на выборке участников семинара-тренинга «Исследования в действии как основа профессионального самосовершенствования практики преподавателей вуза» в количестве 100 человек. По его результатам пилотного анкетирования и после повторного рецензирования была осуществлена корректировка вопросов, коэффициент альфа Кронбаха равен 0,772, что позволило считать анкету надежной в плане внутренней согласованности. Затем было проведено анкетирование преподавателей КазНПУ имени Абая в количестве 414 человек.

Анализ мотивационного блока показал довольно высокую степень мотивации совершенствования преподавания у 64,7%  респондентов; 30,2%  показали степень выше среднего уровня,  5% показали низкую степень. Аналогичные результаты были получены по показателю мотивации к осуществлению инновационной исследовательской деятельности и улучшения профессиональной деятельности на основе применения  исследовательского подхода. Таким образом, большинство преподавателей имеют высокий уровень мотивации совершенствования своей профессиональной практики, применяют творческий подход и проявляют готовность  улучшать свою деятельность на основе инновационных исследовательских подходов.

Анализ содержательного блока показал, что больше половины (61,1%) респондентов считают, что владеют методологией исследования на высоком уровне, остальные 38,6% – на среднем уровне. Относительно опыта использования Action researsh оказалось, что 32,4% имеют подобный опыт, а 46,1% проявили желание научиться и использовать его в будущем в своей работе. 19,3% не использовали этот метод и признали отсутствие опыта. В целом потребность повысить уровень преподавания своих дисциплин на основе Action researsh испытывают  80,2% преподавателей.

Анализ процессуального блока выявил следующие показатели:

  • владение навыками диагностики реального состояния своей профессиональной практики на высоком уровне оценили 19,8% респондентов; на достаточном уровне – 56,8%; на среднем уровне – 21,7%; 1,7% - на низком уровне;
  • умение оценивать актуальность педагогических проблем на высоком уровне оценили 50,2%; на среднем уровне – 48,1%, на низком – 1,7% респондентов;
  • умение осуществлять теоретический анализ педагогической литературы 61,4% респондентов оценили  высоко; 37,2% на среднем уровне, 1,4% - на низком уровне.
  • способность формулировать исследовательский вопрос по педагогической проблеме на высоком уровне оценили 46,1%; на среднем уровне – 44,2%; на уровне ниже среднего – 8,5%; на низком – 1,2%.

Анализ оценочного блока показал уровни рефлексии результатов внедрения инноваций в профессиональную практику – высокий у 36,2% преподавателей; средний  - у 61,1%, низкий -  у 2,7%. Умение прогнозировать развитие и перспективы внедряемых инноваций развито высоко у  44,9%; в средней степени – у 52,9%; в низкой степени – у 2,2% респондентов. Высоко оценили значимость способности к самоанализу и самокоррекции деятельности  87,2% преподавателей.

Таким образом, анкетирование показало готовность преподавателей повышать свой уровень преподавания на основе освоения исследования в действии. Была определена целевая аудитория курсов повышения квалификации по освоению неформального метода Action Research. Программа курсов разработана с учетом выявленных проблем и запросов преподавателей и нацелена повышение их методологической культуры, исследовательской активности  через системную интеграцию практических исследований в профессиональную практику. В составе тренеров – сертифицированные преподаватели Казахского национального педагогического университета и педагогического факультета  Кембриджского университета. Интеграция неформальных методов исследования в образовательный процесс позволит повысить качество педагогического образования на всех уровнях, а также  последовательно повышать наукоемкость профессиональной подготовки.

Список литературы

  1. Исследование в действии (Action Research): новые инструменты для реализации ФГОС. – Институт образования НИУ ВШЭ, 11.06.2015: https://ioe.hse.ru/news/151142024.html.
  2. Куракбаев К.С. Action Research» как подход к исследовательской деятельности педагога-практика //Открытая школа. – 2013. – №. 7. – С. 28-31.
  3. Макарова Т.Е. Исследовательская деятельность педагога образовательного учреждения: Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений. – Самара: Изд-во СГПУ, 2016. – 25 с.
  4. Aimers J. (1999) Using Participatory Action Research in a Local Government Setting' in Hughes I (Ed) Action Research Electronic Reader [online] The University of Sydney, available http://www.behs.cchs.usyd.edu.au/arow/reader/aimers.htm.
  5. Ellis E.S. The role of motivation and pedagogy on the generalization of cognitive strategy training. J Learn Disabil. 1986 Feb;19 (2): 66-70. doi: 10.1177/002221948601900201.
  6. Newman J. (1999) Validity and Action Research: An Online Conversation in I. Hughes (ed) Action Research Electronic Reader online:  http://www.behs.cchs.usyd.edu.au/arow/reader/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: