УДК 378.14

Экологическое воспитание будущих филологов: теория и практика

Заборина Мария Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Литературы Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Жукова Полина Владимировна – студент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Аннотация: В статье рассматривается необходимость экологического воспитания будущих учителей филологического профиля в процессе подготовки к их профессиональной деятельности. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что ведущая роль в экологическом воспитании, формировании экологической культуры у подрастающего поколения принадлежит школе. Основным средством экологического воспитания будущих филологов выступает художественная литература, которая обладает большими возможностями нравственного и эстетического воспитания, формирует эмоционально-ценностное отношение к природе, вырабатывает потребность к ее защите.

Ключевые слова: экологическое воспитание, художественные произведения, обучающиеся в школе.

В системе подготовки студентов к осуществлению профессиональной педагогической деятельности особое место занимает экологическое воспитание. С одной стороны, учитель должен воспитывать ответственное отношение к природе у обучающихся в школе, формировать у них личный интерес к природе и готовность к рациональному природопользованию, способствовать стремлению к защите окружающей среды от неразумных действий, наносящих ей ущерб, с другой –   педагог сам нуждается в глубокой методической подготовке, которая поможет ему осуществлять процесс экологического воспитания школьников в первую очередь в рамках своего профиля подготовки. Поэтому, получая педагогическое образование, студент должен быть готов к экологическому воспитанию обучающихся в школе, используя весь арсенал средств преподаваемой дисциплины.

Проблема подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию школьников стала центральной темой ряда ученых России: Егоровой Н. Т., Захаровой А. Г., Зиятдиновой Л. С., Ивановой Т. С., Петуховой М. И., Ситак Л.А.,   Тузовой Е.А., Шанина С.В. и мн. др.

Так, Захарова А. Г., отмечая приоритет экологического воспитания подрастающего поколения, обращает внимание на то, что проблема передачи экологических ценностей обучающимся, лежит в области изучения связей и зависимостей качества экологического воспитания школьников от готовности будущих учителей к осуществлению этой деятельности [1].

Шанин С.В. в диссертационном исследовании, рассматривая сложность и многогранность процесса экологического воспитания, делает вывод о том, чтобы привить школьникам устойчивый интерес к природе, окружающей среде и как следствие, экологическим проблемам, необходимо развивать познавательный интерес в рамках изучаемых дисциплин, активно использовать межпредметные связи, формировать индивидуальный интерес к проблеме и сделать внеурочную работу составной частью образовательного процесса [5].

Исследуя особенности формирования экологической культуры будущего учителя в системе профессиональной подготовки, Тузова Е. А. делает выводы о том, что главным элементом в системе экологической культуры будущего учителя становится экологическое мышление и сознание, а базовая часть экологической культуры развивается в области экологического образования. Экологическое образование рассматривается в контексте непрерывного процесса обучения и воспитания, ориентированного на постижение системы знаний об окружающей среде, формирование умений, навыков природоохранной деятельности, экологической направленности сознания и мышления [2].

Анализ диссертационных исследований ученых России позволяет сделать вывод о том, что ведущая роль в экологическом воспитании принадлежит школе, следовательно, необходимость подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию становится актуальной для всех   причастных к учебно-воспитательному процессу. 

В рамках рассматриваемой темы, особую значимость в подготовке будущих филологов к экологическому воспитанию школьников, приобретает художественная литература. Обращение к художественным произведениям дает возможность учителю в рамках урока формировать у обучающихся нравственно-эстетическое отношение к природе, умение видеть и чувствовать ее красоту; способствовать эмоционально-чувственному переживанию и потребности защищать природу.

 Для многих писателей природа – это не просто среда обитания, она источник добра и красоты. Беречь, сохранять все живое на земле – главнейшая роль и обязанность людей. Такая мысль лейтмотивом проходит через многие произведения писателей. Так, анализируя повесть Ч. Айтматова «Белый пароход», студенты приходят к выводу, что отношением к природе проверяются характеры и нравственное начало в человеке.

Произведения В. Астафьева наполнены горячим призывом беречь природу и человека. Наибольшей нравственной глубиной проникновения в сущность этой проблемы выделяется его повесть «Царь-рыба». Определяя суть своего произведения, писатель говорит о том, что наступило время, когда нужно не просто хранить природу, ее необходимо охранять, рационально подходить к ее использованию. Занимаясь природоохранной деятельностью, разумным природопользованием, человек тем самым спасает и природу и себя от нравственного разрушения. В. Астафьев подводит читателя к пониманию того, что экологические проблемы – это проблемы нравственные [4].

Одним из острых произведений, посвященных вопросам взаимоотношений человека и природы, является роман Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Действие романа тесно связано с жизнью природы, которая является здесь не только средой или местом действия, но и главным героем произведения. Лес, река, Черное озеро, деревенские собаки и даже засохшее дерево, превращенное стараниями главного героя Егора Полушкина в скульптуру – все это движущая сила в развитии сюжета, проявляющаяся в человеческих отношениях. Природа и человек, с его совестью, мерой ответственности   за все, что происходит вокруг – вот стержневые проблемы, поставленные автором романа.

Известного русского поэта Е. Исаева особенно волнуют проблемы взаимоотношений человека с природой, поскольку в этом проявляется нравственная сила человека. Одним из лучших произведений поэта является поэма «Убил охотник журавля». В основе сюжета лежит не столько рассказ охотника, который убил вожака журавлиной стаи, сколько его исповедь, нравственный суд над собой, боль запоздалого раскаянья, крик души человека, убившего птицу. «…Не царь природы человек, не царь, а сын», такими словами заканчивается поэма. Эти слова обращены к читателю, его совести, его сознанию.

Таким образом, главным инструментом экологического воспитания     будущих филологов становится огромное наследие литературных произведений писателей, не равнодушных к будущему природы, судьбе человека, его моральным и нравственным ценностям. Специфика художественной литературы заключается в ее огромном влиянии как на сознание личности, ее эмоциональный мир, так и на формирование ценностных ориентаций будущих педагогов [3]. Изучая художественные произведения, осмысливая их, студенты учатся не только выделять в них экологические проблемы, но и получают возможность рассматривать их через призму нравственности, личной ответственности человека за жизнь на земле.

Список литературы

  1. Захарова А. Г. Профессиональная подготовка учителя к экологическому воспитанию школьников: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.01 / Захарова Акулина Гаврильевна. Москва, 2001. 128 с.
  2. Тузова Е. А. Особенности формирования экологической культуры будущего учителя в системе профессиональной подготовки: диссертация... канд. пед. наук:13.00.08 / Тузова Елена Александровна. Москва, 2001. 174 с.
  3. Хачикян Е. И. Нравственные аспекты литературного образования бакалавров / Е. И. Хачикян, М. А. Заборина, В. В. Юданова // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–4. С. 256–259.
  4. Черников А. П. "Понимать, беречь природу". Экологическая проблематика в прозе В.П. Астафьева / А. П. Черников // Литература в школе. 2013. № 4. С. 15-19.
  5. Шанин С.В. Подготовка будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности: диссертация… канд. пед. наук:13.00.08 / Шанин Сергей Викторович. Саратов, 2010. 230 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: