796.058.2

Средства спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции на учебно-тренировочном этапе

Мостяков Дмитрий Владиславович – старший преподаватель кафедры Теории и методики легкой атлетики и гребных видов спорта им. Г.В. Цыганова Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

Емельянов Василий Дмитриевич – старший преподаватель кафедры Теории и методики легкой атлетики и гребных видов спорта им. Г.В. Цыганова Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

Боровик Сергей Геннадьевич – старший преподаватель кафедры Теории и методики легкой атлетики и гребных видов спорта им. Г.В. Цыганова Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием различных средств спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции на учебно-тренировочном этапе.  В научно-методической литературе существует множество исследований, связанных с фундаментальными положениями многолетней спортивной подготовки и методами их реализации на практике. Однако, данных о содержании тренировочного процесса юных легкоатлетов, специализирующихся в беговых дисциплинах на учебно-тренировочном этапе многолетней подготовки, представлены в значительно меньшем объеме.

Ключевые слова: подготовка спортсменов, спринтерский бег, учебно-тренировочный этап. 

В последние годы в легкой атлетике обостряется конкуренция на международной спортивной арене, что в большей степени проявляется в беговых видах легкой атлетики, поскольку они представляются более зрелищными и популярными среди спортсменов. В свою очередь это стимулирует специалистов к поиску более эффективных средств и методов подготовки спортсменов [2, 3, 4]. Разработка эффективных тренирующих воздействий на организм спортсмена и их последовательность применения представляется одним из ключевых факторов, влияющих на конкурентоспособность спортсмена.

Специалисты, изучающие процесс подготовки легкоатлетов, уже довольно давно установили, что на различных этапах многолетней подготовки необходимо применять различные тренирующие воздействия. На сегодняшний день в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «Легкая атлетика» от 16 ноября 2022 года [5] выделяется четыре этапа многолетней подготовки спортсменов, каждый из которых определяет свои цели и задачи. Основной задачей первых двух этапов является привлечение занимающихся к систематическим занятиям легкой атлетикой, укреплению состояния здоровья, развитие физических качеств и обучение основам двигательных действий. В то же время последующие этапы направленны в основном на совершенствование двигательных действий и достижение максимально возможных результатов на соревнованиях.

В научно-методической литературе существует множество исследований, связанных с фундаментальными положениями многолетней спортивной подготовки и методами их реализации на практике. Однако, данных о содержании тренировочного процесса юных легкоатлетов, специализирующихся в беговых дисциплинах на учебно-тренировочном этапе многолетней подготовки, представлены в значительно меньшем объеме [1].

В связи с этим цель исследования: определить основные виды средств и методов, используемых при подготовке легкоатлетов, находящихся на учебно-тренировочном этапе, и критерии оценки их эффективности.

Методы и организация исследования

Для достижения цели исследования были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение за тренировочным процессом юных спортсменов; беседа и интервьюирование с тренерами, осуществляющими спортивную подготовку спортсменов.

Результаты исследования и их обсуждение

При изучении научно-методической литературы нами было выявлено, что на учебно-тренировочном этапе при подборе тренировочных средств, а также объемов и интенсивности их применения, следует учитывать возрастные особенности занимающихся, в частности гетерохронность полового созревания подростков. Индивидуальные темпы биологического созревания подростков (биологический возраст) являются фактором, существенно определяющим эффективность тренировочного процесса. Содержание и направленность тренировочного процесса обусловлены сенситивными периодами развития двигательных способностей, сроками достижения максимальных спортивных результатов в каждой из дисциплин, индивидуальными особенностями развития спортсмена.

Планирование тренировочного процесса включает в себя постановку задач в соответствии с целью и этапом подготовки, подбор средств и определение объемов и интенсивности для отдельного тренировочного занятия или цикла занятий. Тренировочные средства в подготовке бегунов условно можно разделить на общеподготовительные и специально подготовительные (Рисунок 1).

К общеподготовительным средствам относятся те упражнения, которые не являются схожими с соревновательным двигательным действием по структуре движения, его интенсивности и механизму энергообеспечения. Данные упражнения используют для всестороннего развития физических качеств. Также стоит отметить, что использование общеподготовительных средств дифференцируется по принципу воздействия на определенную группу мышц или функциональную систему организма.

1

Рисунок 1. Группы средств общей и специальной физической подготовки в беге на 60, 100, 200, 400 м.

К специальноподготовительным средствам относят те упражнения, которые схожи по структуре с соревновательным двигательным действием, а также по интенсивности и механизму энергообеспечения. Данные средства наиболее целесообразно разделять на беговые упражнения, старты и стартовые ускорения, прыжковые упражнения, специально-силовые упражнения. В свою очередь беговые средства подразделяются на длину отрезка и его интенсивность. 

Использование средств специальной и общей подготовки регламентируется в соответствии с целями и задачами этапа годичного подготовки. На общеподготовительном этапе спортивной подготовки в большей степени используются средства, направленные на развитие физических качеств, которые в дальнейшем создают “фундамент” для средств, используемых на следующих этапах подготовки. На специальноподготовительном этапе возрастает роль специализированных упражнений, которые приближены к соревновательному. В то время как спортсмен переходит к соревновательному этапу подготовки основным средством служат упражнения, которые максимально схожи с соревновательным или являются собственно соревновательными. 

Например, у спортсменов, специализирующихся в беге на 400 метров и находящихся на общеподготовительном этапе подготовки, при использовании средств беговой направленности наиболее целесообразно применять кроссовый бег или отрезки длинной более 600 метров низкой интенсивности. Далее на специальноподготовиельном этапе применяются отрезки, приближенные к 400 метрам, а интенсивность возрастает до 90% от максимальной скорости на дистанции. На соревновательном этапе подготовки также используются отрезки максимально приближенные к соревновательной дистанции. 

Наряду с последовательным применением тренировочных нагрузок в процессе спортивной подготовки необходимо осуществлять систематический контроль общей и специальной подготовленности. В научно-методической литературе присутствуют данные о тестах, которые наиболее целесообразно применять на различных этапах многолетней подготовки (таблица1).

Таблица 1. Оценка уровня специальной физической подготовленности у юношей в спринтерском беге.

 

Учебно-тренировочный этап

(этап спортивной специализации)

 

60-200 метров

 

Контрольное упражнения

1 год (12 лет)

2 год (13 лет)

3 год (14 лет)

4 год (15 лет)

5 год

(16 лет)

6 год

(17 лет)

3 юн

2 юн

1 юн

3 р

1

бег 20 м с ходу, с

2,7

2,4

2,3

2,1

2,0

1,9

2

бег 60 м, с

9,3

8,8

8,1

7,5

7,3

7,1

3

бег 150 м, с

22,5

21,5

19,5

18,5

18,0

17,8

4

бег 300 м, с

51,0

49,0

43,0

41,0

39,5

38,5

5

Прыжок в длину с места, м

2,20

2,30

2,50

2,70

2,80

2,85

6

Тройной прыжок с места, м

6,20

6,80

7,50

8,20

8,30

8,40

7

Десятерной прыжок с места, м

23,0

24,0

26,5

27,5

28,5

29,0

8

бег 20 м с ходу, с

2,7

2,4

2,3

2,1

2,0

1,9

9

бег 60 м, с

9,4

8,9

8,2

7,7

7,4

7,2

10

бег 200 м, с

31,0

29,0

26,0

25,0

24,0

23,3

11

бег 500 м, мин. с

---

---

1:14,0

1:11,0

1:08,0

1:07,5

12

Прыжок в длину с места, м

2,15

2,33

2,45

2,60

2,70

2,80

13

Тройной прыжок с места, м

6,10

6,70

7,40

7,90

8,20

8,30

14

Десятерной прыжок с места, м

22,5

23,5

26,0

27,0

28,0

28,5

Таблица 2. Оценка уровня специальной физической подготовленности у девушек в спринтерском беге.

 

Учебно-тренировочный этап

(этап спортивной специализации)

 

60-200 метров

 

Контрольное упражнения

1 год (12 лет)

2 год (13 лет)

3 год (14 лет)

4 год (15 лет)

5 год

(16 лет)

6 год

(17 лет)

3 юн

2 юн

1 юн

3 р

1

бег 20 м с ходу, с

2,8

2,6

2,5

2,4

2,3

2,2

2

бег 60 м, с

10,0

9,5

9,0

8,6

8,3

8,1

3

бег 150 м, с

25,0

23,0

21,5

20,0

19,5

19,0

4

бег 300 м, с

54,0

51,5

48,0

46,0

44,0

43,0

5

Прыжок в длину с места, м

2,00

2,10

2,20

2,30

2,40

2,50

6

Тройной прыжок с места, м

5,90

6,30

6,70

7,00

7,30

7,50

7

Десятерной прыжок с места, м

20,5

22,0

23,5

24,5

25,5

26,5

8

бег 20 м с ходу, с

2,9

2,7

2,5

2,4

2,35

2,3

9

бег 60 м, с

10,2

9,5

9,0

8,7

8,4

8,2

10

бег 200 м, с

33,0

32,0

31,0

29,0

27,5

26,5

11

бег 500 м, мин. с

---

---

1:26,0

1:21,0

1,19,0

1:17,0

12

Прыжок в длину с места, м

1,90

2,00

2,10

2,20

2,30

2,40

13

Тройной прыжок с места, м

5,90

6,30

6,50

6,70

7,00

7,30

14

Десятерной прыжок с места, м

20,0

21,0

22,5

24,5

26,0

26,5

Заключение

Многолетняя спортивная подготовка легкоатлетов представляется сложным процессом, который требует грамотного распределения тренирующих воздействий на организм спортсмена.  Одним из наиболее важных этапов, по мнению специалистов, является учебно-тренировочный этап. Работа выполнена в рамках НМО «разработка методических рекомендаций (материалов) по сопровождению и совершенствованию тренировочного процесса спортсменов с учетом специфики вида спорта, спортивной квалификации и возрастных особенностей организма» Поволжского ГУФКСиТ.

Список литературы

  1. Абдуллаев Ш. Д., Курбанов Д. И., Курбанов Ф. К. Использование современных методов в процессе обучения студентов легкой атлетике // Проблемы науки. – 2021. – № 2 (61). – С. 32-34.
  2. Башкин В. М. Система индивидуальной адаптации организма спортсменов к тренировочным нагрузкам в скоростно-силовых видах легкой атлетики // ВМ Башкин.: дис.... доктора педагогических наук. – 2011. – Т. 13.
  3. Ветренко А. А., Шабанов А. В. Особенности специальной физической подготовки в лёгкой атлетике // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – № 26. – С. 105-108.
  4. Панова О. С. Целесообразные направления совершенствования методических основ системы подготовки спортивного резерва в спринтерских дисциплинах легкой атлетики //Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 9. – С. 211-214.
  5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта "Легкая атлетика" утвержден приказом Минспорта России от 16 ноября 2022 г. № 996.

[social}