УДК 070

Особенности современной телевизионной  трэвел-журналистики

Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент  Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Силаева Анна Александровна – студентка направления подготовки «Журналистика» Института филологии и массмедиа Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

Аннотация: В статье рассматриваются характерные черты современной трэвел-журналистики. Авторы анализируют жанровые особенности и функции телевизионной трэвел-журналистики, выявляют  специфику программы о путешествиях Евгения Кривцова «Жизнь своих». На примере выпуска о Нижнем Новгороде исследуются  структура передачи, эффект присутствия, речь ведущего, особенности титров.

Ключевые слова: трэвел-журналистика, трэвел-передача, Евгений Кривцов, «Жизнь своих»,  эффект присутствия, представляющие титры.

Интерес к туризму, экскурсиям, паломничеству – один из ключевых интересов современной аудитории. Многие зрители и пользователи смотрят программы о путешествиях и различных странах, чтобы спланировать свой отпуск и побывать в интересных местах, изучить местные традиции, религиозные обычаи, фольклор других народов и получить новые позитивные впечатления. С каждым годом передачи о путешествиях становятся популярнее и популярнее. Трэвел-журналистика расширяет свои границы, рассказывая не только о других государствах и культурах, но и о различной национальной еде, давая людям ещё больше поводов и причин путешествовать.  Таким образом, сегодня «трэвел-журналистику можно рассматривать как широкую специализацию, куда входит история, география, искусство, гастрономия, этнография и др.» [4].

Сейчас все крупные российские телеканалы имеют в своей эфирной сетке хотя бы одно шоу о путешествиях.  Тематический спектр передач весьма широк. Это быт и повседневность простых людей, памятники природы и истории, ремесла и промыслы, загадочные и мистические места нашей планеты, бюджетные и элитные маршруты путешествий, индивидуальный и экстремальный туризм. Различны форматы, задачи, творческий почерк ведущих таких программ. Авторская телепрограмма «Непутевые заметки»,  кулинарное телешоу «Повара на колесах», трэвел-передача про малые города  России «Одноэтажная Россия»  и многие другие передачи, несомненно, востребованы телезрителями и имеют свою целевую аудиторию.

На современном этапе телевизионная трэвел-журналистика представляет собой смешение разных жанров, сочетая в себе репортажи, документальное кино, очерковость и шоу. Как считает А. А. Ревенко, «Современная телевизионная программа о путешествиях и туризме объединяет несколько форматов: образовательный, документальный, развлекательный» [5]. Тем не менее, у разных  трэвел-передач есть  схожие особенности.

Прежде всего, это документальный характер программ,  основные функции которых  – просвещение и информирование аудитории, передача новой информации, грамотное построение познавательного и увлекательного маршрута путешествия. Главными героями выпусков становятся местные жители, а ведущие выступают в роли переводчиков и гидов. Авторы таких программ используют не только  репортажное начало, но и демонстрируют работу с  документами, так как без исторических и географических справок, архивных материалов, их  интеграции в сюжет, трэвел-передаче не обойтись.

С 2022 года на Первом канале выходит программа о путешествиях Евгения Кривцова «Жизнь своих», в которой он увлеченно рассказывает о людях, проживающих в разных уголках России.

Каждый выпуск проекта «Жизни своих» посвящен одному городу или географическому региону. За это время творческая группа программы посетила Абхазию, побывала на Кольском полуострове, Камчатке, в Карелии, Архангельске, Волгограде, Вологде, Ярославле, Костроме, Туле, Нижегородской области,  Орле, Пятигорске, Смоленске. В основе программы лежат от 12 до 18 переходящих друг в друга сюжетов. Помимо рассказа об истории и достопримечательностях, ведущий Евгений Кривцов знакомит телезрителей с особенностями профессии и частной жизни простых людей. Он интересуется системой образования и здравоохранения, делает покупки на городских рынках, дегустирует местные блюда, беседует с жителями удаленных деревень и работниками огромных заводов  о буднях,  праздниках и особенностях жизни на своей малой Родине.  Каждый выпуск «Жизни своих» украшают  обязательные панорамные съемки с квадрокоптера, на которые у группы есть специальное разрешение.

Сам автор так говорит о концепции программы: «Мы хотим показать не местные красоты, а то, как живет обычный человек, и почему ему хорошо и интересно именно в своем регионе, чем он занимается и чем дышит. Это искренние истории и неприкрашенный быт» [1].

Таким образом, локации для съёмок выбираются исходя из героев, самое главное  для программы – человеческие истории. Евгений Кривцову интересны профессии героев, он стремится подать их максимально увлекательно.  Так, в выпуске о Нижнем Новгороде и Нижегородской области, который вышел в эфир 5 марта 2023 года,  журналист прокатился на городском трамвае и  рассказал про работу водителя трамвая. Ведущий с удовольствием вспоминал об этом: «Мне было интересно работать с водителем трамвая. Трамвай – это всегда романтика, мы снимали на ходу, в трамвай заходило большое количество людей, получился живой эпизод» [6]. После путешествия на трамвае и беседы  с водителем,   Кривцов знакомит телезрителей с  его женой и маленькой дочкой, рассказывает о бюджете семьи и по традиции передачи заглядывает в холодильник, чтобы максимально полно представить образ жизни героя, чтобы он «был не однобоко показан, а с разных ракурсов: чтобы мы могли увидеть то, чем он живет, его интересы, какая у него семья, какой у него достаток, в чем заключается его работа – в общем, многогранность» [3].

Кроме того, в этой передаче  журналист рассказал телезрителям о   нижегородском художнике Александре Юркове и его необычной технике создания картин, в которой используются только клей и кусочки листьев различных деревьев и трав. Кривцов посетил Нижегородский кремль, побывал в роли городового, осмотрел старинную усадьбу Приклонских-Рукавишниковых в селе Подвязье, узнал, как изготавливают знаменитую семеновскую матрешку,  строят большие корабли на заводе «Красное Сормово»,  погрелся у печки на нижегородской площади, спустился в окутанные тайной нижегородские штольни.

Выпуск начинается вопросом «Какие здесь люди живут?», который ведущий задает местному жителю, истопнику  уличной печки на нижегородской ярмарке, интервью с которым зритель увидит в конце «Жизни своих».  Кроме синхронов в программе немало стендапов, в начальном из которых  Евгений Кривцов  дает справку о Нижнем Новгороде и, кроме известных исторических фактов о городе, сообщает, что местные жители зовут его «Нино», «Город N», «Нижний», «Горький», «Карман России».

Ведущий постоянно использует метод эксперимента и испытывает на себе особенности  профессий и статусов как современности, так и прошлых веков. Так,  чтобы познакомить зрителей с Нижегородским кремлем, журналист отчаянно штурмует вал, представляя себя средневековым воином, которому поставлена  непосильная задача захватить Нижегородский кремль.

Эффект присутствия, вовлеченность зрителя не только в  познавательное путешествие, но и в увлекательное приключение, присутствует и на территории Кремля, и на протяжении всей передачи. Например, Кривцов переодевается  городовым  и берет интервью  у туристической полиции,  с удовольствием пробует местную уху, помогает собирать урожай лимонов в теплице. При этом он всегда демонстрирует эмоции от увиденного, буквально заряжая зрителей впечатлениями человека, который пробует что-то новое для себя.

В речи ведущего всегда есть место цитатному письму. Пытаясь «арестовать»  бронзовое изваяние мальчика с лотком булок, Кривцов говорит за кадром: «Хотя кто ж его посадит. Он же памятник!». Готовясь спуститься в нижегородские штольни и, переодевшись в защитный костюм, ведущий констатирует: «Сталкер, наверное, готов к входу в зону».

Речь Евгения Кривцова эмоциональна и образна, насыщена сравнениями, метафорами, эпитетами, иностилевыми элементами. Так, в сюжете   «Зимняя рыбалка на Оке» ведущий говорит: «Конечно, зимой холодно. Но когда вы еще сможете не проплыть, а прогуляться по реке, да еще и без всяких лодок!».  В сюжете «Нижегородская уха» журналист приходит к выводу: «Нижний Новгород – это Мекка для любителей ухи».  Кривцов любит поиграть со словами, использует каламбуры. Например,  в сюжете «Подземный Нижний» после выхода из штольни журналист резюмирует: «Теперь я могу сказать, что я был ниже Нижнего Новгорода».

Особо хочется выделить функции титров в передаче. Как отмечает  И. М. Доронина,   «телевизионные титры – это значимый вербальный элемент поликодового, семиотически осложненного текста»  [2, с. 25]. Представляющие титры в программе «Жизнь своих» выполняют свои функции нестандартно, обозначая не традиционную профессию участников передачи, а жизненную миссию или любимое хобби героев: «Жанна Потравко. Посвятила свою жизнь восстановлению усадьбы»; «Олег Орлов. Знает, как собирать большие корабли»; «Гелия Деулина. Хранит коллекцию галереи «Юрковка»; «Ирина Зокунова. Сохраняет Нижегородские культурные традиции», «Дмитрий Сычаев. Готовит уху по собственному рецепту». Себя Евгений Кривцов позиционирует как «исследователя жизни своих».

В выпуске находится место для блиц-опросов на темы «Зачем в Нижнем Новгороде столько аптек?», «Ну, и как вам нижегородцы?».  Первый опрос  был  в начале  передачи  и позволил Кривцову добавить в программу нотку юмора, а с помощью последнего  журналист сделал  традиционный вывод о типичном характере местных жителей и выяснил, за что они любят свой город.

Таким образом, знакомство с российскими городами и  деревнями через  увлекательные истории их жителей, активное участие харизматичного ведущего в том, что происходит на экране, многосюжетная структура, уникальные титры,  высокопрофессиональная работа оператора и обязательное использование квадрокоптера для съемок делают передачу «Жизнь своих» зрелищной,  познавательной  и востребованной телезрителями.

Список литературы

  1. Вместо других: Первый канал запускает новый проект про путешествия «Жизнь своих» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://tvmag.ru/article/canals/2022-10-01-pervyy-kanal-zapuskaet-novyy-proekt-zhizn-svoikh/ (дата обращения: 29.10.2023).
  2. Доронина И.М. Вербальные характеристики титров в современном телевизионном медиадискурсе: автореф... дисс. кан. фил. наук. – М. – 2022. – 26 с.
  3. Кривцов Е. «Самое сложное – настроить героев, чтобы они раскрылись» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: https://ndn.info/citylife/258959-evgenij-krivczov-samoe-slozhnoe-nastroit-geroev-chtoby-oni-raskrylis/  (дата обращения: 31.10.2023).
  4. Кривцов Н.В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. – T. 6. № 3. – С. 347-365.
  5. Ревенко А.А. Тематическая направленность и целевое назначение программ о путешествиях и туризме на отечественном телевидении // Таврический научный обозреватель. – 2016. № 4 (9) – С. 169-176.
  6. Севрюгина О. Бомбические лимоны и чудо-печка: что впечатлило съемочную группу Первого канала // Нижегородская правда, 08.02.2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL:  https://pravda-nn.ru/articles/bombicheskie-limony-i-chudo-pechka-chto-vpechatlilo-semochnuyu-gruppu-pervogo-kanala/ (дата обращения: 28.10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: