УДК 7.072

Деятельность учебной филармонии как способ демонстрации исполнительских достижений студентов музыкального отделения педагогического колледжа

Ван Яньсун – аспирант Отдела подготовки и аттестации кадров высшей квалификации Уральского государственного педагогического университета

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой демонстрации исполнительских достижений студентов музыкального отделения педагогического колледжа. В качестве решения данной проблемы автор предлагает организацию учебной филармонии, как центра студенческого творчества, объединяющего различные направления искусства. Автор определяет функции учебной филармонии и рассматривает удачные примеры организации проектов такого плана в различных образовательных учреждениях России.

Ключевые слова: учебная филармония, концертная деятельность, исполнительские достижения, профессиональное образование, инкультурация.

Введение

За время учебы студенты музыкального отделения любого педагогического колледжа накапливают большой исполнительский репертуар: произведения различных авторов и жанров, профессиональный репертуар для исполнения на уроках музыки, концертные номера и пр. Но зачастую исполнительские достижения студентов демонстрируются только на зачетных мероприятиях, не выходя за пределы учебного класса. При этом исполнительская практика будущих учителей музыки ограничена во времени, поскольку в процессе обучения студенты лишь изредка имеют возможность выступить на публике.

Для решения этой проблемы во многих учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования организована деятельность учебной филармонии [4, с. 29]. Это центр ученического и студенческого творчества, объединяющий различные направления инструментального, театрального, танцевального и др. видов искусств, где с помощью концертно-исполнительской деятельности студенты могут продемонстрировать широкой публике свои достижения.

Концертно-исполнительская деятельность студентов музыкального отделения педагогического колледжа в рамках учебной филармонии позволяет проследить за развитием будущих педагогов-музыкантов и направить в интересующую их музыкально-педагогическую деятельность [3, с. 115]. Поэтому многие учебные учреждения организуют учебную филармонию, активизируя молодых исполнителей проявить свои исполнительские достижения.

Основная часть

Основными формами деятельности учебной филармонии являются: проведение студенческих спектаклей, организация концертов, конкурсов, фестивалей. В студенческой филармонии зачастую происходит профессиональное становление личности студента и реализуется предназначение преподавателя как носителя культуры и традиций. Основной формой мероприятий, проводимых в учебной филармонии, является концертная деятельность [5, с. 110].

Как форма творческой деятельности, концерт способствует воспитанию молодых исполнителей в процессе подготовки и реализации концертного мероприятия. Концерты играют важную роль для профессионального становления и роста исполнительских навыков будущих педагогов-музыкантов. Во время организации концертов студенты педагогического колледжа получают возможность развить лидерские качества, научиться работать в команде и создавать полноценный творческий продукт. Таким образом, активная концертная деятельность помогает молодым исполнителям развить комплекс умений и навыков, необходимых современному преподавателю музыки.

Опыт организации учебных филармоний представлен во многих профессиональных учебных заведениях Российской Федерации. Ниже представлены успешные примеры реализации проектов подобного типа в разных городах государства.

Московский государственный колледж музыкального исполнительства им. Ф. Шопена 

В колледже с 2011 года реализуется проект «CON AMIMA», главной целью которого является пропаганда популяризация музыкальной культуры. Основные задачи студенческой филармонии МГКМИ: инкультурация жителей города; развитие исполнительского уровня студентов колледжа; приобщение других культурных институций к совместной творческой деятельности путем организации музыкальных конкурсов и фестивалей. В рамках деятельности филармонии студенты колледжа выступают в качестве организаторов концертов, исполнителей и продюсеров. Таким образом, проект «CON AMIMA» способствует всестороннему развитию личности и позволяет студентам получить универсальные навыки специалиста творческой сферы.

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

В 2004 году на базе университета была основана студенческая филармония имени Святослава Робертовича Лютера, названная в честь ее основателя – талантливого дирижера и педагога [2, с. 473]. Проект организован по принципу абонемента, перед каждым концертом проходит образовательная лекция с участием музыковедов. Главной целью студенческой филармонии является популяризация классической музыки разных жанров среди молодого поколения петербуржцев.

Дальневосточный государственный университет путей сообщения в г. Хабаровск

Студенческая филармония сформировалась при Социально-гуманитарном институте на базе деятельности Клуба любителей классической музыки «Ренессанс», который возник в 1999 году при кафедре философии. Инновационность данного проекта заключается в том, что исполнителями всех программ являются студенты университета. Важнейшим проектом студенческой филармонии является проведение ежегодного фестиваля классической музыки «Золотая лира» среди технических вузов, который объединяет творческую молодежь, способствует общению специалистов разных профилей [1, с. 15].

Заключение

Организация студенческих филармоний в учебных заведениях направлена на повышение качества образования, демонстрацию практического опыта в области исполнительской подготовки, создание благоприятных условий для развития творческого потенциала студентов, творческого взаимодействия преподавательского состава и учащихся. Мероприятия, организованные в рамках учебной филармонии, оказывают воздействие на аудиторию зрителей с целью просвещения и воспитания, играют значительную роль в формировании и развитии потенциала личности студента, преподавателя, слушателя и т.д.

В рамках деятельности учебной филармонии становится возможной организация совместной творческой работы преподавателей и студентов и эффективная демонстрация исполнительских достижения будущих педагогов-музыкантов. Для будущего педагога-музыканта крайне важно реализовать свой исполнительский потенциал, быть услышанным широкой публикой. Студенческая филармония способствует всестороннему развитию молодых исполнителей, которые нуждаются в поддержке своих творческих амбиций. Кроме того, студенческая филармония позволяет посетителям мероприятий повысить уровень культуры и получить новые знания. Таким образом, учебная филармония выступает в качестве площадки для просветительской работы нового типа.

Список литературы

  1. Агранат Ю. В. Гуманитарное образование в Дальневосточном государственном университете путей сообщения // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2019. – Т. 16, № 4. – С. 10-18.
  2. Андреева Я. А. Современные методы продвижения на рынке образовательных услуг // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2018. – № 2. – С. 469-477.
  3. Банникова И. И. Молодежные музыкально-просветительские проекты: современные формы и технологии // Образование и культурное пространство. – 2022. – № 1. – С. 112-121.
  4. Бурдюжа, Е. А. Концертно-творческая деятельность коллективов в вузе культуры и искусств // Культура: управление, экономика, право. – 2010. – № 1. – С. 28-32.
  5. Тулинова О. В. Развитие творческой активности студентов педагогического вуза в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию школьников // Инновации в образовании. – 2015. – № 2. – С. 105-116.

Интересная статья? Поделись ей с другими: