УДК 392.8

Повседневная культура питания якутов и ее роль в развитии гастрономического туризма в Якутии

Винокурова Марфа Александровна – старший преподаватель кафедры Социально-культурного сервиса и туризма Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова.

Аннотация: В статье рассматриваются теории повседневности, разработанные отечественными культурологами, историками и философами культуры. Особое внимание уделяется повседневной культуре питания народа Республики Саха (Якутия). Целью данного исследования стало выявление особенностей повседневности через теоретические аспекты и практические положения, раскрывающие специфику гастрономического туризма региона, и использования повседневной культуры питания якутского этноса для ее дальнейшего совершенствования, и развития. Для решения поставленной задачи был проведен социологический опрос жителей и гостей Республики Саха (Якутия), с целью изучения существующих и перспективных якутских продуктов, и брендов, которые могут стать частью формирования гастрономического облика региона.

Ключевые слова: повседневность, культура питания, гастрономическая культура, гастрономический туризм, народ саха, якутская национальная кухня. 

Показать цивилизацию во всем ее разнообразии дает возможность обращение не только к достижениям культуры, историко-культурному наследию, однако и к повседневности, действительности ежедневного существования людей. Повседневная культура рассматривается нами как комплекс идей, правил, действий и явлений культуры, сопряженных с обыденной жизнью людей, представлять собой существенную значимость единой концепции культуры. Обыденность представляет важную роль в функционировании культуры сообщества и отдельного региона, а культура обыденности проявляет прямое воздействие в развитие региональной идентичности и самосознания жителей.

Интерес к повседневности актуализировался у историков во второй половине XIX в. Существует целый ряд культурно-философских и социологических трактовок понятия «повседневность». В западной науке изучение повседневность происходит в основном в рамках философии и социальной феноменологии. Методологические аспекты изучения повседневности рассматриваются в феноменологии Э. Гуссерля, социологии М. Вебера и А. Шюца, этнометодологии Г. Гарфинкеля. Особый интерес предполагают труды французского структуралиста Р. Барта [6, с.159] согласно мифологии повседневной жизни и базовое изучение, проведенное Ф. Броделем [3, с.56]. В отечественных гуманитарных науках исследование повседневности не имеет столь длительной традиции, как на Западе, но эта трудность рассматривается в работах М.А. Барга, М.М. Баткина, М.М. Бахтина, М.М. Брагиной, А.Я. Гуревича, Л.Г. Ионина, Л.П. Карсавина, Г.С. Кнабе, С.С. Соковикова и других. Особенность повседневности как культурно-исторической группы состоит в ее локальных проявлениях на территории определенных регионов и стран.

Таким образом, повседневность существует в единстве с обществом и культурой, как только они приобретают твёрдую организацию. Повседневность существует как место образования смысла, открытия правил. Культура повседневности получает стилистическое разнообразие в формах домов и городских сооружений, привычек в еде и одежде, социальных знаках власти. Это путь к пониманию культуры повседневности, исходящей изначально из требований простого выживания.

Повседневность – это результат взаимодействия человека с социальной ситуацией, а стиль – с конкретной жизненной; стиль жизни – это субкатегория образа жизни.

Культура повседневности – это социально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведения людей: индивидуально усеваемый или избираемый, устойчиво воспроизводящий отличительные черты общения, бытового уклада, манеры, привычки, склонности и т.п., типичные для определенной категории лиц, выявляющие своеобразие их духовного мира через формы бытия

Одним из основных составляющих культуры страны считается гастрономия. Гастрономическую культуру можно определить это особый вид познавательного туризма, главная цель которого состоит в знакомстве туриста с определенным продуктом или блюдом. Для гастрономического туриста еда – в первую очередь категория культуры. Культура питания – это совокупность высокого уровня знаний о потреблении пищи, развитие у себя практических навыков в ее выборе, а также определении рациональных потребностей своего организма в питании.

Каждый регион обладает гастрономическими особенностями, уникальными продуктами и блюдами, которые целесообразно позиционировать с целью привлечения туристов. Такими мероприятиями должны заниматься местные органы государственной власти, туристические фирмы, предприятия общественного питания и все те, кто заинтересован в развитии имиджа своей страны в целом и отдельных регионов, в частности В Якутии большую помощь в проведении гастрономических мероприятий оказывает Некоммерческое партнерство «Ассоциация рестораторов Республики Саха (Якутия)». Основные мероприятия, которые организует и курирует Ассоциация в области гастрономии: Республиканская выставка-ярмарка «Рестодень» (июнь), «Фестиваль ухи» (июль), выставка-ярмарка «Продовольствие» (сентябрь), Республиканский фестиваль «Строганины» (декабрь), гастрономический фестиваль «Вкус Якутии» (декабрь) а также конкурсы искусства поваров, официантов, барменов, кондитеров республики (в течение года).

Так, с целью продвижения бренда Республики Саха (Якутия) и, в частности, бренда местной продукции в городе Якутске с 1999 года проводятся соревнования «Строганины» в рамках фестиваля «Фестиваля зима начинается с Якутии». Цель проведения мероприятия: повышение престижа якутской национальной кухни, пропаганда национальных традиций гостеприимства и приготовления рыбных, блюд с целью привлечения туристов. Самым важным событием фестиваля является конкурс «Строганина», состоящий из традиционных этапов: домашнее задание, визитная карточка, «Чемпион-рыба», «перетаривание» карасей, поедание рыбы, скорость и качество строгания.

С каждым годом фестиваль приобретает все больший размах. Еще одним мероприятием в области развития гастрономии в республике является проведение гастрономического фестиваля национальной кухни «Вкус Якутии». Цель и задачи фестиваля: развитие индустрии питания Якутии, популяризация национальной кухни, создание туристской привлекательности Якутска, благоприятного имиджа предприятий общественного питания, ознакомление жителей и гостей города с особенностями национальной культуры питания, демонстрация профессионального мастерства кулинаров города, обмен профессиональным опытом. Этот проект, стартовавший в рамках масштабного фестиваля «Зима начинается с Якутии», был направлен на формирование и продвижение бренда якутской национальной кухни.

Можно сказать, что фестивали «Строганина» и «Вкус Якутии» приобрели популярность у всех жителей республики. Якутия имеет богатейшие гастрономические сокровища, которые могут выйти на международный уровень и способствовать развитию и совершенствованию гастрономического туризма.

Вместе с тем, исследование повседневной культуры питания народов Саха должно, по нашему мнению, опираться не только на рассмотрение традиционных обрядов, организацию праздничного питания, но и исследовать пищевые привычки представителей всех этносов региона, выявлять в них общее и особенное, рассматривать их взаимосвязь с системой культуры в целом. Подобное многоаспектное исследование, возможно, осуществить на основе междисциплинарного культурологического знания.

С целью узнать линейку существующих и перспективных якутских продуктов и брендов, которые могут стать частью формирования гастрономического облика региона, нами был проведен социологический опрос на тему «Продуктовый бренд Якутии» у местного населения. На первом месте в ответах респондентов стоят якутская рыба – чир. На втором месте в линейке продуктов стоит карась. Карась обитает почти во всех озерах Якутии, количество которых на территории республики исчисляется тысячами. Третье место занимает жеребятина. Привычный якутам продукт крайне слабо представлен на российском и мировом рынке. На четвертом месте названы дикоросы – амгинская земляника, жиганские ягоды, алданская голубика, таттинская смородина, намская брусника, анабарская морошка. Следующий продукт, названный – молочные продукты. Различные молочные продукты высокого класса, могут быть использованы в качестве гастрономических сувениров: сыры, кумыс, сметана. Озерный голянь стоит на шестом месте. Это яркий местный гастрономический продукт, который следует включать в национальное меню ресторанов, разрабатывать линейку рецептов, брендировать его, сделать его частью местных гастрономических сувениров. Замыкают список перспективных якутских продуктов: оленина, верхоянские зайцы, бизонье мясо.

Вывод: кулинарные традиции стран мира являются объектом интереса туристов, более того, становятся основной целью пребывания. На сегодняшний день в обществе ярко выражена тенденция роста интереса к гастрономическим брендам. Бренд территории, включающий, в себя гастрономический компонент станет мощным инструментом, который не только поспособствует повышению популярности туристской дестинации и привлечению туристов, но возрождению национальных кулинарных традиций и формированию положительного имиджа региона.

Список литературы

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум,1995, 323 с.
  2. Капкан М. В., Лихачева Л. С. Гастрономическая культура: понятие, функции, факторы формирования // Изд. Урал. гос. ун-та. 2008. Т. 55, № 15. С. 34–43
  3. Мотрошилова, Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии / Н.В. Мотрошилова. – М.: Высшая школа, 1968. – 127с.
  4. Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения «истории повседневности» // Этнографическое обозрение. № 5. С. 3-19
  5. Саввин, А.А. Пища якутов до развития земледелия (опыт историко-этнографической монографии) А.А. Саввин; подгот. текста, ввод. ст., послесл., коммент. и примеч. д.и.н. Е.Н. Романовой (отв. ред.); лит. ред. Н.И. Дегтярева]. – Якутск: ИГИ АН РС(Я), 2005. – 376 с.
  6. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни / З. Фрейд. – Санкт-Петербург: Эксмо, 1997. – 192с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: