УДК 796
Использование средств физической культуры в физкультурно-оздоровительном процессе студентов
Сбитнева Оксана Анатольевна – старший преподаватель кафедры Физической культуры Пермского государственного аграрно-технологического университета.
Аннотация: В статье рассматривается значимость физической культуры для сохранения и укрепления здоровья студентов. Раскрывается эффективность использования физических нагрузок. Обосновывается важность и необходимость развития физических качеств. Представлены комплексы упражнений на развитие общей выносливости, гибкости, силы.
Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, физические качества, работоспособность, физические упражнения, средства физической культуры.
Сохранение и укрепление здоровья, уровень двигательной активности, общей физической работоспособности во многом определяет эффективность будущей профессиональной деятельности студентов. В процессе занятий физической культуры в вузе формируется индивидуальная физическая культура личности, основанная на материальных и духовных ценностях, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека [1]. Правильно организованная, умеренная физическая нагрузка повышает уровень развития основных физических качеств, уровень физической подготовленности, способствует укреплению основных функциональных систем организма, сохранению и повышению умственной работоспособности, нервно-психической устойчивости, способствует поддержанию высокой и устойчивой учебно-трудовой активности. Для поддержания состояния здоровья студентов на должном уровне возникает необходимость поиска и проектирования эффективных средств, методов, технологий, оказывающих оздоровительный эффект [2]. В настоящее время физическое воспитание студентов осуществляется с использованием средств физической культуры, формирующих необходимые физические качества, навыки, знания, повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды. Каждая профессия требует от специалиста развитие основных физических и координационных качеств. Разработаны комплексы упражнений (Табл. 1, 2, 3).
Таблица 1. Комплекс упражнений на развитие общей выносливости.
Прыжки с запрыгиванием на возвышенность (скамейка, тумба) |
30-40 сек, 3-4 серии |
Приседания (на одной ноге, двух ногах, на носках, широкая стойка ноги врозь) |
30-40 сек, 3-4 серии |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (ноги на скамье, статика) |
20-30 сек, 3-4 серии |
Сгибание и разгибание рук в упоре сидя сзади |
20-30 сек, 3-4 серии |
Бег по пересеченной местности |
30-40 мин |
Скандинавская ходьба |
30-40 мин |
Прыжки на скакалке |
30-40 сек, 3-4 серии |
Спортивные игры |
Волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис |
Систематическое выполнение физических упражнений на выносливость совершенствует приспособительные механизмы организма, снимает нервно-психическое напряжение, улучшает процессы обмена веществ и кровоснабжения органов и тканей, что положительно отражается на общем физическом состоянии, самочувствии и работоспособности [3].
Таблица 2. Комплекс упражнений на развитие гибкости.
Наклоны вперед, вправо, влево (пружинящие, статика) |
10-12 раз/5-10 сек |
Махи ногами вперед, назад, вправо, влево |
10-12 раз |
Выпады в упоре, вправо, влево |
10-12 раз |
Лежа на спине, подъем ног до касания пола за головой (количество, статика) |
10-12 раз/5-10сек |
Лежа на спине, подтягивание коленей к груди |
10-12 раз |
Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Опускание ног вправо, влево до касания пола (статика) |
10-12 сек |
Лежа на спине, обхватить колени руками, перекаты вперед, назад |
10-12 раз |
Лежа на животе упор на руках (статика) |
10-12 сек |
По мере развития гибкости, число повторений увеличивается, эффективно далее использовать упражнения с отягощением или с помощью партнера. Упражнения, развивающие гибкость, одновременно укрепляют суставы, упрочняют связки и мышечные волокна, повышают эластичность мышц, способность их упруго растягиваться, что является весьма действенным средством предупреждения мышечных травм [4].
Таблица 3. Комплекс упражнений на развитие силы.
Подтягивание из виса на высокой перекладине (узкий, широкий хват) |
8-10 раз, 3-4 серии |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, брусьях |
20-30 раз, 2-3 серии |
Поднимание и опускание туловища из положения лежа на полу |
15-20 раз, 3-4 серии |
Подъем штанги 50-60% от макс. |
2-3 раза,4-5 подходов |
Рывок штанги 60-70% от собств. веса |
1 раз, 4-5 подходов |
Жим штанги лежа |
1-2 раза, 4-5 подходов |
Прыжки в гору, по лестнице с отягощением |
10-12 м, 3-4 серии |
Прыжки с гирей, стоя на 2-х скамейка, ноги врозь (гиря 8кг, 16 кг, 24 кг, 32кг) |
8-10 раз, 2-3 серии |
Развитие силы, силовых способностей направлено на укрепление органов и систем, активизацию биохимических, физиологических процессов, повышение функциональных возможностей, совершенствование форм телосложения, развитие силы всех групп мышц [5].
Регулярные физические нагрузки стимулируют деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, нервной системы. Правильный подбор двигательных действий укрепляет и развивает опорно-двигательный аппарат. Использование средств физической культуры способствует ускоренному врабатыванию, увеличивают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, повышают тонус организма. Достаточная двигательная активность является необходимым условием для гармоничного развития личности.
Список литературы
- Лопатина А.Б. Состояние здоровья студентов// Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. №01 (55) Часть 3. С. 41-42.
- Антонова М.С. Ценность здоровья как фактор качества образовательной деятельности студентов// Педагогическое образование и наука. - 2010. №3. С. 83-88.
- Гавриленко В.М., Михайлов В.П. Возможности сочетания учебно-тренировочных нагрузок, направленных на повышение уровня выносливости и скоростно-силовых качеств у студентов техн. Вузов// Теория и практика физ. культуры. - 1986.- №1.- С. 35-36.
- Озолин Н.Г. Молодому коллеге.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 288 с., ил.- (Б-ка тренера).
- Сбитнева О.А. Целесообразное использование силовых упражнений с гирями в повышении физической подготовленности студентов// Гуманитарный научный вестник. 2021. №3. С. 83-87.