УДК 7.034

Психологические особенности живописи эпохи Возрождения

Макалова Лада Александровна – аспирант Новосибирского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимосвязи психологии и живописи эпохи Возрождения. Современное состояние проблемы характеризуется все большим смещением исследовательского акцента с рассмотрения живописи поверхностным, объективным взглядом в сторону раскрытия психологического аспекта предметов искусства. Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование дополняет и расширяет существующие исследования психологических особенностей живописи эпохи Возрождения.

Ключевые слова: эпоха Возрождения, живопись, искусство, психология, психология искусства.

Возрождение (фр. ренессанс) – эпоха, у которой нет четких границ. Обычно эпоху Возрождения относят к периоду европейской истории с 1400 по 1600 гг. н.э. Ренессанс прекрасно описывает интеллектуальные и экономические изменения, происходившие в Европе с XIV по XVI века. В эпоху Возрождения Европа вышла из экономического застоя Средневековья и пережила период финансового роста. Также Ренессанс был эпохой, когда художественная, социальная, научная и политическая мысль развернулась в новых направлениях.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с самого своего зарождения живопись, и искусство в целом, были тесно связаны с психологией. Искусство есть самовыражение индивидуального внутреннего мира человека. Она вызывает духовное сопереживание и определяет диалог между автором и зрителем. Искусство – это форма субъективности, культура самовыражения. Психологические исследования уже давно касаются таких тем, как восприятие искусства, процесс художественного творчества и психологические основы творчества. Еще Л. С. Выготский говорил, что «Обычно искусство и рассматривается в курсе психологии в одной из глав о восприятии, о чувстве, о воображении...в искусстве актом чувственного восприятия только начинается, но не завершается реакция, поэтому...правильное понимание психологии искусства может быть создано на пересечении двух проблем: чувства и воображения...все психологические системы, пытающиеся объяснить искусство...представляют собой комбинированное в том или ином виде учение о воображении и о чувстве» [1, с. 336]. Произведение искусства представляет собой систему раздражителей, сознательно используемые художником с тем, чтобы вызвать у аудитории определенную эстетическую реакцию. Л. С. Выготский полагал, что произведения искусства преображают своих создателей и тех, кто воспринимает эти произведения. В этом преображении, который и является творческим актом, Выготский видел истинный смысл и назначение искусства. В своей докторской диссертации по психологии искусства он обращается к «бессознательному» для определения основных аспектов искусства.

Период Ренессанса являлся периодом эпохи Возрождения к античности. Диктуемые правила церкви Средневековья стали тяготеть над людьми, что заставило их обратиться к наследию античной культуры, сделав центром своего мировоззрения созидательную и активную деятельность свободного человека [5]. Эти идеи стали активно поддерживаться обществом в следствии стремительной популяризации печатных книг, а также пропаганде ученых. В следствии чего в городах начали открываться центры искусств и науки, пытавшиеся возродить античные идеи. Человек становится центром мироздания и кузнецом собственной жизни, благодаря чему возрос интерес людей к науке, философии, искусству и литературе. Таким образом, Возрождение стало новым поворотным пунктом в развитии человечества. Эти и другие психологические особенности нашли отражения в произведениях художников эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения или Ренессанс является важнейшим периодом в истории европейской культуры, который пришел на смену Средневековью и предшествовал эпохе Просвещения и Новому времени. Главными чертами Ренессанса являются интерес к античности, гуманизм и антропоцентризм, ставящий человека в центре мироздания. Растет интерес к античной культуре, продолжается ее «возрождение».

Период эпохи Возрождения культивировал новые изменения в искусстве, знаниях и культуре. Это изменило образ мысли людей, заново открыв классическую философию, литературу и искусство, а также совершив новые открытия в области путешествий, изобретений и стиля. Эта эпоха была настолько важна, что изменила мировоззрение благодаря новым изобретениям, направлениям и исследованиям, которые все еще имеют влияние на современный мир. Термин «человек эпохи Возрождения» относится к очень влиятельным людям, сформировавшим этот период времени. Они были мастерами изобретательства, инженерии, творчества и путешествий, причем некоторые из их открытий и изобретений широко используются и по сей день.

Для художников эпохи Возрождения главным источником вдохновения и объектом изучения было человеческое тело, при этом подчеркивалась реалистичность картин и скульптур. Мастерские мазки, сложные композиции, перспектива, цвета, свет и тени, чувственность и точность в работе были основными чертами искусства эпохи Возрождения. Мифологические и библейские образы были наиболее важны для художников этого периода.

Взаимодействие личности и художественного произведения есть специфическая внутренняя деятельность, которая может принимать качественно различные формы. Искусство по своей природе субъективно. Художник реализовывает автопортрет своей души.

Произведение искусства представляет собой окно во внутренний мир художника. Известно, что личные переживания в значительной степени влияют на творчество художника. Искусство отражает не только переживания и связанные с ними внутренние состояния, но и процесс преодоления жизненных событий и травм, а также глубокое чувство понимания и озарения. Недавнее исследование также показало, что в живописи самым выразительным элементом является цвет. Он имеет сильный визуальный эффект и влияет на зрительное восприятие. В то же время он также может передавать внутренние чувства и различные мысли художника [6]. 

Помимо выражения личного жизненного опыта в своих работах, художники часто проявляют высокую восприимчивость к новаторским способам мышления в обществе, будучи способными предвидеть и понимать дух времени [7].

Одной из психологических особенностей Ренессанса является то, что живопись рассматривается художниками не простым копированием того, что видится, а исследованием мира. Картины рассматриваются как посредники между сознанием и реальностью, служащие орудием познания самого человека, не только внешнего, но и его внутренней сущности. Принцип индивидуализма, отношения тела и духа, восприятие человека как высшего существа, идея о гармоничных законах мироздания, отношения между человеком и миром – все это также входило в основу психологических особенностей живописи эпохи Возрождения.

Еще одна психологическая особенность этого периода – возникновение портрета и автопортрета, через который художник олицетворяет свой образ с образом Христа, приближая себя к божественному. Например, автопортрет А. Дюрера 1500 г. в котором явно прослеживаются черты Иисуса. Столь любимый мотив художников эпохи Возрождения – предание женщине сходства с Девой Марией имеет то же значение: не только стремление взглянуть на человека через самые важные для христианского мира образы, но и желание им уподобиться, приблизиться к ним посредством живописи [2].

Л. Круглова указывает на то, что в культуре эпохи Возрождения утвердился культ индивидуальности [4]. Важным достижением эпохи стало «открытие человека» как отдельного индивида [3]. Мастера того времени, в том числе и художники, стремились своими произведениями подчеркнуть свою неповторимость и уникальность, что также является одной из психологических особенностей живописи Ренессанса.

В период эпохи Возрождения возникло новое понимание взаимоотношений человеческого тела с человеческим духом. В отличие от культуры Средневековья, где тело и дух противопоставлялись, эпоха Возрождения соединила эти две сущности. Теперь тело и дух были взаимосвязаны и чем прекраснее душа, тем прекраснее должно было быть тело и наоборот. Эти идеи нашли свое отражение в искусстве, где художники, подобно мастерам античности, изображали на своих полотнах красивые, идеальные тела, пышущие здоровьем. Посредством живописи перед людьми того времени предстал зрительный образ нового человека. Человек предстает не только внешне прекрасным, но и показывает всю свою безграничную мощь, что достигается художниками этой эпохи благодаря титанизму и гигантизму.

В центре психологического изучения человека в период Ренессанса по-прежнему находится душа, хотя понимание ее несколько изменилось по сравнению с более ранними временами. Под влиянием гуманизма душа уже рассматривается не только как внутренняя сущность, а как направленная к внешнему миру, с которым происходит взаимовлияние. Именно источником души и становится внешний мир. Вдохновение исходит от природы, а рождающиеся при этом эмоции обретают свою ценность. Так, вплоть до XV века пейзажа как самостоятельного вида живописи не существовало. На картине Альбрехта Альтдорфера «Вид на долину Дуная под Регенсбургом» передается вся полнота эмоционального воздействия пейзажа. Полотно представляет собой живописное и бескрайнее небо с облаками, густой лес, горы, без единой человеческой фигуры. И тем не менее, несмотря на кажущееся застывшее спокойствие, в картине чувствуется неуловимая и неосязаемая тревога надвигающейся беды. 

Таким образом, психология может использовать художественные произведения для изучения механизмов сознания, памяти, воли, эмоций, воображения и интуиции. Причины творчества можно изучить, используя такие понятия, как потребность, склонность, влечение, желание, мотивация. Эффект художественного произведения определяется не только характеристиками готового произведения живописи, но и тем, как оно воспринимается. Современные картины и полотна прошлого, наделенные особыми возможностями художественного осмысления жизни, говорят с нами на своем языке, который помогает нам войти в мир изобразительного искусства. Поэтому так важно уметь интерпретировать психологические особенности живописи.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во АСТ, 2022. – 480 с.
  2. Загрядская А. С. Символическое в эстетическом мышлении человека Ренессанса / А. С. Загрядская // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2013. – № 2 (Том 2). – С. 106-115.
  3. Ивлева М. Л. Формирование психологической концепции одаренности в эпоху Возрождения / М. Л. Ивлева, В. А. Иноземцев // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2014. – № 2 (20). – С. 125-131.
  4. Круглова Л. Культура эпохи Возрождения / Л. Круглова // Вестник культурологии. – 2018. – № 4 (87). – С. 163-169.
  5. Романов Э. В. Значение эпохи Возрождения для истории человечества / Э. В. Романов, А. В. Лелецкий, К. А. Лабунин // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 3 (87). – С. 9-11.
  6. Chenchen Y. Visual performance of painting colors based on psychological factors / Y. Chenchen, T. Tian, G. Cai, Z. Shuangping, L. Qingyan // Frontiers in Psychology. – 2022. – № 13. – P. 1-14.
  7. Daum I. Irene Daum: Psychology and Art / I. Daum // w/k–Between Science & Art Journal. – 2016. – 29 October. – Mode of access: https://between-science-and-art.com/irene-daum-psychology-art. – Title from screen.

Интересная статья? Поделись ей с другими: