УДК 72

Жизнь и творчество архитектора Алонсо Берругете

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Испанский скульптор и живописец, сын художника Педро Берругете. В 1508-1518 гг. он находился в Италии, где провел почти десять лет, в течение которых получил решающее образование в орбите Микеланджело и флорентийской мастерской Франческо Граначчи. Николь Дакос также привел испанского художника к контакту с Рафаэлем, привлекая его к работе в мастерской Франческо Граначчи.

Ключевые слова: архитектор, художник, Испания.

Берругете (Алонсо) – скульптор, живописец и архитектор. Первый испанский учитель, распространивший в королевстве свет правильности рисунка, точных пропорций человеческого тела, величия форм, выразительности и других возвышенных сторон скульптуры и живописи. Он родился в Паредес-де-Нава около 1480 г., и его отец Педро Берругете, художник Филиппа I, пытался обучить его принципам своего искусства. После смерти отца он отправился в Италию и, согласно Вазари, в 1503 г. уже находился во Флоренции: в это время он копировал знаменитый картины, которые написал Микеланджело. В 1504 г. он отправился в Рим в компании своего мастера Буонарроти, которого папа Юлий II призвал работать в Ватикане: Берругете помогал ему во многих работах ["Исследование мученичества"] и не отходил от него ни на шаг в этой столице, добившись необычайных успехов, где Браманте, архитектор Ватикана и дядя Рафаэля из Урбино, поручил ему сделать большую восковую модель Лаокоона, чтобы отлить его в бронзе, Эту модель с той же целью копировали Якопо Сансовино, Заккария Закки из Вольтерры и Старший из Болоньи, но Рафаэлю больше понравилась та, над которой работал Сансовино, поэтому для отливки был выбран именно он.

Берругете вернулся во Флоренцию и после смерти Филиппа Липи продолжил, хотя и не до конца, работу над панно для главного алтаря монахинь святого Иеронима, рядом со святым Георгием, которое Липи оставил незавершенным. Он оставался в этом городе еще некоторое время и, оставив там и в Риме много друзей, лучших художников этой страны, особенно Баччо Бандинелли и Андреа дель Сарто, в 1520 году вернулся в Испанию, обогащенный знаниями и практикой. Он остановился на некоторое время в Сарагоссе, где выполнил алтарный образ вице-канцлера Арагона дона Антонио Агустина, находящийся в церкви Санта Энграсия. Желая познакомиться с мастером Дамианом Форменте, который в то время работал над главным алтарным обрамлением собора в Уэске, он отправился к нему в гости, и Форменте многое почерпнул из этого, корректируя свой стиль и пытаясь подражать ему.

После возвращения в Кастилию Карл V оказал ему знаки глубокого уважения. Он назначил его своим художником и скульптором, поручил ему несколько работ для Алькасара в Мадриде и для строящегося дворца в Гранаде, а позже сделал его своим камердинером. Дон Алонсо де Фонсека, архиепископ Толедо, обратился к нему за созданием алтарного образа для капеллы Колехио Майор в Саламанке. 3 ноября 1529 г. в Мадриде был подписан договор о способе, количестве и сроках исполнения, а также о других необходимых условиях, главное из которых заключалось в том, что статуи и картины должны быть выполнены его рукой; ему было выдано 600 золотых дукатов в качестве знака и части цены для начала работы. Считается, что епископ Куэнки дон Диего Рамирес де Вильяэска занял его в галерее другого крупного колледжа [Саламанка], который он также основал в этом городе, и неизвестно, сколько работ было выполнено, поскольку на это было потрачено 150 000 дукатов.

Женившись на Хуане Переда, жительнице Риосеко в Вальядолиде, Алонсо поселился в этом городе, где работал над гробницей епископа Паленсии, графа Пернии, дона фра Алонсо де Бургоса, которая находится в колледже Сан Грегорио: главным алтарным украшением монастыря Сан Бенито эль Реаль; и многими другими работами для церквей Вальядолида, а также для других городов Кастилии ла Вьеха.

В 1526 г. он выдал подряд на строительство монастыря Святого Бенедикта, которое завершил в 32 года, причем одним из условий было то, что он сам должен был выполнить как минимум головы и руки фигур, как в скульптуре, так и в живописи. Андрес де Нахера, житель Санто-Доминго-де-ла-Кальсада, оценщик, назначенный монастырем, и Хулио Акилес от имени Берругете не сошлись в цене, и коррегидор Вальядолида назначил третьей стороной в споре Фелипе Вигарни, который распорядился выплатить ему 440 дукатов: Святая церковь Толедо согласилась изготовить в 1535 г. лавки для своего хора, и для этой цели были вызваны Диего де Силоэ, житель Гранады, Хуан Пикардо, сосед Пеньяфьеля, Фелипе де Вигарни или де Боргонья, живший в Бургосе, и наш Алонсо, живший в Вальядолиде. После просмотра и изучения проектов и следов четырех профессоров были выбраны Вигарни и Берругете, которые должны были 1 января 1539 г. выполнить семьдесят стульев, по тридцать пять на каждого, а Вигарни еще и стул прелата; но последний умер, не закончив тридцать пять, и Алонсо было поручено сделать стул архиепископа в Вальядолиде в 1543 году. Следует отметить, что Грегорио Вигарни, брат Филиппа, выполнил медаль, которая находится на обратной стороне и изображает Деву, бросающую мантию святому Ильдефонсо.

Список литературы

  1. Alonso González de Berruguete/ Fiorella Sricchia Santoro, ed. Milano: Fratelli Fabbri, 1966.

Интересная статья? Поделись ей с другими: