УДК 725.822

Современные тенденции в формировании архитектуры театров

Чекаева Рахима Усмановна – кандидат архитектуры, ассоциированный профессор Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева (Республика Казахстан, Астана).

Айсина Баян Армановна – магистрант Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева (Республика Казахстан, Астана).

Аннотация: В статье рассмотрены современные тенденции в формировании архитектуры театров. На примере зарубежного опыта, описаны и проанализированы новые архитектурно-планировочные подходы в создании театральных пространств и особенности их технических решений и энергоэффективности. Кроме того, в статье подробно раскрываются новейшие методы и принципы в формировании зрелищных пространств такие как: сложные и криволинейные конструкции, интегрирование в местный ландшафт, трансформируемые пространства, использование новых технологий, энергоэффективность и т.п.

Ключевые слова: театр, тенденции, принципы, формы, ландшафт, энергоэффективность, конструкции, трансформируемые пространства, передовые технологии.

Материалы и методы

В основе исследования использовались комплексные научные методы:

  1. Анализ и систематизация собранной информации. Автором были изучены новейшие методы и принципы в формировании архитектуры театров (ассиметричные конструкции, благоустройство, новейшие технологии фасадных решений, использование экологичных материалов и т.п.)
  2. Анализ зарубежного опыта проектирования и строительства новых объектов с целью выявления современных тенденций в формировании театральных зданий.
  3. Применяемые методы исследования позволили авторам на основе исследования конкретных примеров определить инновационные тенденции по созданию объемно – планировочных пространств, с учетом новейших требований проектирования.

Результаты и обсуждение

Изучение и анализ формирования театральных строений, построенных с учетом новых принципов в создании уникального и высокотехнологичного пространства позволил выявить современные тенденции в их формировании. Анализу были подвергнуты наиболее показательные примеры, построенные в период с конца XX – нач. XXI вв. на примере крупных зарубежных аналогов.

Одним из самых ярких элементов современной театральной архитектуры является использование динамичных форм, таких как размашистые изгибы, угловатые наклоны и асимметричные конструкции. Эти формы могут создавать потустороннюю или футуристическую эстетику или служить для придания зданию драматизма и волнения.

Один из примеров большой оперный театр в Харбине. Опера находится в так называемом «острове культуры». Учитывая холодный климат северного города, театр был спроектирован так, чтобы гармонично вписаться в окружающую среду. Волнообразная форма обволакивает два концертных зала и огромную общественную площадь (рис.1).

Исследование архитектурно-пространственного решения отсылает к главному ландшафту окрестностей. [1]. Получившийся криволинейный фасад, состоящий из белых алюминиевых панелей, становится очертанием образа края и поверхности реки. Как говорит главный инженер-специалист по фасадам доктор Шао, облицовка здания была сделана из чисто белого алюминия, на фасадах так же используется бетон и белый мрамор создавая ощущение чистоты льда и снега. Остекление театра состоит из граненых стеклянных стен и окон состоящее из специальной системы способной растопить снег и направить его в интегрированные стоки. Вместе с этим, сстеклянные навесные стены представляют собой легкую диагональную конструкцию, которая обеспечивает основу для сложной конструкции. [2]. Таким образом, исследование объемно-пространственного решения большого театра в Харбине показывает, что здесь использовались современные принципы создания уникальной архитектуры. Это отражено в сложных криволинейных конструкциях, используемых материалов для облицовки здания и новейших инженерных систем.

1

Рисунок 1. Большой театр в Харбине.

Немаловажным аспектом современной театральной архитектуры является использование местного ландшафта. Использование благоустройства и интегрирование в ландшафт может внести свой вклад в общую атмосферу пространства, добавляя дополнительный интерес посетителей к театру, а также создавая новую городскую общественную среду.

Дизайн Пусанской оперы должен стать интерактивным пространством, отвечающим интересам публики. Расположенный на набережной города театр, поможет превратить исторически промышленную зону в общественное пространство Пусана. Форма получена из своего собственного контекста и культуры. Небольшой изгиб поверхностей в дизайне архитектурной фирмы Snøhetta представляет собой штрихи триграмм, слегка деформированные, чтобы слегка касаться друг друга. Оперный театр Пусана спроектирован так, чтобы быть максимально открытым на уровне земли (рис. 2).

2

Рисунок 2. Пусанский оперный театр.

Пространство фойе охватывает две стороны здания, смотрящие к морю. На этом уровне находится фойе главного фасада театра, ресторан и общий вход в партер. [3]. Волнистый фасад, напоминающий струящуюся кожу, расположенный между двумя общественными плоскостями, обеспечивает укрытие и освещает атриум, плавно связывая внутреннее пространство с внешним пространством. Сегодня принцип интегрирования ландшафта в архитектуру здания позволяет наиболее эффективно использовать внешнюю среду и создавать новую доступную общественную среду.

Главная цель функционально-планировочного решения это создание комплекса удобств для восприятия спектакля зрителями и для подготовки и проведения его творческим коллективом. Поэтому, современная театральная архитектура также включает в себя передовые технологии и материалы для улучшения впечатлений зрителей. [4]. Театры могут быть оснащены трансформирующимися сценами, сложными фасадами, а также высокотехнологичным сценическим оборудованием, чтобы создать у зрителей по-настоящему захватывающий опыт. Сконструированный Марком Фишером, театр Хан Шоу является одним из главных достопримечательностей города Ухань. Сооружение напоминает нам традиционный китайский фонарик, зажигающийся в темное время суток тысячами красных огней (рис. 3).

3

Рисунок 3. Хан шоу театр в городе Ухань.

Техническая составляющая театра заключается в уникальном устройстве сцены и зрительного зала, позволяющего зрителям перемещаться по залу во время представления, а также фасад состоящий из пересекающихся колец с вогнутыми красными дисками. Театр строился известной компанией Stufish Entertainment Architects под руководством Марка Фишера. Основа архитектуры театра состоит из восьми пересекающихся трубчатых колец из стали, которые имитируют бамбуковый каркас. В полостях колец протянут кабель, образующий 180 000 структурных узлов. Эти узлы поддерживают слегка вогнутые красные диски из легкого металла, подсвеченные светодиодами.

4

Рисунок 4. Фрагмент фасада театра в городе Ухань.

Эти вогнутые диски с ямочками подсвечиваются собственными наборами красных светодиодов, зонируя свет с помощью элементов управления DMX (рис.4.). С помощью данных технических возможностей по всей поверхности здания можно размещать изображения. С помощью этих отдельно взятых элементов моделируется сложно сконфигурированный фасад театра, имитирующий плавные переходы бумажного фонаря, чередование ребер и углублений бумажной поверхности. Красный светящийся цилиндр располагается на сильно уплощенных пилонах, имитирующих кисточки. Тонкие опоры соединяются криволинейным карнизом, имитирующим изгибы крыш пагод. Здание имеет дополнительные технические функции, такие как: подвижные зрительские кресла, дающие возможность менять конфигурацию зрительского зала во время представления: нижние места медленно перемещаются вправо и влево, верхние ряды спускаются вниз. Дополнительный эффект исполняемым трюкам дает три перемещающихся светодиодных экрана, имеющие шесть поворотных осей. Также в театре есть огромный бассейн, созданный для проведения грандиозных водных шоу (рис. 5).

5

Рисунок 5. Фрагмент внутреннего пространства театра в городе Ухань.

Марк Фишер и его команда спроектировали театр, не просто как помещение, но также как место способное коммуницировать с происходящими действиями на сцене, которое усиливает впечатление от просмотренного шоу. [5]

На сегодняшний день архитекторы уделяют большое внимание на экологичность и энергоэффективность архитектуры театров. Хорошо спроектированное здание театра может быть энергоэффективным, снизить потребление энергии и связанные с этим расходы, а также обеспечить комфортную и безопасную среду для исполнителей и зрителей. Разработанный архитектурной компанией "A+ Architecture" театр в городе Монпелье (Франция), максимально гармонирует с благоустройством территории и является естественным продолжением своего участка, а также соответствует самым высоким стандартам энергоэффективности и окружающей среды. Деревянная ромбовидная структура на фасадах здания придает архитектурной форме уникальный вид (Рис.6). Благодаря инновационной системе отопления, очень эффективной теплоизоляции, а также использованием светодиодов для освещения данный проект можно назвать передовым. [6]. Таким образом, благодаря используемой древесине, здание обеспечивает образцовый углеродный след и энергоэффективность. 

6

Рисунок 6. Театр в Монпелье.

Заключение

Современные тенденции в области формирования архитектуры банковских зданий в мировой арене во многом опередил время, в таких направлениях как, использование инновационных материалов в строительстве, энергоэффективность, высокотехнологичность, экологичность. Архитектура банковских зданий показывает стремительное развитие, демонстрируя многофункциональность, эстетизацию внешнего облика, уникальность архитектуры современных зданий банков. На основе исследования было установлено, что на современном этапе проектирования банковских зданий необходимо основываться на аналоги мирового опыта, инженерно-технические решения, новые строительные материалы позволит расширить типологический ряд банковских зданий, сформировав современные тенденции, которые учитывает все аспекты, улучшая социальную комфортность. Таким образом, проведенный анализ поможет перенять зарубежный опыт в формировании архитектуры и строительства банковских зданий.

Список литературы

  1. Глушков Д. Культурное место. Оперный театр от MAD architects [Электрон. ресурс]. – 2016. – URL: [http://probauhaus. ru/opernyj-teatr-harbin] (дата обращения: 10.03.2023).
  2. Grand theatre opera house [Электрон. ресурс] – 2012. – URL: [https://inhabitgroup.com/project/grand-theatre-opera-house-harbin-prc/] (дата обращения: 20.03.2023).
  3. Busan Opera House [Электрон. ресурс] – 2012. – URL: [https://snohetta.com/projects/12-busan-opera-house] (дата обращения: 20.03.2023).
  4. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб.пособие. – М.: Архитектура-С, 2006. – 129 с.
  5. Точилова Н. Han show theatre – традиционный китайский фонарик от Марка Фишера. [Электрон. ресурс] – 2018. – URL: [https://www.architime.ru/specarch/stufish_entertainment_architects/han_show_heatre.htm#1.jpg] (дата обращения: 25.03.2023).
  6. Иванов К. Фактурные фасады: огненный театр в Монпелье. [Электрон. ресурс] – 2014. – URL: [https://thearchitect.pro/ru/news/5525-Fakturnye_fasady__ognennyj_teatr_v_Monpele] (дата обращения: 19.03.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: