УДК 796

Роль физкультуры в формировании социальных навыков и командной работы

Майоров Михаил Дмитриевич – студен Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

Орлова Елена Юрьевна – преподаватель Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

Аннотация: В статье рассматривается роль физкультуры в формировании социальных навыков и развитии командной работы. Автор анализирует влияние физических упражнений и игр на социальное взаимодействие, способность к сотрудничеству и развитие коммуникативных навыков. В работе также рассматриваются примеры успешного использования физкультуры в образовательных и тренировочных программах для формирования командного духа, лидерских качеств и эффективного взаимодействия. Анализируются психологические и физиологические механизмы, которые способствуют развитию социальных навыков и командной работы через физическую активность.

Ключевые слова: физкультура, коммуникация, социализация, игры, спорт.

Являясь важной частью образования, физическая культура крайне важна в процессе формировании социальных навыков и развитии способностей командного взаимодействия. Она не только укрепляет физическое здоровье, но и улучшает социальные и эмоциональные аспекты личности.

Участие в занятиях физической культурой, в совместных спортивных играх способствует развитию важных социальных навыков, таких как взаимодействие, сотрудничество, уважение к другим участникам и способность работать в команде. Во время совместных тренировок и соревнований люди учатся слушать друг друга, вместе принимать решения, разрабатывать стратегии и достигать общих целей.

Вот несколько примеров физкультурных упражнений и игр, которые способствуют развитию социальных навыков:

  1. «Круговая тренировка». Участники встают в круг и вместе выполняют различные упражнения, такие как прыжки на скакалке или скручивания. Это упражнение помогает развить сотрудничество, взаимодействие и поддержку друг друга в команде.
  2. «Игра в мяч». Участники, разделенные на команды, играют в мяч, передавая его друг другу и стараясь забить гол. Это упражнение развивает коммуникацию, сотрудничество и навыки взаимодействия.
  3. «Упражнение в паре». Участники группируются в пары и выполняют разнообразные упражнения, которые требуют взаимодействия и согласованности движений, например, парные отжимания или прыжки через скакалку. Эти упражнение развивают доверие, взаимопонимание и сотрудничество между партнерами.
  4. «Командные эстафеты». Участники разделены на команды и соревнуются в выполнении различных заданий эстафетного типа, таких как бег, преодоление препятствий. Это упражнение способствует развитию командного духа, взаимодействия и поддержки в команде.
  5. «Танцевальная рулетка». Это упражнение представляет собой круг, где участники по очереди выполняют движения танца, которые остальные участники должны повторить. Это упражнение способствует развитию взаимодействия, координации и сотрудничества между участниками [2, с.59].

Примеры таких упражнений и игр в физкультуре помогают развивать социальные навыки, такие как сотрудничество, коммуникация, взаимодействие и поддержка в команде. Они также способствуют формированию командного духа и умения работать в группе, развитию навыков поведения в обществе.

Физкультура также развивает лидерские качества и навыки командного руководства. В командных играх каждый член команды выполняет свою роль и несет ответственность за результат, только совместными усилиями участники коллектива могут достичь успеха. Такие ситуации помогают развить лидерские навыки, включая организацию, мотивацию и способность принимать решения.

Кроме того, физкультура очень важна в развитии коммуникативных навыков. Во время тренировок и соревнований участники вынуждены общаться, передавать информацию и инструкции друг другу, а также эффективно взаимодействовать на поле или тренировочной площадке. Это способствует развитию навыков слушания, адекватной реакции на сообщения других людей.

Далее представлены несколько примеров физкультурных упражнений и игр, способствующих развитию коммуникативных навыков:

  1. «Словесная эстафета». Участники формируют круг и передают мяч друг другу, произнося слово по заданной теме. Например, каждый участник может назвать название фрукта или страны. Это упражнение помогает развить навык высказывания, активного прослушивания и ответа на слова других участников.
  2. «Тренировка в парах с инструкциями». Участники делятся на пары, и один из них становится «инструктором». Он дает другому участнику инструкции о выполнении определенных упражнений или движений. Это упражнение развивает навыки четкой и точной коммуникации, а также умение слушать и следовать инструкциям.
  3. «Спортивные дебаты». Участники делятся на две команды и обсуждают спортивную тему, представляя свои аргументы и контраргументы. Это помогает развить навыки аргументации, выражения своего мнения, умения слушать и отвечать на аргументы других участников.
  4. «Совместный танец». Участники делятся на группы и сотрудничают над созданием танцевальной композиции. Это упражнение требует взаимодействия, коммуникации и согласования движений между участниками группы.
  5. «Командное направление». Участники разделены на команды и должны передвигаться по определенному маршруту, следуя указаниям лидера. Во время упражнения лидер команды указывает направление движения, такие как «вперед», «назад», «влево» или «вправо». Это требует четкой и ясной коммуникации между лидером и участниками. Такие упражнения и игры в физкультуре помогают развивать коммуникативные навыки, такие как умение ясно выражать свои мысли, слушать и понимать других, умение аргументировать и сотрудничать. Они также способствуют улучшению коммуникационных навыков и способности эффективно взаимодействовать с другими людьми. Физкультура играет важную роль в формировании социальных навыков и развитии навыков командной работы у людей.

Физкультурные занятия и командные игры развивают способности взаимодействия, сотрудничества и уважения к другим, а также навыки работы в команде, которые играют важную роль в повседневной жизни, на работе и в обществе в целом.

Спорт является лучшей средой для развития лидерских качеств, умения руководить коллективом. В процессе тренировок и соревнований участники учатся организовывать, мотивировать и принимать совместные решения с другими членами команды. Это помогает развить лидерские навыки, необходимые для успешной работы в команде.

Кроме того, физическая активность способствует развитию навыков коммуникации. Во время тренировок и игр участники вынуждены общаться, передавать информацию и инструкции друг другу, а также эффективно сотрудничать на поле или тренировочной площадке. Это помогает развить умение слушать и адекватно реагировать на коммуникацию других людей. В целом, физическая активность не только способствует укреплению физического здоровья, но также играет важную роль в развитии социальных навыков и способности работать в команде. Участие в физических занятиях помогает развить сотрудничество, лидерство, коммуникацию и умение эффективно работать в команде.

Получение данных навыков является ключевым фундаментом для успешной интеграции и функционирования в обществе. Поэтому включение физической активности в учебные программы и повседневную жизнь является неотъемлемым элементом для развития социальных навыков и умения работать в команде у людей.

Список литературы

  1. Боян Й. Философия экспертного моделирования спортивных достижений атлетов-профессионалов [Текст] / Й. Боян, В. Янез, Т.В. Скобликова // Культура физическая и здоровье. – 2012. – №6 (42). – С. 6–9.
  2. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся [Текст] / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. – М.: Советский спорт, 2015. – 172 c.
  3. Замятина, М. Р. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. Науч. Конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 108-110
  4. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях [Текст] / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c.
  5. Маргазин, В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем [Текст] / В.А. Маргазин. – СПб.: СпецЛит, 2015. – 234 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: