УДК 786

Значение фортепианных произведений Сунь Ицяна для китайской музыкальной культуры

Ван Сюйлун – магистр Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Аннотация: В статье рассматриваются все этапы развития фортепианного творчества китайского композитора Сунь Ицяна. Глубокий анализ и обсуждение Сунь Ицяна и его произведений позволяют глубже понять развитие новаторства фортепианной музыки в Китае в 1950-е годы. Всесторонне проанализировано влияние Сунь Ицяна и его произведений на китайскую фортепианную музыку. Выявлено, что в произведениях Сунь Ицяна, на ряду с новаторскими чертами, полностью отражены национальные особенности и события исторического периода китайского народа тех времен.

Ключевые слова: Сунь Ицян, фортепианная музыка, китайская народная музыка, китайский композитор.

Ранний этап развития китайского фортепианного музыкального творчества основывается на западной музыкальной культуре. Далее, отходя от подражания, фортепианная музыка начинает включать в себя элементы китайской народной музык, на волне китайских реформ и открытости продолжается продвижение, и сейчас китайская народная музыка и западные композиторские техники продолжают сливаться воедино [1].

В период китайских реформ и политики открытости китайская фортепианная музыка получила беспрецедентное развитие, в результате чего появилось много замечательных китайских композиторов.

Культурная символика Сунь Ицяна в истории китайской фортепианной музыки

Сунь Ицян написал широкий спектр фортепианных произведений, охватывающих различные периоды с 1950-х по 1990-е годы. Его произведения включают в себя элементы традиционной китайской культуры и демонстрируют глубокое наследие китайской музыки, а также исследуют новые области современной музыки и привносят жизненную силу в разностороннее развитие китайской музыки. Композиторские приемы и идеи Сунь Ицяна постепенно менялись с течением времени: на ранних этапах творчества он использовал музыкальные образы и сцены в качестве основной части своих композиций, но в 1990-е годы он перешел к отражению своих внутренних чувств, изображая жизнь и быт.

Как музыкальный педагог Сунь подготовил многих выдающихся китайских пианистов и композиторов, не только повысив уровень китайского фортепианного исполнительства, но и привнеся новаторские идеи и методы в китайское музыкальное образование. Его педагогическая философия и опыт стали образцом для будущих поколений музыкальных педагогов. Он посвятил 50 лет изучению и созданию музыки и является типичным представителем истории развития китайской фортепианной музыки, что нашло отражение в его фортепианных произведениях. Музыкальные произведения Сунь Ицзяна наследуют традиции китайской музыки, но в то же время включают в себя современные музыкальные элементы, демонстрируя разнообразие и жизнеспособность китайской музыки. Его произведения также хорошо принимаются на международной сцене, способствуя распространению китайской музыки по всему миру.

Историческое влияние Сунь Ицяна и его фортепианных произведений на китайскую фортепианную музыку

Сунь Ицян - один из самых ярких представителей китайской фортепианной музыки, его творчество охватывает несколько важных периодов, в том числе период новой демократии, культурной революции, реформ и открытости Китая. Этот временной отрезок позволил его музыке стать свидетелем и отразить драматические социальные, культурные и политические изменения в Китае. Его музыкальные произведения несут в себе эти исторические корни и поэтому занимают уникальное место в истории китайской фортепианной музыки.

Музыкальные сочинения Сунь Ицяна представляют собой новую парадигму для китайской фортепианной музыки. В его произведениях традиционные китайские музыкальные элементы сочетаются с западными музыкальными техниками, создавая уникальный музыкальный язык. Например, в "Полете зерна" добавлены более сложные гармонии и ритмы при сохранении традиционных китайских мелодий, что свидетельствует о глубоком понимании западной музыки [5]. Такое слияние композиторских стилей расширило область китайской фортепианной музыки и побудило многих композиторов к экспериментам в области создания кросс-культурной музыки. Кроме того, музыка Сунь Ицяна глубоко интегрирована в китайскую культуру и традиционную эстетику. В качестве источника вдохновения он часто берет древнекитайскую литературу и поэзию, передавая в музыке эмоции и настроения древней литературы. Например, произведения "Пребывание в эрмитаже Ван Чанлина" и "Подарок господину Вэй Баши" написаны на основе произведений поэтов династии Тан и передают настроение древней поэзии слушателю через музыку. Такое сочетание делает его произведения ценными не только с музыкальной точки зрения, но и несущими глубокий культурный подтекст, обогащая многомерность китайской фортепианной музыки [3].

Музыкальные произведения Сунь Ицяна оказали положительное влияние и на сферу музыкального образования. Его произведения посвящены технике исполнения и выразительности и могут быть использованы в качестве учебных материалов для обучения игре на фортепиано. Многие студенты-пианисты, изучая его произведения, повысили свой исполнительский уровень и одновременно почувствовали художественное очарование музыки. Его произведения пополнили библиотеку учебных пособий по фортепиано и послужили мощной поддержкой для воспитания новых выдающихся исполнителей и композиторов Китая. Кроме того, музыкальные произведения Сунь Ицяна получили широкое признание на международной музыкальной сцене. Его произведения не только популярны в Китае, но и участвуют в международных конкурсах и концертах, представляя мировой аудитории неповторимое очарование китайской музыки [4].

 Историческое влияние Сунь Ицяна и его фортепианных произведений на китайскую фортепианную музыку многослойно и многомерно. Его музыкальные произведения отражают развитие китайского общества и культуры, задают новую парадигму композиционной формы китайской фортепианной музыки, глубоко проникают в традиционную китайскую культуру, положительно влияют на музыкальное образование и получили широкое признание на международной музыкальной сцене. Его музыкальные произведения являются не только ценным наследием истории китайской музыки, но и указывают путь для будущего развития китайской музыки, а также являются незаменимой и важной частью истории китайской фортепианной музыки.

Жанровые темы и стилистические особенности произведений композитора Сунь Ицяна

В результате анализа и изучения сочинений Сунь Ицяна, а также глубокого понимания его творчества выявлено, что независимо от того, были ли сочинения Сунь Ицяна написаны в период его пребывания в Китае или во время учебы и жизни в США в 1980-1990-х годах, в них чувствуется любовь композитора к родине, в них всегда присутствует национальное чувство.

Музыкальное творчество Сунь Ицяна охватывает несколько жанров и включает в себя самые разнообразные темы и стили. В его музыкальных произведениях можно выделить несколько аспектов.

Жанровые и стилевые особенности:

  1. Этнический музыкальный фьюжн: в произведениях Сунь Ицяна отчетливо прослеживаются элементы традиционной китайской этнической музыки. Он черпает вдохновение в богатых музыкальных традициях Китая, включая тона, мелодии и ритмы различных регионов, и умело включает их в свои композиции. Эта особенность придает его музыке особый китайский культурный характер и позволяет людям почувствовать очарование традиционной китайской музыки.
  2. Современные музыкальные приемы: несмотря на то, что Сунь Ицян находится под сильным влиянием традиционной китайской музыки, он также умело использует современные музыкальные приемы. В его произведениях сочетаются такие современные музыкальные элементы, как гармония, ритм и структура, что делает его музыку одновременно и традиционной, и современной. Такое сочетание делает его музыкальные произведения новаторскими и индивидуальными.
  3. Ритмическое богатство: Сунь Ицян известен своим богатым ритмическим рисунком. Он использует в своей музыке различные ритмические элементы, такие как непрерывные шестнадцатые ноты, синкопированные ритмы, прерывистые ритмы для формирования атмосферы, эмоций и выразительности музыки. Эти оригинальные ритмические приемы придают музыке живость и энергичность, позволяя слушателю глубоко прочувствовать эмоции и сюжеты, выраженные в произведениях.
  4. Использование пентатонических ладов: китайские традиционные пентатонические лады широко используются в произведениях Сунь Ицяна. Он не только использует традиционную пентатоническую гамму, но и вносит новшества, в том числе гексатонические, гептатонические гаммы и т.д., чтобы продемонстрировать разнообразие китайской музыки. Такое использование гамм делает его музыку более китайской по характеру.
  5. Слияние гармонических приемов: Сунь Ицян умело сочетает традиционные народные тона с западными гармоническими приемами. Параллельные гармонии, гармонические прогрессии и другие гармонические приемы часто встречаются в его произведениях, придавая музыке многослойность и насыщенность. Умелое применение таких гармонических приемов делает его музыку более сложной и увлекательной. [1]

Темы творчества:

  1. Китайская культура и обычаи: музыкальные произведения Сунь Ицяна часто отражают китайскую культуру, обычаи и людей. Через свою музыку он передает китайские сельские сцены, сцены труда и музыкальные особенности различных регионов, подчеркивая разнообразие китайской культуры. В его композициях ощущается атмосфера китайской народной жизни, например, изображается деятельность крестьян, такая как пахота, молотьба, пение и танцы, отражающие уважение и восхваление трудового народа.
  2. Народная жизнь и труд: в произведениях Сунь Ицяна часто встречаются темы, изображающие сцены народной жизни и труда. В музыкальных образах крестьянских работ, таких как пахота, молотьба, пение и танцы, он выражает глубокое уважение и восхваление трудового народа. Эти темы отражают важные ценности и эмоции традиционной китайской культуры.
  3. Выражение музыкальных эмоций: в произведениях Сунь Ицяна особое внимание уделяется выражению музыкальных эмоций. С помощью ритма, гармонии и мелодии он передает множество эмоций, позволяя слушателю глубоко прочувствовать сцены и эмоции, изображенные в его произведениях. Его музыкальные произведения полны ярких эмоций и драматизма.

В целом музыкальные произведения Сунь Ицяна демонстрируют уникальный сплав традиционной китайской культуры и современной музыки. Музыкальный стиль композитора насыщен богатыми ритмическими рисунками, использованием пентатонических модуляций, слиянием гармонических приемов и выражением музыкальных эмоций, что вносит выдающийся вклад в китайское музыкальное творчество. Его произведения не только наследуют традиции китайской музыки, но и вносят в нее современные инновации, обладающие далеко идущей художественной ценностью и культурным подтекстом. Благодаря его музыке мы можем глубже понять и оценить разнообразие и уникальность китайской музыки.

Список литературы

  1. Бао Хуэйсин. "Если учитель может привить любовь своим ученикам, он делает очень хорошую работу" - интервью с Сунь Ицяном, известным путешествующим американским пианистом и композитором. Фортепианное искусство, 2011. №6. С. 4-7.
  2. Ли Югэ. История возникновения и художественные особенности фортепианной музыки Сунь Ицзяна. China Ethnic Expo, 2020. № 20. С. 143-144.
  3. Пань Линянь. Анализ исполнения фортепианной пьесы Сунь Ицяна «Весенний танец». Голос Желтой реки, 2022. № 09. С. 58-61.
  4. У Си. Влияние Сунь Ицяна и его произведений на китайскую фортепианную музыку. Artistic View, 2020. №34. С. 23-24.
  5. Чэнь Чжэ. Интеграция элементов этнической музыки в китайских фортепианных произведениях. Артист, 2021. № 5. С.131.

Интересная статья? Поделись ей с другими: