УДК 377

Методы демонстрации музыкально-исполнительских достижений учащихся учреждений среднего профессионального образования

Ван Яньсун – аспирант Отдела подготовки и аттестации кадров высшей квалификации Уральского государственного педагогического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы подготовки будущего педагога-музыканта в системе среднего профессионального образования. Автор выявляет проблему недостаточно полно реализованной исполнительской практики у студентов музыкальных и педагогических училищ. Для решения обозначенной проблемы автор предлагает различные методы демонстрации музыкально-исполнительских достижений, главная задача которых – позволить студентам в полной мере реализовать свой творческий потенциал в процессе обучения.

Ключевые слова: сценическая практика, исполнительские достижения, музыкальное искусство, профессиональное образование, методы демонстрации, профессиональные навыки.

Введение

Одним из условий высококачественной профессиональной подготовки будущих специалистов сферы искусства и культуры в системе среднего профессионального образования является вовлечение в активную творческую деятельность каждого обучающегося, практическое использование им полученных знаний и чёткое осознание того, где, каким образом и для чего эти знания могут быть применены. 

Процесс подготовки педагога-музыканта включает множество различных направлений. Выпускник музыкального отделения педагогического колледжа в образовательном учреждении воспринимается как специалист широкого профиля, готовый в любое время свободно продемонстрировать весь спектр профессиональных качеств.

Еще в начале прошлого века о многогранности подготовки учителя музыки писал Б. В. Асафьев: «Педагог музыки в общеобразовательной школе не должен быть только специалистом в одной какой-нибудь области музыки. Он должен быть и теоретиком, и историком музыки, и этнографом музыки, и исполнителем, хорошо владеющим инструментом, чтобы всегда мог бы привлечь внимание с одной или другой стороны...» [4, с. 21]. Действительно, в идеале современный учитель музыки, музыкальный руководитель, как педагог-универсал, должен синтетически владеть всеми видами профессионально-творческих навыков.

Зачастую, демонстрация профессиональных компетенций учителя музыки ограничена индивидуальными возможностями и способностями. Например, учитель музыки в школе может быть прекрасным методистом, который грамотно организует процесс изучения шедевров музыкального искусства, но упорно отказывается от выступлений на сцене с вокальным номером. Или наоборот – замечательный вокалист может затрудняться в проведении учебных занятий или не справляться с волнением, аккомпанируя детскому хору. То есть любой педагог-музыкант может в силу разных причин оказаться не так силен в некоторых умениях и навыках, как требует того профессиональный стандарт.

Основная часть

В качестве эффективного метода демонстрации музыкально-исполнительских достижений учащихся учреждений среднего профессионального образования мы рассматриваем сценическую практику и различные формы ее проведения. Интенсивная концертно-исполнительская практика – это фактор развития учащегося-музыканта, который, оказывая большое влияние на развитие, определяет его характер и отдельные черты [5, с. 29].

Вопросы подготовки студента-музыканта к концертно-исполнительской деятельности как комплекса эффективных условий для профессионального и духовного становления личности рассматривались с позиций, выработанных в основных положениях профориентологии, изучающей закономерности и механизмы профессионального становления человека [3, с. 41].

Существует ряд исследований в близких сферах данного профессионального труда – это культурно-досуговая и социально-культурная деятельность. Первая включает работу в различных учреждениях, вторая – просветительство, формы самообразования. Существенный вклад в изучение этого круга вопросов, в том числе и в педагогическом аспекте, внесли работы А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, А. А. Шмидт-Шкловской и др. [6, с. 30-33]. Активно изучаются проблемы подготовки специалистов культуры, режиссеров и менеджеров организаций такими исследователями, как C. C. Клитин, Г. М. Галуцкий, Г. А. Щербакова и др. Однако, несмотря на значительное количество исследований, раскрывающих различные аспекты профессионального образования, проблема совершенствования подготовки будущего педагога-музыканта, формирования у него готовности к концертно-исполнительской деятельности остается недостаточно изученной, требующей поиска новых форм и методов, отвечающих требованиям времени.

Студенты музыкального отделения педагогического колледжа активно осваивают все виды исполнительской деятельности: вокальное исполнительство, управление творческим коллективом (хором, оркестром), исполнение на различных музыкальных инструментах. В процессе освоения основной учебной программы студенты сдают зачеты и экзамены по ПМ 03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность». В рамках данного профессионального модуля студенты участвуют в мероприятиях концертной деятельности, направленных на развитие исполнительских навыков. Под концертной деятельностью понимается планирование и организация публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров [2, с. 30]. Концерт является наиболее распространенной формой для организации исполнительской практики студентов.

Во многих учебных заведениях среднего профессионального образования организована деятельность учебной филармонии. Так называют центр студенческого творчества, объединяющий различные направления инструментального, театрального, танцевального и др. видов искусств, где с помощью концертно-исполнительской деятельности студенты могут продемонстрировать широкой публике свои достижения [1, с. 115].

Организация студенческих филармоний в учебных заведениях направлена на повышение качества образования, демонстрацию практического опыта в области исполнительской подготовки, создание благоприятных условий для развития творческого потенциала студентов, творческого взаимодействия преподавательского состава и учащихся. Мероприятия, организованные в рамках учебной филармонии, оказывают воздействие на аудиторию зрителей с целью просвещения и воспитания, играют значительную роль в формировании и развитии потенциала личности студента, преподавателя, слушателя и т.д.

В рамках образовательного процесса музыкально-исполнительская деятельность решает задачи повышения мотивации учащихся к занятиям, воспитания морально-волевых качеств и развития профессиональных навыков. Для современно педагога-музыканта крайне важно иметь обширный опыт сценической практики, перед тем как начать готовить к публичным выступлениям своих учеников. Поэтому концертная деятельность будущих педагогов музыкантов должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса уже с первого курса обучения. Только опытный музыкальный исполнитель способен стать высококвалифицированным педагогом, готовящим новые поколения музыкантов.

Заключение

Процесс подготовки педагога-музыканта включает в себя множество видов учебной деятельности. Для того, чтобы стать универсальным специалистом, ценящимся на рынке труда, студент должен уже с первого курса не только эффективно работать в стенах учебного класса, но и выступать на сцене, демонстрируя свои исполнительские навыки широкой публике. Участие в организации и проведении концертно-исполнительской деятельности способствует вовлечению студентов учреждений среднего профессионального образования в культурно-просветительскую работу.

Таким образом, в качестве эффективных методов демонстрации музыкально-исполнительских достижений учащихся учреждений среднего профессионального образования были рассмотрены организация сценической практики в форме концертной деятельности и проектной (например, реализация проекта учебной филармонии).

В результате специально организованной сценической деятельности учащихся повышается качество образовательного процесса, создаются необходимые условия, учитывающие индивидуально-личностный потенциал студентов. Грамотно организованные условия обучения способствуют развитию и укреплению профессиональных исполнительских компетенций, индивидуальных способностей, талантов и наклонностей студентов. Что особенно важно при подготовке педагогических кадров в сфере культуры и искусства.

Список литературы

  1. Банникова, И. И. Молодежные музыкально-просветительские проекты: современные формы и технологии // Образование и культурное пространство. – 2022. – № 1. – С. 112-121.
  2. Бурдюжа, Е. А. Концертно-творческая деятельность коллективов в вузе культуры и искусств // Культура: управление, экономика, право. – 2010. – № 1. – С. 28-32.
  3. Гуляницкая, Н. П. Методы науки о музыке. – М.: Музыка, 2015. – 127 с.
  4. Глебов И. А. О музыкально-творческих навыках у детей. – Л.: Брокгауз и Эфрон, 1926. – С. 149.
  5. Фейнберг, С. Р. Пианизм как искусство. – М.: Лань, Планета музыки, 2015. – 189 с.
  6. Шмидт-Шкловская, А. А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика-XXI, 2015. – 162 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: