УДК 902.2

Пространственная организация погребальных комплексов в хунну-сяньбийскую эпоху на могильнике Берел

Половцев Максим Юрьевич – специалист отдела Научной археологии Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея

Меделбек Шугыла – специалист-историк отдела Научно-исследовательского обеспечения, общей истории, археологии и этнографии Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея

Аннотация: Исследование касается пространственной организации погребальных комплексов на территории Алтая в эпоху хуннуско-сяньбийского времени. В работе рассматриваются ключевые характеристики планировочной структуры. Эти данные предоставляют информацию о религиозных и ритуальных особенностях кочевых культур, а также выявляют уникальные региональные особенности в развитии погребальных ритуалов.

Ключевые слова: археология, Алтай, хуннуско-сяньбийская эпоха, погребальные комплексы, пространственная организация, планировочная структура, кочевые культуры.

С самого начала исследований в 1998 году на территории Берельского могильника около элитных курганов были обнаружены захоронения, которые относятся к сяньбийскому периоду. Изначально предполагалось, что они датируются раннетюркской эпохой, но последующее исследование показало, что они относятся к погребальным памятникам сяньбийского времени [1].

В ходе исследований этого периода на Алтае, включая могильник Берел, важным этапом стало классифицирование, предложенное А.А. Гавриловой. Она сгруппировала ряд захоронений в так называемый берельский тип и датировала их IV-V веками нашей эры [2]. Основными характеристиками рассматриваемых могильных памятников были постоянный ритуал погребения с лошадью и преимущественно восточная ориентация захоронений. Следует отметить, что анализ находок трехлопасных стрел с роговыми свистунками и костяных подпружных пряжек с округлой верхней частью позволил сопоставить берельский комплекс с раннетюркским временем. В то время как отсутствие стремян в погребениях указывало на более древнее происхождение данного комплекса [3].

Традиция компактного размещения погребально-поминальных объектов внутри отдельных групп может свидетельствовать о их примерном совпадении по времени и является характерной чертой многих могильников Алтая сяньбийского времени [4].

Общая пространственная организация могильника с плотной концентрацией сооружений и расположением объектов в узких рядах также наблюдается в синхронных памятниках Монголии, Забайкалья, а также в культурных контекстах Хакасии и Тувы.

Изучение захоронений сяньбийского времени на могильнике Берель показало, что большая часть этих объектов сосредоточена вокруг двух курганов пазырыкской культуры, расположенных на третьей террасе реки Бухтарма. В рамках археологических экспедиций было изучено 136 объектов, отражающих характерные черты и предметы сяньбийской культуры. В данной статье будут представлены данные об исследовании размещения оградок на территории этого могильника.

Выбор места для захоронения в древних и традиционных культурах был важным этапом погребального ритуала. Этот выбор определялся религиозными и философскими воззрениями, экономической ситуацией, социальным положением усопшего, обстоятельствами его смерти, практическими соображениями и другими влияющими обстоятельствами.

Многие могильники, связанные с племенами сянбийцев, расположены в различных частях Алтая. Степень их изученности варьируется: некоторые были полностью или почти полностью раскопаны, тогда как другие исследованы лишь частично, с вскрытием всего нескольких захоронений. Стоит отметить также, что множество таких могильников до сих пор остаются неизученными.

Исследование картографических данных некрополей указанного региона с I тысячелетия до н.э. до начала II тысячелетия н.э. подтверждает распространенное представление о том, что выбор мест захоронений у кочевых и полукочевых скотоводов был определен их сезонными миграционными маршрутами между летними и зимними стойбищами [5, 6, 7].

Данный аспект выделяет важную роль миграционных путей и ресурсных условий при выборе мест для погребений в рассматриваемый период. Анализ пространственных характеристик некрополей указывает на связь между миграционными движениями населения и локализацией захоронений. Эта связь может раскрыть важные детали о быте древних культур.

Исследования некрополей показывают, что места захоронения кочевников и полукочевников-скотоводов тесно связаны с их сезонными маршрутами. Это подчеркивает важность миграций и доступа к ресурсам в контексте формирования погребальных обычаев в данном периоде. Рядом с курганами обнаружены ритуальные конструкции, состоящие из камней, которые чаще всего имеют овальную форму. Встречаются также округлые и, реже, прямоугольные структуры. Надмогильные сооружения имеют свою специфику, выражающуюся в виде каменных оград, принимающих различные геометрические формы – от подквадратных до овальных и прямоугольных. Внутри этих сооружений можно выделить один или три слоя камней, что свидетельствует об их сложной структуре.

Что касается наземных сооружений, обнаруженных под насыпями курганов, то их форма может быть прямоугольной, подквадратной или овальной. Основная особенность этих конструкций заключается в их ориентации: длинная ось обычно располагается в направлении северо-восток - юго-запад. В центральной части большинства таких сооружений располагается яма овальной или прямоугольной формы, ориентированная широтно с различными степенями отклонения.

Погребальные камеры чаще всего представлены простыми неглубокими грунтовыми ямами, каменными ящиками с или без перекрытия, имитациями ящиков из каменных плит. Иногда встречаются остатки деревянной обкладки стен.

Погребальные комплексы сянбийцев отличаются высокой степенью разнообразия в планировочной структуре. Рассмотрение расположения выкладок-оград на могильнике Берел позволяет выделить следующие базовые модели планировки:

  1. Расположение объектов в один ряд с ориентацией с севера на юг является одной из выявленных моделей. Интересно, что на могильнике Берел конфигурация с прямой ориентацией с севера на юг была зафиксирована лишь в одном случае. Этот тип планировки характерен для небольших могильников. Один из наиболее выразительных примеров представляет курганная группа Тыткескень-VI [8].
  2. Другой характерной чертой планировочной структуры могильника является наличие множественных плотных параллельных рядов, ориентированных, как правило, вдоль меридиана, хотя наблюдаются и различные отклонения от этой основной оси. Эти ряды иногда располагаются в более широких конфигурациях. В пределах каждого ряда можно обнаружить от двух до десяти погребальных объектов. Характерное расстояние между отдельными курганами внутри одного ряда составляет не более 1,5 метра, тогда как интервал между соседними рядами приближается к 2 метрам. Подобное плотное размещение наземных сооружений формирует визуально впечатляющую картину, напоминающую цельный каменный "панцирь".

Данный тип организации погребений наиболее распространен на территории могильника и  встречается как на малых ( Бике-I), средних (Бош-Туу-I, Степушка-I, II и другие) и крупных (Курайка, Улуг-Чолтух-I, Кок-Паш, Айрыдаш-I и другие) [8].

  1. Дополнительной особенностью планировочной структуры погребальных комплексов сянбийской культуры является организация оград, формирующих решетчатую структуру или, условно говоря, "соты". Можно предположить, что "соты" имели функциональное значение, организованное возможно радиально от центрального погребения в сторону периферии. Вероятно, структуры в виде "сот" имели многовекторное направление, при этом они могли распространяться из центрального захоронения в разные стороны. Эта модель размещения захоронений наиболее ярко представлена на исследованных могильниках, включая Булан-Кобы-IV, Белый-Бом-II и последнюю группу Яломан-II [8].

Пространственно-территориальная структура могильников Алтая эпохи хунно-сяньбийского времени выделяет две ключевые характеристики. Во-первых, она демонстрирует общие элементы погребальных ритуалов кочевых народов Северной и Центральной Азии в древний и средневековый периоды. Во-вторых, такое устройство отражает уникальные особенности социокультурного развития и мировосприятия жителей этого региона между II веком до н.э. и V веком н.э.

Исследование пространственной организации захоронений и компоновки могильников выявляет общие направления, которые, предположительно, связаны с религиозными и ритуальными особенностями кочевых культур, в том числе хуннуско-сяньбийской. Однако специфические особенности погребальных практик и архитектурных решений также подчеркивают индивидуальность и региональные особенности в развитии ритуалов и социокультурных формаций на исследуемой территории.

Список литературы

  1. Самашев З., Кариев Е.М., Ерболатов С.Е. Хунну-сяньбэйский культурно-хронологический горизонт Береля // Маргулановские чтения–2019: м-лы Междунар. археол. науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию со дня рождения выдающегося казахстанского археолога К.А. Акишева (г. Нур-Султан, 19-20 апреля 2019 г.) / Отв. ред. М.К. Хабдулина. Нур-Султан: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2019. С. 385.
  2. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен.  М.-Л.: Наука, 1965. 145 с.
  3. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 174 с.
  4. Тишкин, А. А., Матренин С. С., Шмидт А. В. Алтай в сяньбийско-жужанское время (по материалам памятника Степушка). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. 368 с.
  5. Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 255 с.
  6. Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата: АН КазССР, 1963. 298 с.
  7. Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск. Наука, 1991. 270 с.
  8. Серегин Н.Н., Матренин С.С. Погребальный обряд кочевников Алтая во II в. до н.э. – XI в. н.э. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. 272 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: