УДК 070

Значение и применение жанров в журналистике

Моу Цяо – студент Харбинского университета (г. Харбин, Китай)

Аннотация: Вопрос жанровой классификации, или системы жанров журналистики (её типологии), остаётся до сих пор одним из самых сложных и запутанных. Но как вчерашним абитуриентам, лишь начинающим свой путь в журналистике, так и состоявшимся профессионалам, определяющим сегодня лицо российских СМИ, крайне важно понимать жанровую теорию и более или менее свободно владеть всей жанровой палитрой журналистики. В данной статье с точки зрения философско-антропологического подхода и с использованием «синергетического метода» (поскольку прямой перенос математического аппарата синергетики на гуманитарную сферу, по нашему мнению, совершенно бесперспективен и опасен) и будет предложена попытка разобраться с основными теоретическими сложностями жанровой классификации журналистики.

Ключевые слова: экзистенциальная теория журналистики (ЭТЖ), жанр, жанры журналистики, творческая деятельность, публицистика, беллетристика, журнализм, синергетика.

Журналистика – это искусство информационной передачи событий, фактов и мнений, и одним из ключевых аспектов, определяющих качество и эффективность журналистской работы, является использование различных жанров. Жанры в журналистике предоставляют журналистам инструменты для достижения разнообразных целей: от информирования общества до анализа событий и формирования общественного мнения. В данной статье мы рассмотрим значение и применение жанров в журналистике, а также проанализируем мнения и выводы выдающихся специалистов в данной области, таких как М. Худойкулов, А. Л. Дмитровский, Е. П. Прохоров и L. G. Kayda.

Значение жанров в журналистике

Жанры в журналистике играют важную роль, определяя форму и содержание информационного материала. М. Худойкулов в своей работе "Журналистика ва публицистика" [4] отмечает, что жанровое разнообразие позволяет журналистам выбирать наиболее подходящий способ передачи информации в зависимости от задачи, аудитории и контекста. Каждый жанр имеет свои особенности и цели, что делает их мощными инструментами для работы с информацией.

Существуют различные методы и подходы к классификации жанров, и одним из них предложен исследователем Левом Крейчиком. Он разделил жанры на следующие группы:

  1. Оперативные новости: включают в себя разнообразные виды новостей.
  2. Оперативное исследование: в эту категорию входят такие жанры, как репортаж и интервью.
  3. Новости исследований: охватывают переписку и комментарии.
  4. Исследование: включает статьи и письма.
  5. Исследовательский тип: в эту группу входят жанры, такие как фельетон и эссе.

Этот подход Льва Крейчика напоминает классификацию жанров в узбекской журналистике, где обычно выделяют три основные группы жанров:

  1. Информационная записка, репортаж, интервью: включают в себя жанры, ориентированные на передачу фактов и событий.
  2. Аналитическая статья, переписка, беседа, рецензия: эту группу составляют жанры, охватывающие анализ и обсуждение событий и явлений.
  3. Художественно-публицистические очерки, очерки, фельетоны, брошюры: сюда входят жанры, ориентированные на художественное и литературное изложение информации.

Важно отметить, что классификация Льва Крейчика подразумевает более детальное разделение жанров с учетом их внутренних особенностей, в то время как узбекская журналистика обобщает жанры по их общим характеристикам и сходству.

Применение жанров в журналистике

Информационные жанры, такие как новостная статья, сообщение, репортаж, служат для передачи актуальных событий и фактов. Эти жанры позволяют журналистам быстро и точно донести информацию до аудитории. А. Л. Дмитровский в своей монографии "ЖАНР ЭССЕ: Очерк теории жанра" [2] отмечает, что новостные жанры требуют ясности и краткости, чтобы читатели могли быстро понять суть события.

Аналитические и комментариев жанры, такие как статья-аналитика, колонка, эссе, дают возможность журналистам глубже исследовать тему, провести анализ событий и выразить собственное мнение. Эти жанры могут воздействовать на общественное мнение и вызывать дискуссии. L. G. Kayda подчеркивает, что эссе является жанром, который позволяет автору выразить свое субъективное мнение и взгляд на проблему.

Жанры интервью и репортаж позволяют журналистам углубиться в события, показать их изнутри и донести до читателей голос участников и свидетелей. Е. П. Прохоров в своей работе "Исследуя журналистику" [3] обращает внимание на то, что интервью может раскрывать личность интервьюируемого и придавать материалу глубину.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что число жанров с каждым годом уменьшается, нельзя говорить о том, что их совсем не осталось. Потому что жанры имеют большое значение и всегда нужны для использования. В целом, к какому бы жанру не относилось и какого бы объема ни было журналистское или публицистское произведение, оно должно служить интересам людей, народа, населения. Каждый материал должен преследовать четкую цель, быть подготовлен с обоснованием сказанных слов и разъяснением темы. Здесь, конечно же, большое значение имеет выбор жанра, подходящего для прошедшего события. Если жанр выбран правильно, цель проявится еще более четко и ярко. Потому что правильная передача информации составляет основу ее правильного восприятия и облегчает ее понимание.

Список литературы

  1. Веб-сайт: www.wikipedia.ru.
  2. Дмитровский А.Л. ЖАНР ЭССЕ: Очерк теории жанра. Монография. Орёл, 2006.
  3. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. М., 2005. С. 20.
  4. Худойкулов М. Журналистика ва публицистика. – Т.: Тафаккур, 2011.
  5. Kayda L.G. Essay: stylistic portrait. M, 2008.

Интересная статья? Поделись ей с другими: