УДК 004

Особенности реализации государственной информационной политики органов государственной власти: региональный аспект

Алексюк Александра Вячеславовна – магистрант кафедры Цифрового государственного и корпоративного управления Хабаровского государственного университета экономики и права

Аннотация: В статье обоснована значимость реализации государственной информационной политики органов государственной власти на примере Приморского края. Социально-экономическое и политическое развитие общества напрямую зависит от эффективности реализации государственной информационной политики. Проанализировав региональный аспект реализации государственной информационной политики, были выявлены проблемы в отношении взаимодействия государственных органов власти и населения, недоверия граждан к властным структурам.

Ключевые слова: информационная политика, взаимодействие, региональный аспект, цифровая экономика, информационные технологии.

Проблемы реализации государственной информационной политики региональными органами государственной власти ежегодно становятся все более актуальными, поскольку информация в современном обществе может рассматриваться не только с положительной, но и с отрицательной точки зрения. Ежегодно увеличивается количество киберпреступлений, кибервойн и кибертерроризма. По данным за 2021 год в результате совершенных киберпреступлений российский бюджет понес убыток в 150 млрд рублей [1]. Современные научные труды таких ученых как, И.В. Астафуров, С.С. Железняк, Н.Н. Нестерова, О.Ю. Смыслова, направлены на изучение вопросов эффективности государственного управления в отношении построения информационного общества посредством использования комплекса политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства [3].

В настоящей работе использовались методы анализа, формально-юридический метод.

Целью данной статьи является проведение анализа реализации государственной информационной политике региональными органами государственной власти, которая формируется под влиянием ежедневного огромного потока информации. Деятельность органов государственной власти должна быть направлена на развитие информационного общества и реализацию конституционных прав человека в отношении получения, пользования и распространения информации.

Информационные технологии активно развиваются во всех сферах жизнедеятельности человека. Федеральное законодательство определяет информацию в качестве сведений, независимо от формы их предоставления [4]. В настоящее время уже трудно представить свою повседневную жизнь без информационных и телекоммуникационных технологий.

Согласно международной статистике по данным 2022 года общее количество пользователей сети «Интернет» составляет более 4,5 млрд человек, а количество сайтов более 1,5 млрд [5]. Посредством электронных ресурсов люди не только общаются, но и получают образование, совершают покупки, записываются на прием к врачу, оплачивают коммунальные услуги и тд. Таким образом, развитие информационного пространства в последнее десятилетие для Российской Федерации имеет важное значение.

Если проанализировать тенденции и перспективы развития цифрового государства в РФ на примере Приморского края, то необходимо обратить внимание на современные источники получения информации жителями региона. Особое внимание стоит уделить исследованиям, проведенным Краевым государственным казенным учреждением «Центром социологических исследований Приморского края» в 2018 году. Исследование проведено в формате анкетирования, с количественным показателем респондентов 2% населения региона в возрасте от 18 до 65 лет, всего – 15 000 опрошенных. Анкетирование включало вопросы об используемых источниках получения информации (свой вариант), доверие к источникам информации, доверие к заявлениям власти с помощью различных источников информации.

image001

Рисунок 1. Источник: КГКУ «Центр социологических исследований Приморского края», 2018 год.

Результаты социологического исследования показали, что в 2018 году почти 50% опрошенных в качестве источника получения информации использовали социальные сети, примерно по 20% респондентов - «Сарафанное радио» и телевидение, остальные – радио, газеты, очные встречи с властью.

image002

Рисунок 2. Источник: КГКУ «Центр социологических исследований Приморского края», 2018 год.

Спустя три года – 2021 году, анализ, проведенный соответствующим аналогичным образом с использованием однотипной анкеты показал, что уже почти 80% респондентов используют социальные сети для получения информации и доверяют им. Почти 12% - «Сарафанным радио» (снижение на 7,9%), другие площадки также претерпели снижение в показателях.

За три года население Приморского края в качестве получения информации стали чаще использовать социальные сети. В меньшей степени другие источники. Соответственно для доставки необходимого контента органам государственной власти необходимо в информационной политике использовать именно эти площадки. Но какие именно? Ведь сегодня социальные сети – это многообразие площадок предоставления информации. И если СМИ принято считать пятой властью, то сейчас социальные сети по праву можно считать шестой, поскольку официально они не относятся к СМИ, а внесены в реестр социальных сетей Роскомнадзора [2]. Это заявление подтверждают также официальные данные от исследовательских центров ТГСтат, Медиалогия, Бренд Аналитикс [6]. Организации профилированы на изучение социальных реакций и активностей граждан именно в социальных медиа. Так, согласно данным из открытых источников этих исследовательских центров, в Российской Федерации наиболее популярными площадками из числа социальных сетей являются: отечественные – Одноклассники и ВКонтакте, Яндекс.Дзен; иностранных – Инстаграм и Фейсбук (запрещены на территории РФ), мессенджеры Телеграм и Вотсап, Вайбер [7].

image003

Рисунок 3. ИЦ «Бренд Аналитикс».

Таблица 1. Использование социальных сетей жителями РФ, млн человек в сутки.

Наименование

Кол-во пользователей в сутки в 2018, млн

Кол-во пользователей в сутки в 2022, млн

Динамика, млн

Одноклассники

7

19

+12

ВКонтакте

31

49

+18

Яндекс.Дзен

4

18

+14

Инстаграм

88

65

-23

Фейсбук

61

40

-21

Телеграм

16

42

+26

Вотсап

71

73

+2

Вайбер

-

8

+8

Согласно таблице 1, многие из вышеперечисленных площадок только нарастили свою суточную аудиторию по сравнению с 2018 годом. Потеряли в аудитории только запрещенные в РФ Инстаграм и Фейсбук, связано это в большей степени с блокировкой площадок на территории страны. Однако, за счет использования VPN, граждане РФ продолжают читать новости в этих социальных сетях и в целом использовать их в своей повседневной жизни [8].

Определившись с тем, как развиваются различные социальные сети на территории РФ, можно обратиться к исследованиям АНО «Диалог» (Центр управления регионами РФ), проведенным в начале и в середине 2022 года в 83 субъектах РФ, кроме Москвы и Московской области. Исследования посвящены пользовательской активности населения разных субъектов РФ в социальных сетях. Из этого следует, что в Приморском крае наиболее популярные соцсети – Инстаграм и ВКонтакте, мессенджеры – Вотсап и Телеграм. При этом, тенденция также менялась в зависимости от правовой и политической ситуации в стране [11].

image004

Рисунок 4. АНО «Диалог».

Таблица 2. Динамика использования соцсети жителями ПК в 2022 году, тыс. человек в сутки.

Наименование

Кол-во пользователей в сутки на 01.02.2022, тыс чел

Кол-во пользователей в сутки на 01.08.2022, тыс чел

Динамика, тыс чел

Одноклассники

300

600

+300

ВКонтакте

450

1200

+750

Яндекс.Дзен

40

52

+12

Инстаграм

1300

650

-650

Фейсбук

650

110

-540

Телеграм

200

1400

+1200

Вотсап

1600

1600

0

Вайбер

20

11

-9

Из динамики следует, что органам государственной власти Приморского края следует использовать в качестве площадок доведения информации до населения преимущественно наиболее популярные площадки – Вконтакте, Телеграм, Одноклассники, Вотсап. При этом, если обратить внимание на присутствие органов государственной власти в социальных сетях, то так же можно отметить положительную динамику.

Таблица 3. Присутствие органов власти Приморского края в социальных сетях.

Органы власти

2018 год/кол-во страниц

2022 год/кол-во страниц

Социально-ориентированных ОИВ (всего 29)

1

29

ОМСУ (всего 34)

1

34

ВДЛ

1

4

Сегодня федеральные органы государственной власти более пристальное внимание уделяют направлению общественных коммуникаций – социальным сетям. 1 декабря 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 270-ФЗ, а также Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2022 г. № 2523-р [9]. Оба федеральных документа предписывают и регламентируют работу органов государственной власти субъектов РФ о работе в социальных сетях, то есть теперь эта работа носит не рекомендательный, а обязательный характер [10].

В результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что от эффективности государственного управления в сфере информационных технологий и связи зависит развитие всех сфер жизнедеятельности людей. Региональные органы государственной власти должны уделять пристальное внимание формированию и модернизации ресурсов, необходимых для трансформации информационного общества. Это влияет на бизнес-процессы, организационный менеджмент и прочее. Из представленной информации выше можно сделать вывод, что сегодня жители страны уделяют особое внимание социальным сетям, как источникам распространения и получения информации. В связи с этим, а также благодаря введению нормативно-правовой базы, регламентирующей работу органов государственной власти субъектов РФ, рекомендуется регионам сделать упор на информирование населения именно через новые социальные медиа.

Список литературы

  1. Число киберпреступлений в России. Текст: электронный // TADVISER Государство. Бизнес. Технологии. – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/8 (дата обращения: 08.12.2022).
  2. Реестр социальных сетей. – Текст: электронный // Роскомнадзор. – URL: https://530-fz.rkn.gov.ru/ (дата обращения: 09.12.2022).
  3. Масюк Н.Н., Бушуева М.А., Бекасова Д.Е. Сетевые взаимодействия компании со стейкхолдерами на базе цифровых // Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы: сборник статей XI всероссийской научно-практической конференции, Орел, 04 декабря 2020 года / Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС. – Орел: Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС, 2021. – С. 129-134. – EDN RSMAHX.
  4. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ. – Текст: электронный // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 08.12.2022).
  5. 21 век – век информационных технологий, что в нем особенного. – Текст: электронный // Первый элитный блог «Нет Ничего Невозможного». – URL: https://berichnow.ru/stati/21-vek-vek-informatsionnyih-tehnologiy-chto-v-nem-osobennogo (дата обращения: 08.12.2022).
  6. Система мониторинга и аналитики социальной сети Телеграм. – Текст: электронный // Правительство Приморского края. – URL: https://tgstat.ru/ (дата обращения: 08.12.2022).
  7. Система мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ. – Текст: электронный // Бренд Аналитикс. – URL: https://br-analytics.ru/ (дата обращения: 08.12.2022).
  8. МОНИТОРИНГ СМИ И СОЦСЕТЕЙ: инструмент оценки эффективности коммуникаций. – Текст: электронный // Медиалогия. – URL: https://www.mlg.ru/ (дата обращения: 08.12.2022).
  9. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и статью 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 14.07.2022 № 270-ФЗ. – Текст: электронный // Гарант. – URL: https://base.garant.ru/404992163/ (дата обращения: 09.12.2022).
  10. Распоряжение Правительства РФ «Об определении ВКонтакте и Одноклассники в качестве информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами, в том числе судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, включая управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления, для создания официальных страниц» от 02.09.2022 № 2523-р. – Текст: электронный // Консультант Плюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_425889/ (дата обращения: 09.12.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: