УДК 72

Роль архитектурного маппинга как средства создания музейного пространства

Имайкин Иван Дмитриевич – студент Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Данная статья исследует роль архитектурного маппинга в создании музейных пространств. Архитектурный маппинг является мощным инструментом, позволяющим объединить архитектурные элементы с технологиями проекции, чтобы создать уникальные и интерактивные визуальные эффекты на фасаде здания. В статье рассматриваются различные аспекты роли архитектурного маппинга в музеях, включая его влияние на привлечение посетителей, создание атмосферы и передачу информации.

В данной статье рассматривается, как архитектурный маппинг может использоваться для преобразования обычного здания в впечатляющий и запоминающийся музейный объект. 

Дополнительно, автор показывает важность архитектурного маппинга в формировании музейных пространств, подчеркивая его способность создавать эмоциональные и визуальные впечатления, способные привлечь и удержать внимание посетителей. Они также затрагивают вопросы, связанные с технологическими требованиями и бюджетом при использовании архитектурного маппинга в музеях.

В результате исследования автор приходит к выводу, что архитектурный маппинг является мощным инструментом для создания музейных пространств, способным привлечь и удивить посетителей. Он предлагает дальнейшие исследования в этой области и акцентируют внимание на необходимости активного использования архитектурного маппинга в музейной практике.

Ключевые слова: архитектурный маппинг, музейные пространства, визуальные эффекты, архитектурные элементы, проекция, посетители, информация, техники проекции, динамические истории, многослойность, кейсы, эффективность, эмоциональные впечатления, визуальные впечатления, технологические требования, инструмент, активное использование, музейная практика.

Архитектурный маппинг является одной из самых захватывающих и новаторских технологий, которая используется для создания неповторимого музейного пространства. Вместе с развитием цифровых технологий и интерактивных медиа, архитектурный маппинг стал неотъемлемой частью современных музеев и выставочных пространств, добавляя уникальность и эмоциональную глубину к экспозициям. Под технологией «видеомаппинг» принято понимать искусство создания и наложения трехмерных проекций на любые физические объекты, будь то здание, или автомобиль, с учетом двух факторов: их геометрии и местоположения в пространстве.

Одной из ролей архитектурного маппинга в создании музейного пространства является повышение эстетической привлекательности и притягательности экспозиций. С помощью проекций на стены или детали интерьера музейного зала можно создать дополнительные слои информации или контекста, которые способны заинтересовать посетителей и погрузить их в фантастические миры и сюжеты. Например, архитектурный маппинг может использоваться для создания 3D-визуализаций артефактов или исторических событий, которые позволяют зрителям лучше понять и проникнуться исторической значимостью экспонатов.

Особенность видеомаппинга заключается в том, что специальные компьютерные программы позволяют создавать 3D-модель объекта, на который планируется осуществить проекцию, а затем изменить ее в соответствии со сценарием представления, что дает оптическую иллюзию изменения самого объекта. Видеомаппинг позволяет представить те экспонаты, которые по каким-либо причинам невозможно выставить на всеобщее обозрение. Также с помощью данной технологии можно даже самый маленький предмет сделать очень большим, чтобы посетители музея могли хорошо разглядеть то, что трудноразличимо для человеческого глаза. Помимо этого, музеями видеомаппинг активно используется для оживления экспозиций, для демонстраций видео, которые позволяют переместиться в другую эпоху. Можно привести несколько примеров использования видеомаппинга в музеях.

Кроме того, архитектурный маппинг может использоваться для улучшения коммуникации и образовательных процессов в музее. Посетители могут участвовать в интерактивных проекциях, где они могут управлять визуальными эффектами, прикосновениями или просто перемещаться по комнатам, чтобы открывать новые аспекты экспозиции. Это позволяет создать более глубокую и запоминающуюся связь между посетителями и самими экспонатами, а также предоставляет возможность для углубленного изучения представляемого контента.

Еще одной важной ролью архитектурного маппинга является возможность изменения пространства музейных залов в зависимости от экспозиций или временных выставок. Проекции, используемые в архитектурном маппинге, могут быть легко и быстро изменены и адаптированы к различным тематикам или контекстам. Это позволяет музеям создавать гибкие пространства, которые могут быть легко перестроены или обновлены, чтобы отражать новые тенденции, актуальные события или интересы посетителей.

Примеры использования видеомаппинга, в музеях:

1. Музей «Железных дорог в России» в Санкт-Петербурге

Паровоз, мчащийся вперед, в дивную новую эру, стал эмблемой бурного послевоенного периода, характеризовавшегося стремительной реконструкцией и индустриализацией страны. Она пользовалась огромной популярностью в искусстве и поэзии той эпохи. Подлинный локомотив, известный как "30 лет ВЛКСМ", выставленный в Музее Российских железных дорог, превратился из простого экспоната в полотно для инновационного 3D-видеомэппинга. Это динамичное зрелище не только рассказывало историю замечательной промышленной революции, но и проливало свет на растущее движение авангардного искусства, геометрический блеск супрематизма К. Малевича и революционную биомеханику В. Мейерхольда.

1

Рисунок 1.Музей «Железных дорог в России» в Санкт-Петербурге.

2. Мультипроекция и объектный 3D-видеомаппинг в Соловецком музее

Инновационная инсталляция под названием "Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря: эволюционные эпохи" предлагает зрителям уникальную возможность, выходящую за рамки простых исторических фактов и ценных церковных артефактов. Это приглашает их принять участие в богатом повествовании, полностью автономном и захватывающем аудиовизуальном царстве, органично переплетающемся со звуком. Этот необычный опыт позволяет посетителям физически пережить ключевые моменты в истории Соловецкого монастыря, подчеркивая первостепенную важность сохранения этого архитектурного и исторического сокровища.

2

Рисунок 2. Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря.

3. Видеомаппинг в библиотеки Гоголя

Видеомаппинг стал центральным элементом интерактивного пространства «Город Гоголя» на базе АртХолла, располагающегося на втором этаже. Над сценарием творческая группа Ascreen работала совместно с коллективом библиотеки. Сейчас там проходит множество лекций, дискуссий, мастер-классов. Проекционное шоу засвечивает две стены. Создается единое пространство из двух примыкающих друг к другу стен. Объемные настенные фигуры в виде деревьев включаются в произведение и обыгрываются контентом.

3

Рисунок 3. Видеомэппинг в библиотеке Гоголя.

4. 3D-маппинг-шоу «Образ победы в коллекциях и судьбе Эрмитажа»

В предметах искусства отражена история побед целых народов и отдельно взятых людей — небольших ежедневных и эпохальных, воодушевляющих миллионы и едва заметных. Это победы над сомнениями, бескультурьем, болезнями, войнами и другими, казалось бы, непреодолимыми силами во имя любви, добра, надежды и самой жизни. 3D-маппинг — креативная и зрелищная арт-технология, в основе которой лежит рисование светом и создание трёхмерных проекций на зданиях под подходящую музыку.

4

Рисунок 4. 3D-мэппинг-шоу "Образ победы в коллекциях и судьба Эрмитажа".

Всё это позволяет переводить идеи на язык выразительных образов и мощных эмоций. Фундамент видеошоу — фрагменты изображений экспонатов из эрмитажного собрания, архитектурных элементов и деталей декора. От Демосфена до Юдифи, от Петра I до участников Бородинского сражения — сюжет спектакля затрагивает более 10 невероятных историй.

Мастерство, задействованное в архитектурном видеомэппинге, является результатом тщательного процесса. Первоначально производятся точные измерения с предполагаемой проекционной поверхности - здания, ожидающего своей визуальной метаморфозы. С пристальным вниманием к геометрическим нюансам была тщательно создана трехмерная модель сооружения. Для создания привлекательного видеоряда используются специализированные программы, такие как Adobe After Effects, Cinema 4D, 3DMax, Maya, Visual jockey, Digital fusion и другие. Затем эти последовательности тщательно проецируются на определенную уникальную поверхность с помощью проекторов. Изображения и видеоконтент тщательно разрабатываются и обрабатываются, часто с помощью таких программ, как VJamm, VDMX, GoGe, Splash, Processing, Resolume и других, чтобы организовать это завораживающее визуальное зрелище. Сценаристы вместе с режиссерами придумывают сценарий будущего шоу. Отдельно пишется музыка для представления.

В заключение, архитектурный маппинг играет ключевую роль в создании уникального и привлекательного музейного пространства, способствуя повышению эстетической привлекательности, образовательной и интерактивности экспозиций. Эта технология позволяет зрителям взаимодействовать с любимыми произведениями искусства или историческими событиями, погружаясь в новые миры и истории, и создавая незабываемый опыт.

Список литературы

  1. Пустовойт Ю.В. “Классифицирование мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея” 2019 г.
  2. О.Г.Наумова и С.К.Рудченко «Видеомэппинг как отражение аудиовизуальной культуры» 2018 г.
  3. К.И. Олешкевич и А.В. Балахничева «Мэппинг как новая креативная технология в постановке шоу-программ» 2021 г.
  4. С. В. Буцык, С. В. 3D-видеомэппинг – направление аудиовизуального искусства или технология аудиовизуального творчества / С. В. Буцык, Е. В. Мальцева // Информационные ресурсы России. – М., 2013. – № 2 (132). – С. 33–36.
  5. Т.П. Мышева «Мультимедиа в музейном пространстве» 2015 г.

Интересная статья? Поделись ей с другими: