УДК 7.071

Жизнь и творчество Антонио Берни

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Антонио Берни – один из величайших представителей латиноамериканского искусства. Статья рассматривает биографию гениального художника во всех его проявлениях: его одержимость идеей создания искусства с аргентинской идиосинкразией, его открытое отношение к социальной критике, его чувствительность к последствиям каждого из его творческих приключений.

Ключевые слова: художник, Антонио Берни, художественные стили.

Антонио Берни родился в Росарио 14 мая 1905 года. После получения раннего художественного образования в родном городе он воспользовался рядом стипендий, чтобы продолжить обучение в Европе. Он вернулся в Аргентину в 1930-х годах, когда открыл для себя сюрреализм и мексиканский мурализм и испытал их влияние.

Позже интерес к реальной жизни страны заставил его пересмотреть свое направление в живописи: он отошел от фантастического измерения и перешел к более реалистической живописи, связанной с защитой наиболее обездоленных социальных слоев. Вместе с Хуаном Карлосом Кастаньино, Энрике Поликастро и Карлосом Джамбаджи он основал направление "Новый реализм", а также сотрудничал с Давидом Альфаро Сикейросом, великим мексиканским художником-монументалистом, в создании фрески в доме Наталио Ботана.

Берни экспериментировал с различными техниками, опорами, материалами, создавал ксилоколлажи-рельефы. Влияние Берни настолько сильно, что через Хуанито Лагуну и Рамону Монтьель можно даже понять происхождение местного современного искусства.

На протяжении всей жизни художника его работы испытывали влияние всех художественных стилей, и во всех них он был признан за свое мастерство и своеобразие.

Берни умер в Буэнос-Айресе 13 октября 1981 года. Одна из самых известных его работ, датированная 1961 годом, называется "Песадилья о несправедливости", или "Заговор мира Хуанито Лагуны" (La conspiración del mundo de Juanito Laguna trastorna el sueño de los injustos). Его творчество и способ создания искусства, не отделимого от социальных обязательств, делают его символом трансцендентального поиска более справедливого, благоприятного и равноправного мира.

В 1930 г. он вернулся на родину, где встретился со своим другом Спилимберго и мексиканским художником-монументалистом Давидом Альфаро Сикейросом. Вместе они получили заказ на создание фрески в Росарио (Mural Botana, 1933 г.). После этого обогащающего опыта живописный стиль Берни явно сместился в сторону ангажированной живописи, осознающей реальность, сильно отличающуюся от той, которую он оставил в Париже; стиль, известный как повествовательный соцреализм, характерный для всего американского континента, хотя и с заметными различиями между странами.

Он поселился в своем родном городе Росарио, городе с очень активной культурной жизнью. В 1930-е годы Берни проявлял большую политическую активность: он сыграл важную роль в создании Общества студентов и художников-пластиков и вступил в Коммунистическую партию.

Он путешествовал по всей стране, изучая социальную действительность и исследуя повседневную жизнь своего окружения, пока в 1936 г. не обосновался в Буэнос-Айресе, где начал преподавать рисунок в Национальной школе изобразительных искусств, и с тех пор совмещал эту деятельность с творчеством. В этот период он был назначен президентом Аргентинского общества художников-пластиков – организации, с которой он всегда был связан.

В 1960-е годы он возобновил свой интерес к изображению окружающих людей как к инструменту социальной критики. Его стиль сохранил экспрессионистский характер, но испытал сильное влияние поп-арта и соцреализма. В этот период он создал двух персонажей: Хуанито Лагуну и Рамону Монтьель, выходцев из преступного мира: он – из пригородов Буэнос-Айреса, а она – из самой грязной парижской среды.

В сериях с участием этих персонажей с большой наблюдательностью и критическим подходом показаны эпизоды повседневной жизни. Преобладающей техникой является коллаж, как традиционный "материальный" коллаж (из отходов производства), так и фотомонтаж. В этих сериях (помимо упомянутой выше, он создал еще две – "Луна" и "Монстры", а также набор народных портретов) Берни достиг большого пластического качества и очень индивидуального стиля, в котором он вернулся к сюрреалистической эстетике. В 1962 г. он был удостоен Международной премии за гравюру и рисунок на Венецианской биеннале.

В 1970-е годы он создает ряд сценографических и декоративных работ, а также иллюстрации и сотрудничает с журналами, как отечественными, так и зарубежными. Графические издания, которые всегда интересовали Берни и в которых он был мастером, стали важным каналом распространения его творчества. Он продолжал свои популярные серии и создавал новые персонажи, такие как La difunta Correa, ставшая популярным мифом. В его живописи по-прежнему преобладала техника коллажа. В последние годы жизни он создал серию скульптур.

Список литературы

  1. Antonio Berní (англ.) // Benezit Dictionary of Artists OUP, 2018. ISBN 978-0-19-977378-7.

Интересная статья? Поделись ей с другими: