УДК 78

Результат советско-китайского культурного сотрудничества на примере творчества выдающейся китайской пианистки Гу Шэнъин (1937-1967)

Вэнь Сымань – аспирант Института театра, музыки и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Аннотация: В статье освещены вопросы формирования и развития фортепианного искусства в послевоенное для Китая время, начиная с 1949 г. на примере творчества выдающейся китайской пианистки Гу Шэнъин. Судьба Гу Шэнъин олицетворяет судьбы многих талантливых китайских художников и мыслителей той эпохи, представлявшие интеллектуальную элиту страны, которая в результате Культурной революции (1966-1976) была в буквальном смысле слова «стерта» со страниц китайской культуры и искусства. Кому удалось покинуть страну, можно сказать повезло, кто же остался – принял тяжелую участь. Так, Гу Шэнъин покончила с собой в возрасте 29 лет. Эта немыслимая, страшная трагедия, произошедшая в годы Культурной революции со многими творческими личностями, до сих пор эхом отдается в памяти китайского общества. К счастью, остались архивные записи фортепианных исполнений молодой блестящей пианистки. Они убедительно представляют высокий уровень исполнительского мастерства Гу Шэнъин, одним из последних учителей которой была выдающийся советский педагог фортепианной игры, профессор, кандидат наук, Народная артистка РФССР – Татьяна Петровна Кравченко (1916-2003).

Ключевые слова: пианистическое творчество Гу Шэнъин, советско-китайские отношения, фортепианное искусство, Культурная революция.

Гу Шэнъин 顾圣婴(в переводе с кит. – «святой ребенок») родилась 2 июля 1937 г. в Шанхае в семье бывших высокопоставленных чиновников Гу Кэцзю, известных еще со времен династии Мин (1368-1644 гг.). С раннего возраста Шэнъин много занималась музыкой, языками, эстетикой китайского театра и т. д. В возрасте 3 лет она начала учиться играть на фортепиано, в 5 лет поступила в начальную школу при престижной женской средней школе Чжунси (с кит. – «Восток встречается с Западом»), основанной американскими миссионерами в 1892 г. В 9 лет Шэнъин обучалась в средней школе Чжунси (на тот момент и сейчас самой известной школе для девочек в Шанхае), где одинаково хорошо преподавали китайские и западноевропейские музыкальные и художественные дисциплины: музыку, каллиграфию, живопись, литературную классику и т. д. Начиная с 3 класса, Шэнъин занимала первые места на всех музыкальных конкурсах. Она последовательно училась игре на фортепиано у директора фортепианного отделения Инь Чжэньай, продолжающей фортепианную школу Ф. Листа – Ян Цзярень и многие годы гастролировавшей и работающей в США – Ли Цзялу, теорию у Ма Гешуня, историю музыки у Шэнь Чжибая, литературу и иностранные языки у Фу Лэя. Серьезность и профессионализм обучения в Чжунси не вызывает сомнений, тем более, что в то время в Китае практически не было альтернативы для получения более блестящего образования.

Обучаясь в Шанхайской консерватории, Гу Шэнъин сильно преуспела в исполнительском искусстве и уже со 2 курса солировала с Шанхайским симфоническим оркестром, а в 16 лет в 1953 г. с большим успехом исполнила Второй фортепианный концерт f-moll Ф. Шопена с оркестром. Закончив в 1954 г. Шанхайскую консерваторию, Гу Шэнъин в 17 лет стала солисткой Шанхайского симфонического оркестра и уже в 1955 г. она сыграла свой первый сольный концерт. В 1956 г. некоторое время проходила повышение квалификации в Центральной консерватории в Тяньцзине и стажировку в Москве. Далее последовали Международные конкурсы, повышение квалификации у приглашенных в Китай из СССР профессоров по классу фортепиано – Арама Геор­гие­вича Та­ту­ляна (1915-1974) и Татьяны Петровны Кравченко (1916-2003), блестящие победы и мировое признание мастерства игры на пианино.

В послевоенные годы КНР и СССР начинают массовый обмен специалистами в разных областях науки и культуры, а также студентами. 5 июля 1956 г. в Москве было подписано «Соглашение о культурном сотрудничестве», в результате чего в Китай начали массово приезжать советские специалисты [5]. В Шанхае работали педагоги, большей частью выпускники Московской консерватории им. П.И. Чайковского, среди которых были: Дмитрий Михайлович Серов (1954-1956 гг.), Арам Геор­гие­вич Та­ту­лян (1955-1957 гг.) и Татьяна Петровна Кравченко (1957-1960 гг.) [7]. Целью приезда советских педагогов было повышение уровня исполнительского мастерства китайских пианистов и подготовка их к Международным конкурсам. С этой целью они блестяще справились.

Гу Шэнъян смогла перенять принципы советской школы игры на пианино в лице преподавателей А.Г. Та­ту­ляна, а затем Т.П. Кравченко, сменившей коллегу в Шанхайской консерватории. Результатом этих занятий стали грандиозные победы на мировой музыкальной сцене:

  • 1957 г. – золотая медаль VI Всемирного молодежного фестиваля-конкурса пианистов в Москве (Россия);
  • октябрь 1958г. – лауреат II степениXIV Международного конкурса исполнителей в Женеве (Бельгия);
  • март 1960 г. – лауреат VI Международного конкурса пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве (Польша);
  • 1960 г. – почетный диплом Центральной (Пекинской) консерватории и статус выдающегося молодого человека Шанхая от высшей комиссии по культуре;
  • 1962 г. – гастроли в Гонконге и Макао;
  • апрель 1964 г. – лауреат Бельгийского международного конкурса пианистов королевы Елизаветы (Бельгия);
  • приглашение польского правительства начать турне по Польше, где Гу Шэнъин получила ценный подарок – гипсовую модель кисти руки Шопена;
  • гастроли в Голландии и Финляндии.

Невероятная трудоспособность Шэнъин поражала ее учителей и сверстников: «Гу удивляла меня своими оценками в каждом классе. Она играла по 10-12 часов в день; произведений, которые она выучила за год, было намного больше, чем у других студентов», – вспоминала Татьяна Петровна Кравченко. Любимым композитором пианистки был Ф. Шопен. Татьяна Петровна стала для нее настоящим проводником в постижение музыкального наследия Шопена, ведь она продолжала традиции своего учителя по фортепиано – Льва Николаевича Оборина (1907-1977), ставшего первым лауреатом I Международного конкурса им. Ф. Шопена в Варшаве в 1927 г. и считавшегося основателем советской школы пианино. Гу Шэнъин играла много произведения Шопена, за что ее прозвали истинным воплощением шопеновской музыки: «Ее исполнение сосредоточено на поэзии и сердечных чувствах... Музыка Шопена представляет собой неповторимую красоту под ее руками», – высказывался музыкальный критик из Болгарии.

Шэнъин называли прирожденной исполнительницей произведений Шопена, настоящим фортепианным поэтом, где удивительным образом сочетаются высокое мастерство и глубокая мысль[2]. Известно, что во время ее сольных концертов в Китае и за рубежом с июня 1962 г. по октябрь 1965 г. она дала в общей сложности 107 концертов, среди которых было 58 концертов, состоящих только из произведений Шопена. Современники вспоминали, что Шэнъин часто играла на бис почти весь концерт.

В 1950-х и 1960-х годах среди китайских молодых пианистов особенно отличились пятеро музыкантов, в кругу которых оказалась и Гу Шэнъин: Фу Цун, Лю Шикунь, Ли Минцяна и Инь Чэнцзун – «пять мастеров фортепиано из Китая» (позже к списку добавился Бао Хуэйцяо). У каждого из них было прозвище: Лю Шикунь (куан) – трудолюбивый, Гу Шэнъин (сю) – нежность, Ли Минцян – дерево, Инь Чэнцзун – тяжелый труд или смерть, Бао Хуэйцяо (цзяо) – очаровательный.

В 1955 г. в семью Гу Шэнъин пришла беда: ее отца Гу Гаоди – генерала 19-й армии Цая Тинкая – обвинили в предательстве («дело о несправедливости Пан Ханняня») и предварительно приговорили к пожизненному заключению. Это был период, совпавший с поездкой Шэнъин в Москву, где она завоевала золотую медаль. Когда Гу Гаоди внезапно забрали из дома, Гу Шэнъин сказала: «Я люблю свою Родину, но еще больше люблю своего отца!». Друг пианистки Ни Хунцзинь вспоминал, что когда Гу Шэнъин готовилась к конкурсу в Москве, они однажды пошли в столовую Московской консерватории позавтракать. В этот момент Шэнъин получила письмо с информацией, что ее отца приговорили к 20 годам тюремного заключения и отправили в трудовой лагерь Цинхай. Это известие сильно подкосило Гу, а ведь впереди было крупное международное соревнование. У девушки до последнего момента была надежда на оправдательный приговор. С тех пор ее современники отметили, что в стиле ее игры появилась невыразимая тихая печаль, которую она передавала через музыку Шопена, обретя в его произведениях свое сердце и душу.

Фортепианный стиль игры Шэнъин отличался строгостью, безупречной техникой, внутренней глубиной, но также, где это было необходимо, в нем присутствовали жесткость, упорство и героизм. После конкурса в Бельгии в 1964 г. Гу Шэнъин все меньше и меньше исполняла классическую музыку, так как была вынуждена давать концерты с революционным репертуаром в литейном цехе Шанхайского завода тяжелого машиностроения.

С началом Культурной революции в 1966 г. начались массовые кровавые репрессии интеллигенции и научного контингента страны. Один за одним погибали известные профессора, ученые, поэты, художники, музыканты. Китай захватила волна немыслимой жесткости в лице китайской революционной, так называемой, «красной» молодежи – хунвэйбинов, которые издевались и убивали цвет нации. «Преподаватели-реакционеры отличались от прочих «чудищ и демонов» [как их называли хунвэйбины]: на «митингах борьбы» в начале «культурной революции» они вели себя упрямо и вызывающе. Именно на этой стадии погибли очень многие из них. За 40 дней в одном только Пекине были забиты насмерть 1700 человек. Другие, такие как Лао Шэ, У Хань, Цзянь Боцзань, Фу Лэй, Чжао Цзючжан, И Цюнь, Вэнь Цзе, Хай Мо и другие некогда уважаемые интеллектуалы, выбрали более легкий путь, уйдя из жизни по собственной воле»[4]. Среди перечисленных знаменитых на весь Китай ученых был литератор и переводчик многих языков Фу Лэй – учитель Гу Шэнъин, известный ей еще со времен обучения в школе для девочек Чжунси.

В ночь на 2 сентября 1966 г. Фу Лэй и его жена один за другим покончили жизнь самоубийством в своем доме. Их смерть подтолкнула Гу Шэнъин на самоубийство; она не видела дальнейшего пути для своего существования, ее называли «черным ревизионистом» и «мрачным образцом антиреволюционной художественной линии». Все ее достижения, участие в конкурсах, международные гастроли, обучение у иностранных преподавателей было поставлено в вину и трактовались как «сговор с капитализмом и ревизионизмом, подлостью и предательством в доктрине отказа» [6].В последний день января 1967 г. состоялся очередной митинг хунвэйбинов, которые вытащили Шэнъин на сцену и стали унижать ее, сопровождая побоями. Ей приказали явиться на следующий день для продолжения разбирательств ее дела, но она не стала ждать продолжения и ночью покончила с собой, включив газ у себя дома. Перед всеми этими кошмарами она увидела знак, который посчитала предвестником своей кончины: гипсовая рука Шопена упала и разбилась, потеряв два пальца. Гипсовый слепок кисти великого мастера был для Шэнъин символом признания мировой общественности ее незаурядного мастерства, символом музыки Шопена, которую она отождествляла со своей жизнью. Для нее это была своего рода точка невозврата.

На следующий день ее мать с младшим братом также покончили с собой, отравившись газом. От семьи не сохранилось даже праха. В этот же период за короткое время покончили с собой 17 профессоров Шанхайской консерватории. Гу Шэнъин, предчувствуя подобный исход, поначалу собиралась покинуть Китай, уехав за границу, как это сделали многие из ее знакомых, но отец посоветовал ей остаться и служить Родине до конца.

В 1979 г. реабилитированный Гу Гаоди приехал домой в один миг поседел, не обнаружив даже праха жены и детей. Он перестал разговаривать и жил отшельником. Знакомые рассказывали, что он гладил фото дочери и приговаривал: «Святая детка, моя хорошая дочь…» (Шэнъин в переводе с китайского – «святой ребенок») [2].

Нужно отметить, что весь период обострения отношений Китая с СССР, когда Татьяна Петровна Кравченко не могла общаться со своими китайским студентами, она по-прежнему переживала за их судьбу. Когда стало известно о трагической гибели Гу Шэнъин в 1979 г., она сказала: «Я потеряла дочь». Татьяна Петровна нашла возможность в 1988 г. приехать в Шанхай, чтобы повидаться с безутешным отцом Гу Шэнъин. Это был сильный поступок учителя, который до конца заботился о своем ученике. Ей было трудно представить, что маленькая, хрупкая и нежная Гу Шэнъин лишила себя жизни в таком юном возрасте, не дожив и до 30 лет.

Список литературы

  1. Воспоминание о молодой пианистке Гу Шэнъин // «Музыка народа», 1979. № 6.
  2. Гу Шэнъин – фортепианный поэт, умершая молодой // Sina News от 26.12.2013.
  3. Китайский фортепианный поэт – Гу Шэнъин / Ред. Чжао Фэн, Чжоу Гуанжэнь, Бао Хуэйцяо. – Пекин, 2001.
  4. Лю Цысинь Задача трех тел / Пер. О. Глушковой (2017). – М.: «Эксмо», 2022. – 464 с.
  5. Рябченко О.Н. Из истории советско-китайских культурных связей (50-е гг. XХ в.) // Россия и АТР. 2010. № 2. С. 134-139.
  6. Тянь Приемы и преподавание музыки Шопена в Китае. – Thesis, University of Lausanne, 2018. С. 148-153. – 439 с.
  7. Хань ИпенВклад русских пианистов в развитие китайской фортепианной школы // «Образование и наука в России и за рубежом». – М.: «Московский двор», 2020. № 11 (75). С. 136-144.
  8. Хуан Пин Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы / Автореф. дисс. канд. иск.: 17.00.02. – СПб., 2008. – 21 с.
  9. Чжу Цзин Преемственность принципов русской фортепианной школы в музыкальной педагогике Китая / Автореф. диссер. канд. педагогических наук. – Минск, 2019. – 31 с.
  10. ЧэньСяньдун О влиянии русского фортепианного искусства на фортепианное искусство Китая // «Северная музыка», №5. 2019. С. 243-244.

Интересная статья? Поделись ей с другими: