УДК 371.32

Использование сервисов искусственного интеллекта в образовательном процессе

Носова Людмила Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

Леонова Елена Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

Селезнева Евгения Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

Аннотация: В статье представлен анализ роли технологий искусственного интеллекта в цифровой экономике, его роль в развитии федеральных проектов Российской Федерации, возможности и направления использования искусственного интеллекта для разных участников образовательного процесса. Авторами разработан программный продукт, позволяющий для учителя и ученика получить методические рекомендации по использованию сервисов искусственного интеллекта по организации своей образовательной деятельности. В программе также представлен режим эксперта для пополнения базы знаний и сохранения ее в актуальном виде.

Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, методические рекомендации, программный продукт.

В настоящее время искусственный интеллект используется в различных сферах жизнедеятельности человека, выводит нас на новый более качественный уровень и меняет наши привычный уклад жизни. Искусственный интеллект считается базовой технологией и движущей силой цифровой экономики. Российская Федерация создает все условия для его развития. Благодаря федеральному проекту «Искусственный интеллект» национального проекта «Цифровая экономика» обучение будут проходить более 100 тысяч школьников и студентов [2]. Согласно дорожной карте развития под искусственным интеллектом (ИИ) понимается «комплекс технологических решений, имитирующий когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и позволяющий при выполнении задач достигать результаты, как минимум сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека» [1].

Если искусственный интеллект проникает во все сферы нашей жизни, сможет ли он заменить человека в образовании, медицине, сфере услуг и прочих областях, требующих коммуникаций и эмпатии? По данным опросов, проведенным АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы, жители России считают, что искусственный интеллект не заменит учителя. Результаты следующие: 64% россиян уверены, что обучение детей в школах с помощью искусственного интеллекта невозможно, так как искусственный интеллект никогда не заменит учителя, ведь педагог не только передает учащимся знания, но еще и занимается воспитанием. 25% опрошенных считает умение применять искусственный интеллект важным навыком современного человека.

Технологии искусственного интеллекта используются в образовании не для замены учителя, а для поддержки и организации индивидуальной траектории обучения. Например, адаптивная система с искусственным интеллектом для поддержки изучения математики компании «01Математика образование». АНО «Национальная технологическая инициатива» в процессе разработки сервиса для проверки сочинений обучающихся, что поможет находить ошибки и повысить эффективность работы учителей. В мире по-разному относятся к таким сервисам в образовании. Некоторые страны отказываются от их использования в образовании. В Российской Федерации позиция иная., мы стремимся перестроить подходы к получению знаний на основе новых технологий.

Если рассматривать направления использования ИИ в образовании, то по данным ЮНЭСКО «Искусственный интеллект обладает потенциалом для ускорения процесса достижения глобальных целей в области образования посредством снижения барьеров для доступа к обучению, автоматизации процессов управления и оптимизации методов для улучшения результатов обучения» [4].

По данным аналитической компании MarketsandMarkets рынок программного обеспечения для образования должен увеличится к концу 2023 года до 3,68 миллиардов долларов и 47% программных продуктов будут использовать возможности искусственного интеллекта, в том числе для управления учебным процессом [3].

Как же ученые видят использование ИИ в учебном процессе. Можно выделить несколько направлений.

  1. Объективизация оценки и автоматизация инструментов оценивания.
  2. Автоматизация рутинных задач учителей и педагогов (системы оценивания. чат-боты для ответов на вопросы обучающихся и др.).
  3. Повышение доступности образования для обучающихся, выстраивание индивидуальных маршрутов обучения, использование адаптивного обучения, помощь и поддержка (например, программы-репетиторы).
  4. Повышение мотивации к получению знаний, образования как в следствие использования новых технологий, так и с их помощью.
  5. Поддержка эмоционального и психологического здоровья участников образовательного процесса.

Нами разработана методика использования технологий искусственного интеллекта для учителей по различным направлениям их деятельности, и для учеников по поддержке процесса обучения. Мы провели анализ различных сервисов, в т.ч. нейросетей, сформирован список бесплатных ресурсов, включая программы российских компаний и определены направления их использования для участников образовательного процесса. Для удобства поиска разработан программный продукт «Методические рекомендации по использованию искусственного интеллекта в образовании».

Продукт имеет возможность авторизации в трех ролях и, соответственно, три режима работы:

  1. Роль «Учащихся» предоставляет возможность поиска необходимого сервиса искусственного интеллекта по виду работы. Результатом поиска служит описание возможностей продукта, последовательность его использования и ссылка для начала работы (рисунок 1). Виды работы могут пополнятся в режиме «Эксперт» и связаны основными способами обработки информации. Например, работа с текстом, обработка изображений, обработка и синтез звука, работа с презентациями и др.

image001

Рисунок 1. Форма для работы ученика.

  1. Роль «Учитель» предоставляет пользователю описанию учебных ситуаций по использованию сервисов для конкретного предмета и вида заданий (рисунок 2).

image002

Рисунок 2. Форма для работы учителя.

Помимо предметов в списке представлены основные виды деятельности учителей по подготовке к занятиям, научно-методической работе, автоматизации деятельности по проверке заданий и др. Также списки видов деятельности и видов заданий пополняются в режиме работы «Эксперт».

  1. Роль «Эксперт» предназначена для работ по наполнению базы данных новыми инструментами и сервисами как для учителей, так и для учащихся (рисунок 3). Эксперт должен внести название сервиса, разместить ссылку на него и внести описание работы с сервисом для ученика или описание учебной ситуации по использованию сервиса в образовательном процессе.

image003

Рисунок 3. Форма для работы эксперта.

Программа представляет простой, удобный и интуитивно-понятный интерфейс, защиту от ошибок (например, контроль заполнения данных). Позволяет автоматизировать поиск методических рекомендаций и их разработку. Вся база знаний хранится в формате специально оформленных текстовых файлов и пополняется в режиме работы эксперта, что позволяет поддерживать ее в актуальном состоянии. В настоящее время в базе более 20 сервисов. Мы считаем, что использование данного программного продукта позволит познакомить учителей с большим количеством сервисов на основе искусственного интеллекта и покажет их возможности и преимущества использования в своей работе. Для учащихся данный продукт откроет новые возможности сервисов не только по использованию их в повседневной жизни в развлекательных целях, но и для учебы и получению новых знаний.

Список литературы

  1. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL : https://digital.gov.ru/ru/documents/6658/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения: 26.10.2023).
  2. Искусственный интеллект [Электронный ресурс] // Национальные проекты России. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/tsifrovaya-ekonomika/p-iskusstvennyy-intellekt-p?utm_source=Lenta_Spec&utm_medium=Statica&utm_content=All&utm_campaign=np_tsifrovaya-ekonomika_ii-intelect (дата обращения: 26.10.2023).
  3. Искусственный интеллект в образовании: пять способов улучшить учебный процесс [Электронный ресурс] // LetAI URL : https://letaibe.media/articles/iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovanii-pyat-sposobov-uluchshit-uchebnyj-proczess/ (дата обращения: 26.10.2023).
  4. Как искусственный интеллект может улучшить образование? [Электронный ресурс] // ЮНЭСКО. URL: https://www.unesco.org/ru/articles/kak-iskusstvennyy-intellekt-mozhet-uluchshit-obrazovanie (дата обращения: 26.10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: