УДК 74

Историческая эволюция дизайна интерьера: путь дальнейшего развития

Алькова Диана Анваровна – магистрант Южного федерального университета

Аннотация: Данная научная статья посвящена исторической эволюции дизайна интерьера и его пути дальнейшего развития. В данной статье исследуется история дизайна интерьера с древних времен до наших дней. Рассматривается влияние различных эпох, архитектурных стилей, технологических инноваций и социокультурных факторов на развитие дизайна интерьера. Принципы и элементы из прошлого могут быть взяты на вооружение для создания инновационных и уникальных интерьерных решений. Она может быть полезна для дизайнеров, исследователей и всех, кто интересуется историей и современными тенденциями в дизайне интерьера.

Ключевые слова: дизайн интерьера, история, эволюция, инновации, тенденции, развитие, архитектурные стили.

Введение

Что такое дизайн интерьера?

Дизайн интерьера – это особая среда обитания человека, обусловленная функциональным комфортом и эстетической привлекательностью, достигаемая проектированием и созданием внутреннего пространства помещений, линий и форм, фактурой и мебелью, цветом и освещенностью. Подходящий интерьер играет ключевую роль в обеспечении психологического комфорта, а также значительно влияет на производительность, здоровье и безопасность.

Лучше всего начать рассматривать дизайн в контексте развития архитектуры. Когда развивалась архитектура, тогда и развивался дизайн интерьера. Ведь помещения неразделимы с обликом здания.

Во время исследования данной темы было выявлено два варианта возникновения дизайна:

  1. С появлением первых пещер, где жили люди. Потому что необходимость создания комфорта было и у первобытных людей. Повесив шкуру на бревно, первобытный человек начал развитие дизайна интерьера.
  2. Начало ХХ века. Дизайн от архитектуры начал отделяться в эту эпоху, когда стали появляться более сложные аспекты за счет конструктивных решений. За счет этого стала усложнятся архитектура и в следствии чего и дизайн. Когда появилась связка бетона и железа – это дало большие возможности в построении более сложных конструкций.

Для изучения исторической эволюции дизайна необходимо углубиться в знания человечества доступные к этому времени.

Предлагаю разделить развитие дизайна интерьера на 7 ступеней:

  1. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим и Византия.
  2. Средневековье. Романское искусство (Романика) IX-XIII вв. и Готическое искусство (Готика) XIII-XV вв. н.э.
  3. Эпоха Возрождения – Ренессанс (Проторенессанс XIII в., Ранний Ренессанс XVI в., Высокий Ренессанс XV в. и Поздний Ренессанс I половины XVI в.).
  4. Дворцовые стили: Барокко(I п. XVI вв-I п. XVIII в.), Рококо( II п. XVIII), Классицизм (конец XVIII в.), Ампир (начало XIX в.), Бидермейер (начало XIX в.).
  5. Романтизм и Эклектика (на рубеже XIX-XX в.).
  6. Модерн (80-е гг. XIX в. – 10-е гг. XX в.) и Арт Деко (1914 г. XX в. –начало Второй мировой войны).
  7. Стили, связанные с бурным технологическим развитием: конструктивизм, дкконструктивизм, поп-арт, хай-тек, гламур, минимализм.

Всё началось с Древнего Египта. Дизайн интерьера того времени необходимо разделить еще на две подгруппы: дизайн помещений богатых слоёв населения и интерьер бедных слоёв населения.

Изобразительное искусство Древнего Египта решено в 4 главных цветах: золотой, символизирует солнце и песок; синий, вода и небо; коричневый, земля; черный, отводится для иероглифов.

Особенности египетских архитектурных решений сводятся к тому, что:

  1. Строение возводится вокруг двора, создавая внутренний дворик. Этот дворик способствовал комфортному нахождению жильцов на свежем воздухе, укрывая их от палящего солнца;
  2. Размер дома-статус владельца;
  3. Плоские крыши – сон летом, а также сушка фруктов.

В Древнем Египте пользовались спросом следующие материалы:  глина, кирпич, кирпич-сырец.Сам дизайн выстраивался за счёт мифологии и исторических событий, которые происходили в Древнем Египте. Поэтому для этого дизайна интерьера свойственны рисунки и барельефы на стенах. Также все изображения людей в Древнем Египте были сделаны с помощью пропорций (21) для того, чтобы придерживаться единого стиля. В мебели также отражается мифология Египта, для всего оборудования помещения того времени свойственны животные мотивы, например ножки от стула могут напоминать лапы льва. Также египтяне любили изображать оазисы в интерьерах, добавляя зелень в помещение и рисовку листьев на колоннах.

При изображении исторических мотивов в скульптурах Древнего Египта был период изображения улыбающихся лиц, свойственный куросу. Несмотря на то, что именно изображалось, война или какое то бедствие скульптура всё равно улыбалась. И до сих пор непонятно, что именно хотели донести до нас египтяне? Действительно ли у них было такое представление о человеке или же они реально так думали?

В отличии от Древнего Египта идея о пропорциях в Древней Греции сохраняются, но меняется сама пропорция и в Греции эталонным делением является деление на 9 частей в изображении человека. Поэтому и сам дизайн интерьера в Древней Греции будет отличаться от египетского за счет этих пропорций (например, колонны). Для этого дизайна интерьера не свойственны двери, их заменяли тканью.

К особенностям интерьеров Древней Греции можно отнести следующее:

  1. Орнамент везде;
  2. Единая система принципов, с V по III в до. н. э.;
  3. Стены расписанные темперой-белой, красной, желтой;
  4. Отсутствие польных покрытий, в основном утоптанная земля;
  5. Мозаика;
  6. Кессонная система потолков;
  7. Материал: дерево, мрамор;
  8. Цвета: золото, малиновый, зелёный, фиолетовый, пурпурный (ассоц. с царской властью).

В Древнем Риме был изобретен прочный бетон, о составе которого никто не знает. Римляне в своих интерьерах использовали симбиоз наработок Древнего Египта и Греции.

После распада Рима в Древней Византии появился упор на религиозность, который отразился в интерьерах помещений.

Далее рассмотрим вторую выделенную группу исторической эволюции дизайна: Романика и Готика.

В романике дизайн интерьера представляется очень упрощенным, люди того времени не нуждались в убранстве, уклон делали на практичность вещи, а не на ее внешний вид.

Появление готики характеризуется стремлением церкви сделать людей более зависимы от религии, поэтому они стали внушать страх перед Богом. Поэтому готическому стилю свойственны ужасающие интерьеры, внушающие нестабильность человеческой психики. Интерьеры становятся мрачные, в связи с маленькими окнами, свойственными архитектуре тех времен.

Третью группу, Эпоху Возрождения, можно охарактеризовать как эпоху возвращения к былым традициям Древней Греции и Древнего Рима.

Четвертая группа характеризуется сильным убранством, интерьеры становятся светлые, дорогие, утонченные, добавляется большая детализация.

Барокко свойственно обширность заставленного пространства с множеством деталей и излишней изысканностью. Рококо более романтичный стиль, он тоже имеет много деталей, но уже намного меньше чем барокко, также грамматически выстраивается цветовая палитра. В классицизме становится еще меньше деталей и упор делается на классические элементы.

Пятая группа характерна поиском своего нового стиля.Романтизм - это более простой взгляд на помещение в отличии от четвертой группы, но с нотками старины. Эклектика – это поиск, совмещающий много разных стилей в себе.

Шестая группа относится ко времени школы Баухаус и Вхутемас, которые дали новый виток в развитии дизайна не только интерьера, но и в целом на направление. Модерн- это плавные, природные формы.

К седьмой группе отнесены стили, которые связаны с технологическим прогрессом. Конструктивизму в интерьере  свойственны открытые конструкции, без отделочных материалов. В отличии от хай тека,в котором можно тоже увидеть открытый металл, но он будет выполнять лишь декоративную функцию в интерьере. Минимализм берет своё начало из Японии .

Будущее дизайна интерьера

Во время исследования темы был сделан вывод о том, что дизайн тоже имеет некую закономерность развития и цикличность. Допустим деконструктивизм можно соотнести с эклектикой, в поиске новых форм, новых приемов. А минимализм с романикой, когда вещи в интерьере используются только по назначению. Рынок дизайна интерьера действительно развивается и меняется вместе с общественными трендами и потребностями людей. Важно понимать, что дизайн интерьера - это выражение индивидуальности и стиля каждого человека, и он должен соответствовать их предпочтениям и потребностям.

Прогнозируемые шаги в развитии дизайна интерьера:

  1. Отказ от романтичных стилей: Согласно словам Тома Мирабайла, основателя агентства тенденций Springboard Futures, рынок готов отказаться от стилей, которые считаются слишком романтичными и эскапистскими. В связи с преодолением пандемии и приближением к новым реалиям, люди становятся более ориентированы на реализм и практичность.
  2. Уникальность и индивидуальность: Консультанты по дизайну интерьера советуют выбирать уникальные предметы и мебель, чтобы сделать дом более индивидуальным. Вместо массового производства люди все больше инвестируют в изделия, созданные местными художниками и коллаборации между фэшн-дизайнерами и крупными брендами. Это позволяет создать более значимое и персональное пространство.
  3. Яркая цветовая палитра: Белые и нейтральные интерьеры теряют популярность в пользу более ярких и жизнерадостных оттенков. Мы видим возвращение радости жизни и использование ярких цветовых схем. Некоторые желтые, коралловые, апельсиновые и другие теплые и даже пикантные оттенки становятся популярными, в то время как более бледные оттенки синего и зеленого предлагаются для тех, кто предпочитает более утонченные цветовые сочетания.
  4. Природные материалы и необработанные текстуры: В последние годы мы видели рост популярности зелени и природных элементов в интерьерах. Но теперь эта тенденция развивается в сторону пустынных пейзажей, минеральных оттенков и текстур. Дизайнеры все больше обращаются к природе и используют необработанные материалы, такие как глина, грибки, кожа, кирпич и другие, чтобы создать ощущение естественности и гармонии с окружающей средой.

Вывод

Важно отметить, что тренды в дизайне всегда в процессе изменения и развития. Они отражают изменения в обществе, технологии и культуре. Каждый человек имеет свой собственный вкус и предпочтения, и в конечном итоге важно создать интерьер, который отражает индивидуальность и уникальность каждого человека. Поэтому, будь то использование ярких цветов, природных материалов или выбор универсальных стилей, главное - создать пространство, в котором ты будешь чувствовать себя комфортно и счастливо.

Список литературы

  1. Варвара А. Дизайн интерьера. Как создать стильный интерьер и воплотить мечты в реальность / Варвара А. – Москва: Издательство  Эксмо, 2020. – 320 с.
  2. Бейрут М. Теперь вы это видите / Берут М. – Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2018 г. – 256 с.
  3. Кухта М.С. История дизайна: уч. пособие / М.С. Кухта. – Москва: Издательство Профобразование, 2019г. – 100с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: