УДК 745

Развитие декоративного искусства

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Прикладное искусство (его еще называют утилитарным или малым) – это искусство, воплощающее идеалы композиции и творчества в повседневных предметах, таких как чашка, журнал, дверь или декоративная скамейка в парке. Они возникают как самовыражение в отличие от изобразительного искусства, которое служит интеллектуальным стимулом или академическим чувством для зрителя.

Ключевые слова: декоративное искусство, музеи, реформы.

В настоящее время растет интерес к изучению предметов, с которыми мы взаимодействуем ежедневно и практически не осознаем этого. Они составляют важную часть культурного наследия. Это элементы, которые говорят о нас самих, о нашей жизни, о нашем времени или времени наших предков. Исследования и публикации с конца прошлого века, такие как "История частной жизни" (Ариес и Дюби), "История женщин на Западе" (Дюби и Перро) или издание таких книг, как "История мира в 100 предметах" Нила МакГрегора, директора Британского музея, содержание которой в течение нескольких месяцев в 2010 г. достигло очень высоких рейтингов в Великобритании на канале BBC, поскольку в течение четверти часа часть истории человечества пересказывалась в радиопередаче с помощью предметов из коллекции Британского музея.

Несомненно, коллекции великих музеев декоративно-прикладного искусства и дизайна учат видеть красоту окружающих нас предметов, которые зачастую являются плодом творчества великих художников. Одновременно они демонстрируют нам эволюцию вкуса в каждый период, рассказывают о том, кто определял модные тенденции и каковы были эстетические предпочтения. В Испании находятся такие значительные коллекции, как Национальный музей декоративного искусства, Музей Прадо, Национальный музей керамики Гонсалеса Марти, Национальный археологический музей, Фонд Ласаро Гальдиано и многие другие.

В Испании вкус к утонченной жизни зародился в царствование Иоанна II и Генриха IV, а роскошь и показная роскошь были подчеркнуты в последней четверти XV в., возможно, под влиянием Бургундского герцогства. В период правления католических монархов многие дворяне и дворянки обосновались в городах, что способствовало продлению готического искусства, в то время как присутствие зарождающейся буржуазии, гильдий и гильдий ремесленников увеличилось. Именно эти слои, все еще составлявшие меньшинство, были ответственны за производство предметов декоративного искусства. Передвижной характер королевского двора обусловил ряд особенностей, в частности, расширение использования тканей для украшения, изоляции от холода и сырости, распределения пространства. Гобелены, драпировки, занавеси, репостеро и ковры были универсальны и удобны для транспортировки. Аналогичным образом, сундуки, ларцы, стулья, столы и скамьи, представляющие важные технические достижения; или в золотом деле – предметы домашней обстановки и религиозные предметы из серебра и золота в сочетании с эмалью и драгоценными камнями, такие как потиры и процессионные кресты.

С другой стороны, человек Возрождения в своем стремлении к познанию вел своеобразную бродячую жизнь, что способствовало интернационализации форм. Так, в период правления испанских монархов Австрийского дома члены двора и элиты культуры и искусства расширили свои жизненные, профессиональные, культурные и художественные горизонты. Впервые была предпринята попытка упорядочить домашний быт, и в целом декоративное искусство отразило достижения ренессансной лексики во всех областях, причем не только в тех, которые зависели от просвещенного покровителя, но и в тех, которые отражали вкус народной массы и большинства, например, в керамических изделиях.

В XVIII веке начался ряд реформ, которые, как и прежде, были делом двора. В период правления новой династии Бурбонов проводилась меркантилистская политика, направленная на защиту и развитие национальной промышленности, ремесел и торговли. В это время мануфактуры, организованные при дворах королей и принцев, стали частью европейской сцены благодаря их инициативе в оснащении королевских резиденций.

Это, несомненно, привело к развитию декоративного искусства, которое переживало период расцвета, сопровождавшийся такими важными достижениями, как замена фаянса и стекла фарфором и хрусталем, а также созданием новых, доселе неизвестных предметов.

В XIX веке промышленная революция и открытие больших всемирных выставок привели к тому, что промышленные искусства стали называть промышленными изделиями, отделив их от декоративных и сумочных искусств. Это сопровождалось появлением первых музеев, в которых хранились предметы, ставящие искусство на службу утилитарности (посуда, мебель, вазы, ткани, ювелирные изделия и т.д.), связанных со школами искусств и ремесел. Все это способствовало все более широкому интересу общества к данному типу предметов, и даже искусствоведов привлекала его траектория.

Список литературы

  1. Авдеева О.Г. Инновационные приемы в сфере художественного войлоковаляния при создании изделий декоративно-прикладного искусства // Декоративно-прикладное искусство в социокультурном пространстве России. – Белгород, 2017. – С. 142-148.

Интересная статья? Поделись ей с другими: