УДК 614.253

Этические проблемы трансплантологии

Герасимова Татьяна Викторовна – старший преподаватель кафедры философии, истории Отечества и иностранных языков Амурской государственной медицинской академии

Точилова Полина Сергеевна – студентка Амурской государственной медицинской академии

Аннотация: В статье анализируются этические аспекты заборов органов у умершего и живого доноров, справедливого распределения донорских органов. Проблемы посмертного донорства сводятся к двум основным трудностям: изъятию органов без прижизненного согласия человека и констатации смерти тяжелобольного человека. Для их разрешения необходимо найти ответы на этические проблемы определения статуса смерти и установления критериев для констатации смерти. С одной стороны, врачи обязаны спасать человеческую жизнь, с другой стороны – они ожидают момент, когда можно констатировать смерть человека. В этом контексте проблема выбора и определяющих этико-правовых норм – важнейшая задача современной биомедицинской этики. Проблема справедливости распределения донорских органов имеет особую значимость для врачей-реаниматологов и трансплантологов. Ресурсы для трансплантации всегда ограничены и их не хватает, чтобы помочь всем нуждающимся в трансплантации. Однако профессия врача обязывает помогать всем нуждающимся и бороться за жизнь каждого человека до последнего. Прижизненное донорство имеет следующие этические аспекты: добросовестность медиков при информировании донора о рисках, связанных с эксплантацией у него органа или части органа; согласие донора исключительно на добровольных началах и возможность отказаться от донорства в любой момент до начала операции; коммерциализация донорства. Авторы статьи показывают, что операции по трансплантации органов очень сложны в профессиональном плане и ответственны в моральном отношении. Их должны проводить профессионально и этически подготовленные специалисты.

Ключевые слова: посмертное донорство, критерий смерти, проблема справедливости, прижизненное донорство, трансплантология, врачи-реаниматологи.

Любая профессиональная деятельность социальна, и особенно та, где идет активное взаимодействие с людьми. Это означает, что представители подобных профессий должны опираться в своей работе на строгие этические принципы. Особенно животрепещущей данная тема видится применительно к аксиологическим проблемам, встающим перед врачами-трансплантологами и касающимся таких вопросов, как изъятие органов у живых или умерших доноров, а также справедливого распределения донорских ресурсов.

Существует две главные этические проблемы в случае посмертного донорства: признание смерти человека, который тяжело болел, и забор органов без его прижизненного согласия. Настоящее этическое решение в последней ситуации предполагает, что «презумпция согласия», то есть изъятие органов у человека, несмотря на то, что он не дал официальное согласие на это при жизни (даже если на забор его органов согласны родственники либо законные представители), будет считаться прямым и грубым нарушением прав человека [1].

Кроме того, с учетом этического подхода, врачам требуется точное определение статуса наступления смерти и выработка четких критериев для установления факта смерти. Надо отталкиваться от того, что человеческую смерть констатируют, основываясь только на факте смерти мозга. Этот основополагающий этический принцип базируется на признании незаменимости мозга идентичными биологическими, искусственными, электронно-техническими либо химическими структурами [4]. 

Необходимо учитывать обратимость так называемой «клинической смерти», благодаря чему рождается нравственный императив, который побуждает оказывать всяческую помощь умирающему. Возникает основная морально-этическая проблема, стоящая перед трансплантологами и реаниматологами –вопрос о продолжительности реанимации, ее проведении либо прекращении. Каждый врач этих специализаций задумывается о том, до какого предела имеют смысл реанимационные действия, если человек безнадежно болен, и на какие правовые и этические нормы нужно опираться в данном случае.  Реанимирование тяжелобольного означает его возвращение не только к жизни, но и к болям, и к страданиям, которые удерживают качество человеческой жизни на крайне низком уровне.

Статья 2 «Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины» гласит: «Интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки» [2, с. 300]. Исходя из этого этически-правового принципа, врачи не должны ускорять естественный процесс ухода из жизни предполагаемого донора, даже в ситуации, когда он, будучи еще дееспособным, подписал согласие на изъятие его органов для трансплантации.

Большое значение для трансплантологии и реаниматологии имеет также вопрос справедливого распределения органов, полученных от доноров. Дело в том, что ресурсы для пересадки органов объективно очень ограничены и всегда наблюдается их нехватка. Невозможно сразу оказать помощь всем, кто нуждается в срочной трансплантации. Однако, профессия медика накладывает обязанность лечить всех заболевших и вести борьбу за жизнь любого человека, используя все возможности, невзирая на его пол, расу, возраст и убеждения. Сложилась определенная международная доктрина, отрицательно отвечающая на вопрос, должно ли воздействовать семейное либо социальное положение больного, уровень его доходов на систему распределения органов, полученных от доноров. Также эта приоритетность не определяется преимущественным положением отдельных групп населения и их особым финансированием. Ведущим критерием, который непосредственно влияет на врачебное решение о пересадке, становится уровень иммунологической совместимости в паре реципиент-донор, то есть конкретные донорские органы должны быть распределены в пользу того, кому они лучше подойдут по ряду иммунологических параметров. Такой порядок распределения в максимальной степени соответствует принципу справедливости и полностью оправдан и с этической, и с медицинской точек зрения, поскольку в наибольшей мере снижает вероятность отторжения органа. Но это идеальная картина, тогда как в реальной жизни мы наблюдаем, что люди с высоким доходом и статусом получают во много раз больше возможностей пользоваться платной квалифицированной медицинской помощью, и даже договариваться о покупке донорских органов. Это серьезная этическая проблема трансплантологии, вытекающая из коммерциализации социальных процессов в целом [5].

Прижизненное донорство также имеет ряд серьезных этических аспектов: согласие на донорство органа должно быть дано добровольно и донор может пересмотреть свое решение в любое время до момента начала операции; врачи должны полностью информировать о рисках, с которыми связан процесс эксплантации органа или его части; донорство не должно вставать полностью на коммерческие рельсы.

Добросовестность врача-трансплантолога в вопросе обследования и информирования донора опирается на принципы, убеждения и профессиональные качества, формировать которые нужно с самого начала обучения в медицинском вузе. Для этого актуальный образовательный план обязательно включает в себя предмет биоэтики, и, кроме того, студенты изучают юридические аспекты трансплантации органов.

Неотъемлемое и основополагающее право донора – возможность отказаться от изъятия органа на любом этапе подготовки к операционному вмешательству. Письменное согласие на донорство нужно давать исключительно в присутствии грамотного в этих вопросах юриста.

Наиболее всего сложен для контроля и регулирования процесс коммерциализации сферы трансплантологии, так как он зависим не столько от врачей, сколько от финансирования со стороны реципиента и правовой уязвимости донора. Как показывает практика, моральные и профессиональные качества врачей-трансплантологов не могут стать достаточной преградой для проникновения коммерческих отношений в эту сферу медицины.  Необходимо пристальное внимание к данной проблеме со стороны правоохранительных органов и юристов [3].

Мы можем заключить, что врачебная практика в области пересадки органов сопровождается целым рядом правовых и этических проблем, которые нужно решать, основываясь на принципах биоэтики, декларациях прав человека и документах, регулирующих взаимоотношения пациент-государство, врач-пациент, врач-государство. Любой медик, особенно работающий в сфере трансплантологии, должен на практике применять главные биоэтические принципы – «уважай автономию пациента», «делай благо», «не навреди», «соблюдай принцип справедливости».

Список  литературы

  1. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 (ред. от 01.05.2022) "О трансплантации органов и (или) тканей человека" [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-22121992-n-4180-1-o/ (дата обращения 12.10.2023).
  2. Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины: Конвенция о правах человека в биомедицине. (Принята Комитетом министров Совета Европы 19 ноября 1996 г.) // Московский журнал международного права. – 1999. – № 3. – С. 300-309.
  3. Носаненко Г. Ю., Гаврилюк Р. В. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы и пути решения // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 2 (80). С. 143-145.
  4. Приказ Минздрава РФ № 73 от 04.03.2003 «Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий» // Российская газета. 2003. 15 апреля.
  5. Сокольчик В. Н. Социальные, этические и юридические проблемы в трансплантации органов и тканей: от биоэтики к правоприменению // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2019. № 10. С. 76-91.

Интересная статья? Поделись ей с другими: