УДК 316.772.4

Сообщение неблагоприятных новостей пациенту как сложная коммуникативная ситуация в практической деятельности врача

Пидшморга Юлия Владимировна – ассистент кафедры Философии, психологии и педагогики Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: Одной из наиболее сложных коммуникативных ситуаций является практика представления пациентам и их родственникам информации о возможности наступления неблагоприятного исхода лечения. Процесс сообщения «печальных новостей» сложен не только для пациента, но и для врача, так как он выступает «источником» данной информации, при этом он продолжает нести ответственность за состояние своего пациента как физическое, так и эмоциональное. В некоторых случаях диагноз может звучать для пациента как «приговор», способный разрушительно повлиять на качество жизни пациента. Исход предоставления негативной информации пациенту и его родственникам во многом определяется ожиданиями самого пациента и его представлением о болезни.

Ключевые слова: неблагоприятные новости, коммуникация между врачом и пациентом, сложная коммуникативная ситуация в медицине, эмпатия, информированность пациента.

Оглашение печальных новостей для пациента (родственников) – не должно быть формальной процедурой, вне зависимости от того, насколько адаптирован к подобному процессу сам медицинский работник. Это целое коммуникативное искусство: медицинский работник должен уметь чутко отреагировать на реакцию пациента, проявить эмпатию, а если необходимо, подключить навыки психологической помощи, которые у него должны быть сформированы и доведены до автоматических. Под печальными для пациента новостями понимается информация, которая изменяет взгляды пациента на его будущие планы из-за неблагоприятной клинической картины. Стратегия действий в ситуациях предоставления негативной информации медицинским работником пациенту (родственникам пациента) подразумевает умелую компиляцию плохой новости не только с ожиданиями пациента, но и с его установками на лечение, с тактиками управления эмоциональными потрясениями, с планом дальнейших действий вне зависимости от сложности текущей ситуации. Процесс сообщения неблагоприятных прогнозов о состоянии здоровья пациента можно назвать такой же важной медицинской процедурой, как и любая другая манипуляция, от которой зависит безопасность пациента. Сообщение неблагоприятных новостей способно ввергнуть пациента в отчаяние или глубокое уныние, однако, большинство пациентов все же хотят знать всю правду о своем состоянии здоровья, и это для них кране важно с точки зрения планирования собственного будущего.

Рекомендации по управлению коммуникативной ситуацией при предоставлении пациенту (его родственникам) неблагоприятной информации о клинической картине:

Подготовка к приему, в рамках которого предполагается сообщение негативных новостей пациенту требует тщательного планирования: желательно мысленно проговорить предоставляемую информацию и отрепетировать целесообразные способы реакции на эмоциональные всплески пациента. Нужно помнить об общепринятых принципах эффективной коммуникации: соблюдение конфиденциальности, открытая поза, доброжелательная жестикуляция, поддержание визуального контакта, недопущение переключение внимания медицинского работника на посторонние дела, исключение перерывов в целенаправленном обсуждение клинической ситуации. При данной встрече не должно быть посторонних свидетелей – других врачей, пациентов, среднего медицинского персонала. Желательно, чтобы встреча проходила в отдельном кабинете. Врач не должен препятствовать присутствию родственников первой линии или других близких пациенту людей, если ему это нужно: напротив, рекомендуется вовлекать в подобный разговор близких людей, чьи поддержка и участие помогут пациенту справиться с ситуацией. Желательно находиться на одном уровне с пациентом, например, сесть рядом – это создаст ощущения вовлеченности врача, тогда как работа врача стоя формирует у пациента ощущение спешки и недостаточного внимания, которое ему так необходимо в подобной ситуации. Телефон желательно при этом исключить из «поля общения», чтобы у пациента не создалось ощущения «обесценивания» его проблемы в случае отвлечения врача на посторонний разговор.

Начинать подобную коммуникацию целесообразно с оценки врачом общего представления, понимания пациентом информации о своем состоянии здоровья: это позволит медицинскому работнику оценить уровень готовности пациента к печальным новостям. Прежде, чем перейти к озвучиванию неблагоприятных новостей, нужно аккуратно «прощупать» уровень компетентности пациента о ситуации, связанной с его состоянием здоровья. Например, уместно задать открытые вопросы, типа «Что Вы знаете о своем заболевании?» или «Знаете ли Вы, для чего было назначено данное обследование?». В зависимости от полученных ответов, врач уже может управлять представлениями пациента о его здоровье и картине болезни. На данном этапе врачу также важно понять, есть ли у пациента общее принятие своей болезни.

В ходе коммуникации нужно выяснить, насколько пациент заинтересован в получении подробной информации о текущей проблеме, и уровень детализации предоставляемой информации. У одних пациентов может быть запрос на подробную информацию о деталях заболевания (точный диагноз, прогнозы, побочные эффекты), тогда как для других достаточно общего представления о заболевании, и они не заинтересованы в исчерпывающих сведениях о своей болезни. Чаще всего пациенты демонстрируют запрос на полную и достоверную информацию о своем состоянии здоровья, и это в большинстве случаев способствует снижению эмоционального накала при сообщении печальных новостей. Другими словами, пациент самостоятельно снимает «внутренний барьер» на получение исчерпывающей информации и тем самым добровольно соглашается на правдивые новости, стараясь при этом проявить стойкость и выдержку. На данном этапе рекомендуется использовать вопросы типа «Насколько полную информацию о результатах исследования Вы хотели бы от меня услышать?» или «На какие интересующие Вас вопросы о своем заболевании Вы хотите получить от меня ответы?»

Поэтапное предоставление неблагоприятной информации спокойным и ровным тоном способствует снижению шоковой реакции пациента: использование понятных пациенту слов, проявление эмпатии, оценка реакции пациента на каждом этапе раскрытия информации. Важно проинформировать пациента о том, что новости для него неблагоприятные прежде, чем их озвучить: это поможет снизить шоковую реакцию у пациента и поспособствует облегчению понимания предоставляемой информации. Фразы, которые целесообразно использовать на данном этапе, могут строиться по следующим примерам «Я вынужден сообщить Вам, что…» или «К моему сожалению, новости для Вас неблагополучные…». Важно на этом этапе не «забросать» пациента непонятными для него терминами, а выстроить беседу на уровне общечеловеческого понимания и эмоционального отклика на реакцию пациента.

Контроль со стороны врача за эмоциональными реакциями пациента – важнейшая составляющая подобной коммуникативной ситуации. Спектр реагирования на негативные новости в условиях шока может варьироваться от немого оцепенения и молчания до крика и агрессии, но вне зависимости от особенностей данных проявлений врач обязан проявить психологическую поддержку пациента (взять за руку, приобнять, продемонстрировать собственную печаль и поддерживающие эмоции). Помните, что на эту ситуацию нужно «смотреть глазами пациента», поэтому со стороны врача не должно быть отстраненности или демонстрации того, что это весьма неприятный, но формально-рабочий момент. Открытые вопросы помогут врачу лучше понять эмоции пациента, поддержать его и не допустить потри им самообладания.

Эмоциональные всплески как ответная реакция пациента на неблагоприятные новости затрудняют возможность обсуждения общих вопросов, связанных с состоянием здоровья пациента. Важно подчеркнуть, что врач всецело понимает реакцию пациента, разделяет ее и хочет помочь. Демонстрировать соучастие и выражать сочувствие следует до тех пор, пока пациент не придет в себя и не успокоится. Далее следует помочь ему обсуждением планов лечения и процессом подведения итогов медицинской коммуникации. При наличии проработанного плана действий пациент менее склонен волноваться и паниковать. Обобщение также позволяет удостовериться, что у пациента правильно сформировано представление о его состоянии здоровья и перспективах лечения. Пациенты, точно понимающие прогнозы на будущее, менее подвержены стрессу и панике, чем пациенты, находящиеся на этапе неопределенности о своем диагнозе. Врач должен уловить в ходе беседы, готов ли пациент адекватно воспринимать информацию о планах обследования, дополнительного обследования или лечения. Врач должен поспособствовать вовлечению пациента в построение дальнейших панов, касающихся развития данного ситуации. Пациент, таким образом, берет на себя ответственность за принятие решений, что позволяет ему избежать завышенных ожиданий от результатов лечения и максимально объективно воспринимать ход дальнейших событий.

Правильно и чутко выстроенная коммуникация между врачом и пациентом, в адрес которого сообщатся неблагоприятные новости не гарантируют успешного результата в вопросах реакции пациента на печальный диагноз. Однако, увеличивается вероятность понимания пациентом данной ситуации и ее принятия. Это дает возможность врачу не вовлечь пациента в дополнительную психотравмирующую ситуацию, и таким образом, снижает эмоциональную напряженность, свойственную данной ситуации, и повышает уровень доверия к врачу.

Список литературы

  1. Васильева Л.Н. О коммуникативной компетентности будущих врачей / Л.Н. Васильева // Медицинская психология в России. – 2013. – T.5, №5. – C. 16.
  2. Колягин В.В. Коммуникация в медицине. Основы трансакционного анализа: пособие для врачей / В.В. Колягин. – Иркутск.: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2012. – 60 с.
  3. Ледванова Т.Ю. Формирование коммуникативной компетентности врача // Т.Ю. Ледванова, А.В. Коломейчук // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. – Т. – №2 – С.115 - 121
  4. Манулик В.А. Проблема коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача. / В.А. Манулик, Ю.Ю. Михайлюк // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – №1 (33) – С.19-23.
  5. Мадалиева С.Х. Формирование и развитие коммуникативной компетенции врача / С.Х. Мадалиева, М.А. Асимов, С.Т. Ерназарова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – С. 66-73
  6. Сонькина А.А. Навыки профессионального общения в работе врача / А.А.Сонькина // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. – 2015. – №1. – С.101-106.

Интересная статья? Поделись ей с другими: