УДК 37

Основные направления взаимодействия педагогических работников в дошкольной образовательной организации

Попандопуло Елена Евгеньевна – начальник отдела Дошкольного образования Школы № 38 им. Страховой Серафимы Леонтьевны в г. Сочи

Самарина Анастасия Сергеевна – воспитатель Школы № 38 им. Страховой Серафимы Леонтьевны в г. Сочи

Мельникова Анна Александровна – воспитатель Школы № 38 им. Страховой Серафимы Леонтьевны в г. Сочи

Папазьян Лиана Анушевановна – воспитатель Школы № 38 им. Страховой Серафимы Леонтьевны в г. Сочи

Аннотация: Несмотря на приоритетность сотрудничества родителей и педагогических работников ради разностороннего развития дошкольников, реализуемого в ходе педагогического взаимодействия, отмечается недостаточность его осуществления в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО). Цель статьи – раскрыть основные направления педагогического взаимодействия в ДОО, способствующие активизации сотрудничества родителей воспитанников ДОО и педагогических работников. Диагностико-аналитическое направление предполагает анализ данных по результатам диагностики проблем, связанных со взаимоотношениями с детьми и с индивидуальным поведением детей. Просветительское направление относится к психолого-педагогическому просвещению родителей, осуществляемому для передачи им знаний относительно воспитания подрастающего поколения и организации соответствующего обучения. Консультационное направление допускает осуществление индивидуального подхода к выбору индивидуального образовательного маршрута для воспитанников. Реализация каждого из указанных направлений предполагает этапность: анализ проблемной ситуации, осуществление плана ее решения, анализ результатов ее решения с последующими рекомендациями по снижению частотности ее проявления. Активизация сотрудничества родителей воспитанников ДОО и педагогических работников позволяет установить партнерские отношения с родителями и обеспечивает повышение уровня их компетентности в вопросах образования и укрепления здоровья детей.

Ключевые слова: всестороннее развитие, педагогическое взаимодействие, совместная деятельность, психолого-педагогическое просвещение, сотрудничество.

Разностороннее развитие дошкольников, которое предполагает социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и физическую направленность (в соответствии со стандартом дошкольного образования), осуществляется родителями (законными представителями) (далее – родителями) в семье и педагогическими работниками в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО). ДОО не только осуществляет образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, но и содействуют психолого-педагогическому просвещению родителей. Для качественного освоения образовательной программы дошкольного образования приоритетно сотрудничество родителей воспитанников ДОО и педагогических работников, реализуемое в ходе педагогического взаимодействия, которое призвано внести взаимные воздействия ради разностороннего развития дошкольников и развития навыков осознанного родительства.

Несмотря на очевидные положительные результаты педагогического взаимодействия отмечается недостаточность сотрудничества участников образовательного процесса (включая администрацию), вызванная их разным пониманием функционала ДОО, и вовлеченность преимущественно педагогических работников в педагогическое взаимодействие [1]. Родители могут отстраняться от участия в делах ДОО, ограничивая общение с педагогическими работниками, только когда приводят и забирают детей [2]. Указанное противоречие порождает проблему исследования: как активизировать сотрудничество родителей воспитанников ДОО и педагогических работников?

Цель статьи – раскрыть основные направления педагогического взаимодействия в ДОО, способствующие активизации сотрудничества родителей воспитанников ДОО и педагогических работников.

Сотрудничество родителей воспитанников ДОО и педагогических работников (методиста, старшего воспитателя, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) призвано актуализировать их совместную деятельность ради разностороннего развития дошкольников как основной цели образовательной деятельности и осуществлять взаимные воздействия в вопросах психолого-педагогического просвещения в ходе «семинаров-практикумов, тренингов, работы в проектных группах, … рефлексивных часов» и пр. [4]. Совместная деятельность направлена на овладение участниками образовательного процесса способами коллективной мыслительной деятельности, объединение их усилий для повышения воспитательного потенциала семьи, обеспечение ей психолого-педагогической поддержки. Что касается психолого-педагогического просвещения, то оно может нести информативный характер, связанный с передачей знаний относительно воспитания подрастающего поколения, и обучающий характер, позволяющий родителям овладевать соответствующими практическими умениями и навыками для достижения основной цели образовательной деятельности вне стен ДОО. Так обеспечивается единство подходов к образованию детей в условиях ДОО и семьи с учетом реализации согласованных образовательных воздействий участников образовательного процесса, включая администрацию, на воспитанников [5].

Активизация исследуемого сотрудничества позволяет установить партнерские отношения с родителями и обеспечивает повышение уровня их компетентности в вопросах образования и укрепления здоровья детей в ходе образовательных мероприятий, поддержки образовательных инициатив родителей и реализации образовательных проектов ДОО. Для этого необходимо установление диалога между родителями и педагогическими работниками для диагностики и анализа проблем, связанных с поведением детей, просвещения родителей в плане трудностей, с которыми сталкиваются дети при получении образования, консультирования родителей по вопросам выбора индивидуального образовательного маршрута. Так целесообразно осуществление педагогического взаимодействия по следующим направлениям: диагностико-аналитическому, просветительскому и консультационному, которые в совокупности содействуют равноправию в диалоговом общении и взаимообогащению опыта межличностных отношений.

Диагностико-аналитическое направление педагогического взаимодействия предполагает анализ данных, полученных педагогическими работниками по результатам диагностики проблем, связанных со взаимоотношениями с детьми и с индивидуальным поведением детей. Она осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью родителей и воспитанников ДОО, в ходе педагогических бесед и образовательных мероприятий, после обработки результатов проведенных методик (анкеты, опроса, социологического среза, теста), после изучения индивидуальных записей родителей в блокнотах о взаимодействии с детьми и предложений об улучшении деятельности ДОО.

В рамках указанного направления предполагается получение и анализ данных о составе семьи воспитанников ДОО, семейных традициях, текущих взаимоотношениях родителей с детьми, потребностей родителей в отношении разностороннего развития детей, уровне компетентности родителей в вопросах образования и укрепления здоровья детей. Результаты диагностики позволяют педагогическим работникам составить портрет семьи каждого воспитанника и организовывать работу по развитию партнерских отношений с родителями. При этом необходимо не только планировать проведение совместных образовательных мероприятий и реализацию образовательных проектов, но и поддерживать образовательные инициативы родителей по повышению качества образовательной деятельности детей в условиях ДОО и семьи.

Психолого-педагогическое просвещение родителей заложено в просветительском направлении педагогического взаимодействия, которое может осуществляться как непосредственно при личном контакте онлайн и офлайн, так и посредством размещения печатных и электронных материалов. Личные контакты возможны на групповых родительских собраниях, в процессе заседания родительских клубов, в ходе конференций; материалы могут размещаться на информационных стендах, флипчартах, в индивидуальных папках, папках-передвижках, журналах или газетах ДОО (печатных или электронных), на сайте и социальных сетях ДОО. Просвещение позволяет родителям справляться с трудностями, которые возникают у детей при получении дошкольного образования.

Педагогические работники могут передавать родителям знания относительно воспитания подрастающего поколения, информируя о психофизиологических особенностях детей и возможностях развития индивидуальных способностей детей, государственных мерах поддержки семьям с детьми дошкольного возраста и обязанностях родителей по воспитанию детей в контексте семейного права, содержании нормативных документов ДОО и создании условий для безопасной жизнедеятельности воспитанников. Обучение родителей предполагает овладение эффективными методиками образовательной работы с воспитанниками в условиях семьи на основе методов обучения и воспитания детей, которые предлагают педагогические работники в условиях ДОО.

Консультационное направление педагогического взаимодействия предполагает индивидуальный подход к выбору родителями индивидуального образовательного маршрута для своих детей. Для этого целесообразно проведение индивидуальных (в виде консультаций, тренингов, педагогических поручений), групповых (при проведении ролевых игр, семинаров-практикумов, круглых столов), и коллективных форм взаимодействия (в ходе педагогических гостиных и досуговых форм, включая совместные праздники, концерты, викторины, спортивные и музыкальные мероприятия). Возможно осуществление аудио- и видеозаписи ответов на часто задаваемые вопросы родителей.

Консультирование родителей обычно связано с их особенностями взаимодействия с детьми в условиях ДОО и семьи, преодолением трудностей в осуществлении образовательной деятельности, поиском решения текущих проблемных ситуаций, способами организации образовательной деятельности детей. Эффективно разыгрывание проблемных ситуаций, которые затрагивают особенности укрепления здоровья детей и осуществления их безопасности вне стен ДОО. Так педагогические работники становятся партнерами семей в решении образовательных вопросов и помогают родителям планомерно корректировать внедрение методов семейного воспитания [6].

Реализация каждого из указанных направлений предполагает этапность: анализ проблемной ситуации (например, общей проблемы разных семей или частной проблемы конкретной семьи), вызывающей необходимость сотрудничества педагогических работников и родителей; осуществление плана решения проблемной ситуации после определения целей и задач педагогического взаимодействия, подбора оптимального варианта разрешения проблемной ситуации с прогнозируемыми результатами; анализ результатов решения проблемной ситуации с последующими рекомендациями по снижению частотности ее проявления. В контексте выстраивания партнерских отношений необходимо привлечение родителей ко всем этапам реализации исследуемых направлений, чтобы впоследствии определить оптимальный алгоритм осуществления педагогического взаимодействия, разработать критерии оценки его качества, провести диагностику его эффективности со стороны педагогических работников и осуществить самоконтроль ДОО [4].

В последнее время актуальным становится использование мессенджеров для удаленной реализации исследуемых направлений педагогического взаимодействия. Несмотря на ограничения в установлении партнерских отношений на расстоянии перспективным является обеспечение быстрого доступа к диалоговому общению, которое предполагает анализ данных по результатам диагностики проблем, психолого-педагогическое просвещение родителей и индивидуальный подход к выбору родителями индивидуального образовательного маршрута для своих детей. Именно быстрый доступ содействует мгновенной рассылке важной текстовой и видеоинформации по образовательным мероприятиям и вопросам образования детей, проведению анкетирования по насущным вопросам семейного воспитания и голосований по результатам участия семей в дистанционных конкурсах, обмену мнениями всех участников образовательного процесса [2].

Так выявляются возможные пробелы текущего педагогического взаимодействия, которые ради обеспечения «полноценного психического, интеллектуального и эмоционального развития» [3, с. 122] детей вызывают необходимость поиска оптимальных форм педагогического взаимодействия. Данные формы должны отвечать актуальным запросам родителей и соответствовать содержанию современных образовательных технологий.

Список литературы

  1. Антонова Н. Л. Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. С. 147-161.
  2. Калинникова С. В. Семья и образование: технологии взаимодействия в ДОУ // Научно-практическая интернет-конференция «Психология образования». Воронеж, 2023. URL: https://stoppav.ru/conference/2023/content/11/14.pdf (дата доступа: 20.10.20023).
  3. Карпова Е. Е. Методы организационно-управленческого взаимодействия детского сада и семьи // Челябинский гуманитарий. 2015. № 2 (31). С. 121-128.
  4. Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи – приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN614.pdf (дата доступа: 18.10.2023).
  5. Тричева М. В. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 6. С. 28-29.
  6. Черкасова Е. А. Взаимодействие дошкольной организации с родителями // Вестник науки и образования. 2022. URL: https://scientificjournal.ru/images/PDF/2022/130/vzaimodejstvie-do.pdf (дата доступа: 20.10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: