УДК 159.9

Групповое консультирование как средство снижение проявления агрессии в поведении детей младшего школьного возраста в постковидный период

 

Мосина Наталия Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

Греб Юлия Валерьевна  магистрант Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

Аннотация: В статье приведены методы и результаты исследования проявлений агрессии детей младшего дошкольного возраста в постковидный период, а также предложена стратегия снижения проявлении агрессии посредством группового консультирования.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, младший школьный возраст, групповое консультирование.

На сегодняшний день проблема проявления детской агрессии, являющейся одной из наиболее часто встречающихся форм нарушения поведения, является актуальной проблемой для исследования. В последнее время сталкиваться с детской агрессией взрослым, взаимодействующим с детьми: родителям, педагогам, психологам (Т. А. Шамилевич, Е.Г. Дозорцева), приходится всё чаще, на что, безусловно, повлияла ситуации самоизоляции во время пандемии Covid-19. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что в период распространения и вспышек Covid-19 уровень тревоги населения повысился на 40% (из них 10% приходятся на детей в возрасте от 7 до 14 лет), уровень страха и стресса – на 50% (из них 18%  у детей от 7 до 17 лет). Данная статистика иллюстрирует естественную реакцию на стрессовую и нестабильную ситуацию того периода [2]. Исследуя эти данные нельзя не рассмотреть с особой тщательностью влияние пандемии на состояние такой возрастной группы, как младшие школьники, чей возраст, представляющий собой один из этапов взросления, сам по себе способен спровоцировать зарождение глубоких психологических проблем [1]. Самоизоляция расширила список возможных причин, обуславливающих рост агрессии, следовательно, своевременная диагностика агрессии для предупреждения её перехода в агрессивность как свойство личности стала актуальна как никогда. Подтверждают эту точку зрения результаты проведённого нами исследования уровня агрессии у детей младшего школьного возраста, реализованного на базе МБОУ СОШ № 10 города Красноярска.

В основу нашего исследования легли следующие методики: Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), Опросник склонности к агрессии Басса-Перри, BPAQ-24. При выборе диагностического материала были учтены критерии исследуемого феномена: агрессивность, враждебность, гнев. В исследовании принимало участие 20 детей младшего школьного возраста (возраст испытуемых – 8-9 лет).

Проанализировав психологическую литературу, мы пришли к обобщенным формулировкам выделенных нами критериев проявления агрессии у детей младшего школьного возраста. Мы рассматриваем агрессию не как эмоцию, установку или же мотив, а исключительно как форму поведения; враждебность – как эмоциональный комплекс, являющийся потенциальной угрозой; гнев – как отрицательное эмоциональное состояние, являющееся ответом на возникающие на пути достижения цели препятствия.

В ходе исследования был проанализирован каждый из выделенных критериев проявления агрессии. Высокий уровень физической агрессии, выражающийся в приоритете решения конфликтов насильственными методами воздействия, выявлен у 27% школьников, что говорит о малой вариативности моделей и стратегий поведения, которые позволили бы выстраивать отношения с позиции сотрудничества; средний уровень – у 68%, эти дети демонстрируют более разнообразный арсенал моделей и стратегий; низкий уровень – 2%, что является редкостью для данной возрастной группы и предполагает наличие умения решать конфликты без применения силы. Результаты диагностики уровня гнева показали, что ни один школьник не демонстрирует низкий уровень проявления гнева, а вот средний и высокий – 50% на 50%, что свидетельствует о повышенной готовности демонстрировать негативные чувства. Наиболее частотный показатель враждебности – средний (85% продиагностированных), что показывает отсутствие тенденции к негативной оценке окружающих людей и обстоятельств, их проявления враждебности выполняют защитную функцию. Результаты проведённого нами исследования показали, что более 50% детей младшего школьного возраста демонстрируют высокий уровень агрессии, при этом 30% от данного количества вместе с высоким уровнем агрессии показывают также низкий уровень адаптивности, что свидетельствует не только о склонности к демонстрации превосходства в силе или применением силы по отношению к другим, но и о неприспособленности к окружающим условиям, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Средняя степень агрессивности и адаптивности выявлена у 68%   эта группа школьников способна к более продуктивному взаимодействию с окружающими, они могут менять роли и модели взаимодействия, демонстрируют приспособленность к социуму. Низкая степень агрессивности и высокая степень адаптивности выявлена у 2% (1 чел.) обучающихся. Чем выше степень проявления агрессивности и ниже степень адаптивности, тем значительнее неприспособленность к социуму, тем меньшей вариативностью характеризуется поведение детей и арсенал их стратегий поведения и ролей. Влияние традиционных причин возникновение агрессии (копирование поведения взрослых, сверстников, влияние СМИ) было усиление ситуацией самоизоляции, в которой дети оказались запертыми в одной социальной роли и обстановке в окружении одних и тех же людей, что не позволяло укоренять уже выработанные социальные навыки и развивать новые. Полученные результаты говорят о необходимости коррекции агрессии детей младшего школьного возраста в постковидный период.

В качестве формы коррекции уровня агрессии при работе с детьми младшего школьного возраста мы остановили выбор на групповом консультировании, как одном из самых эффективных вариантов. Дети получают возможность исследовать свой стиль взаимоотношения с людьми, приобрести новые умения и навыки, продуктивные и адаптивные способы взаимоотношения с окружающими, тем самым развивая свои социальные навыки. Способы эффективного разрешения конфликтов вырабатываются через общение с другими членам группы, что делает приобретенное знание применимым в жизни [3].

Для коррекции агрессии детей младшего школьного возраста мы предлагаем разработать комплекс игровых занятий, направленный на:

  • расслабление и снятие эмоционального напряжения;
  • формирование навыков приемлемого выражения гнева;
  • формирование навыков распознавания и контроля агрессии, умений владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
  • формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Многофункциональность метода группового консультирования позволяет выполнить работу по нивелированию последствий самоизоляции во время Covid-19. Элементы игротерапии, интегрированные в групповое консультирование позволят осуществить эффективную коррекцию агрессивного поведения детей.

Список литературы

  1. Арлаковская Ю.А. Агрессивные проявления у детей на рубеже перехода в среднее звено // Психологические науки. 2011. № 48.
  2. Европейское региональное бюро ВОЗ. Психическое здоровье и психологическая выносливость во время пандемии COVID-19 [Электронный ресурс]. URL: https://euro.who.int/ru/health-topics/Life- stages/child-and-adolescent-health/news/ news/2020/3/mental-health-and- psychological-resilience-during-the-covid-19-pandemic.
  3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Педагогика, 1996. 86 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: