Отмель свободы и бездна – взгляд А.С. Пушкина на Татьяну из «Евгения Онегина»

Инь Цзяли – бакалавриат Института машиностроения, материалов и транспорта Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Аннотация: Как писатель-классик, А.С. Пушкин интерпретировался поколениями, однако в трактовке его взглядов на женщин до сих пор существуют пробелы. Цель исследования – изучить взгляды на женщин в «Евгении Онегине» Пушкина. В данной работе подробно описан образ главной героини Татьяны, которая обладает скромной внешностью, однако имеет высокую духовную красоту, верные и глубокие чувства. Татьяна является ответственной и чистой натурой. Интерпретированы взгляды писателя произведения на женщин в классическом тексте «Евгений Онегин». Будучи классическим писателем-мужчиной в традиционном культурном контексте, поэт Пушкин не только превзошел патриархальный центр, но и сохранил его; его взгляд на женщин был одновременно современным и традиционным. Героиня Татьяна в «Евгении Онегине», созданном Пушкиным, не только в юности испытала мелководье поиска романтической любви, но и окончательно упала в пучину традиционного брака и семьи. Писатель сумел показать образ современной женщины, которая с одной стороны, может искренне любить сердцем, а с другой стороны быть верной мужу и семье.

Ключевые слова: «Евгений Онегин», Пушкин, взгляды на женщин, Татьяна, свобода, образ.

В произведениях Пушкина конструируется тип образа, живущего между современностью и традицией, часто являющийся воплощением нравственных идеалов поэта. Когда данные образы столкнулись с любовью в детстве, они, возможно, проявили определенную степень современного или полусовременного сознания. Однако, как только они вернулись в свои семьи и стали женами, они немедленно вернулись к традициям и были верны своему браку, своим мужьям и семье. Таким типичным примером является героиня поэмы Татьяна. Татьяна – воплощение идеальной женщины в сознании поэта. Оценивая это произведение, Белинский указывал: «Великое достижение Пушкина состоит в том, что он поэтически воспроизвел в этом романе русское общество того времени и показал его с Онегиным и Ленским в качестве представителей. Главная сторона – мужская сторона, но это, вероятно, самое большое достижение нашего поэта: он первый поэтически изобразил русских женщин в лице Татьяны». Комментируя персонажей произведения, Белинский далее утверждал, что Татьяна – «типичная русская женщина»[1, c. 86]. В своей рецензии Достоевский назвал Татьяну «иконой русской женщины». Татьяна является не только «идеалом» поэтов, но и имеет высокий статус в истории русской литературы. Женский бунт (бунт дочери) против традиционной семейной культуры начинается с антипатриархата, который является первым шагом на пути к освобождению женщин, и прогрессирует от антипатриархата к сопротивлению неравенству между полами. Отправной точкой бунта дочери является разрыв неравных отношений между отцом и дочерью, и стремление к свободе, любви и независимости в браке [5, с.60].

История Татьяны произошла в 1820-е годы, когда Россия стояла накануне аристократической революции. Деревенская девушка Татьяна, внешность которой гораздо менее красива, чем ее сестра, но она очень вдумчива и индивидуальна, с разумным духом, высокой духовной красотой, верными и глубокими чувствами, ответственной и чистой натурой. Она с детства питает отвращение к девичьему рукоделию, отказывается от заботы родителей, не привыкла к общему образованию девочек в аристократических семьях, недовольна бездарной жизнью провинциальных помещиков, любит русские природные пейзажи и народные сказки, она читала произведения Ричардсона и Руссо, находилась под влиянием мысли западноевропейского Просвещения и имела смутные желания личностного освобождения.

Однако в российском обществе того времени статус женщины был крайне низким [4, с.16]. Быть женой, быть матерью – это единственно возможная жизненная программа, которую она должна пройти. Как дочь, ее единственный выход – замужество, поэтому она ждет и жаждет любви. Она надеется, что обретение идеального мужа может помочь ей избавиться от этой одинокой ситуации и дать ей новую жизнь. Появляется отстраненный Онегин, и Татьяна влюбляется с первого взгляда, словно увидев спасительную соломинку, она увлеченно фантазирует. Из деревенской девушки Татьяны смелый, активный образ в итоге сформировалась личность, которая противоречит моральным нормам аристократического общества высшего класса того времени и нарушает традиционные правила. В тексте Татьяна идет против традиционной пассивности и становится активной. Поэт полностью это подтвердил и поощрил ее любовь и поведение [3, с.74].

Образ Татьяны преимущественно выделен в процессе взаимного отражения и контраста с образом Онегина. Оба родились в дворянских семьях: Онегин вырос в шумном городе Петербурге, а Татьяна выросла в тихой и глухой деревне. Онегин прожил скучную жизнь в бурной и шумной светской жизни, тогда как на душу Татьяны влияла тихая, загадочная и необъятная природа. Воспитателем Онегина был формальный француз, а влияние традиционной национальной культуры Татьяна получила от своей кормилицы. Оба они восприняли передовую культуру и идеи Западной Европы: Онегин любил читать произведения Адама Смита и Байрона, а Татьяна особенно любила романы писателей-сентименталистов Ричардсона и Руссо. Оба они – продвинутые аристократические молодые люди, недовольные существующим положением дел. Меланхолия – их общая черта личности, но гендерные различия отражаются на выражении и характере меланхолии. Прежде всего, тоска Онегина мужская и беспокойная, в ней обнаруживаются пустота, порывистость и скука, как у кажущегося унылым, но на самом деле действующего вулкана, всегда ищущего выхода для извержения. Движимый этой силой, Онегин без всякой причины убил своего друга Ленского, а затем предпочел скитаться по осуждению своей совести. Тоска Татьяны – это тоска женщины, в ней обнаруживается спокойствие в депрессии, как маленькая река, полная девичьих мыслей и мечтаний, стремящаяся течь к неизведанному и счастливому океану. Меланхолия Онегина ориентирована на действие, поэтому часто означает разрушительную силу, тогда как меланхолия Татьяны ориентирована на духовность и предвещает дальнейший духовный рост и развитие главного героя. Кроме того, меланхолия Онегина приобретенная. Она является симптомом внутренней подавленности и беспокойства социальной личности, потерявшей свою ценность и не находящей выхода. Она отражает конфликт между человеком, временем и обществом и является типичным и глубоким социальным проявлением. Меланхолия Татьяны врожденная, в ней очень мало социального характера, это лишь личная фантазия и тоска-переживание. Так очевидно, что девичья меланхолическая река тосковала по любви, которая течет к счастью. Поэтому, когда появился высокомерный, надменный и меланхоличный Онегин, Татьяна влюбилась в него без колебаний. В ее любовном письме к Онегину несомненно были обнажены внутренние чувства Татьяны.

По поводу Татьяны Белинский сказал: "Татьяна – особое существо с глубокой, любящей и страстной натурой. Любовь для нее будет величайшим счастьем в ее жизни" [1, c.96]. Татьяна выйдет замуж за желанного мужа, тогда онa, как Наташа в «Войне и мире», полностью посвятит себя мужу и детям и получит от них наибольшее удовлетворение и наслаждение. В тогдашнем русском обществе это было величайшим счастьем, возможным для женщины.

Если суть печали Онегина состоит в том, что он не может обрести собственного существования, а не в том, чтобы обрести радость своей семьи, то печаль Татьяны заключается в том, что она полюбила Онегина, человека, который не может вынести своей собственной судьбы, и тот, кто не может вынести ее судьбы. Сравнивая их, нетрудно обнаружить соответствующие тревоги, сохраняющиеся в сердцах обоих, а также можно более ясно увидеть социальные и культурные коннотации, стоящие за двумя персонажами Онегина и Татьяны [9, с.36].

После разочарования в любви Татьяна еще сохранила в сердце любовь к Онегину, но невольно была взята матерью на «Бенихиный рынок» и стала знатной дамой. Она быстро адаптировалась к своей роли в высшем обществе и завоевала расположение и уважение. Хотя ей крайне противна роскошная жизнь, в которой она живет, и она все еще тоскует по тихой и простой деревенской жизни прошлого. Но благодаря своему благородному духу, терпению и самоотверженной натуре она сохранила достойный образ целомудренной женщины в высшем сословии [8, с.74]. Став дворянкой, Татьяна не изменилась, она по-прежнему чиста и проста, однако ее образ претерпел трансформацию. Тщательный анализ жизни Татьяны показывает, что она была эмоционально верна Онегину и физически верна своему мужу. В ее теле дух и плоть полностью разделились, и «желания» больше не существует. Она уже не настоящая женщина, а «богиня». Ее элегантная внешность и манеры, духовная отрешенность и гармония – это то, чего не хватает Онегину и о чем он мечтает. Недаром Онегин, скитавшийся два года и ничего не найдя, безумно влюбился, как только увидел ее. Любовь Онегина слепа и фанатична, не имеет ни рационального руководства, ни даже прямой цели, она является импульсом и потребностью. В сердце Онегина Татьяна была его надеждой на спасение и единственным прибежищем для его болезненной души. То, что он чувствовал к ней, было привязанностью заблудшего ягненка к «Матери». И Татьяна, приняв позу нравственного увещевания, называла любовь Онегина "унизительной страстью".

«Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна» – это последнее признание Татьяны, и оно же является ключом к интерпретации ее образа. Патриархальное общество поддерживает социальную этику и мораль, подавляя женскую природу, тем самым сохраняя основу, на которой оно существует. В этом источник духа самопожертвования, который передается из поколения в поколение среди женщин как культурный код общества. Поэтому самопожертвование – это не рай для женщин, а реальная ситуация, в которой женщины вынуждены жертвовать собой под многолетним искажением патриархальной культуры. Объективированные женские образы пронизывают психологические реакции и субъективные желания писателей-мужчин по отношению к женщинам. Они являются лишь носителями мужской культуры и жизненного опыта и не раскрывают истинного женского лица. С этой точки зрения образ Татьяны фальшив. Как живая женщина, она представляет собой лишь ложное существование по отношению к мужчине. Но ее образ по существу показывает социальную ситуацию женской культуры, и потому чрезвычайно верен. Здесь концепция поэта уже очевидна: идеальная женщина должна быть верна своей семье и отказаться от любви.

В произведениях А.С. Пушкина женщины как жены запутались на пути к бунту и зашли в тупик в стремлении к независимости. Кроме того, идеальным женщинам в своих произведениях Пушкин часто дает известную степень свободы в любви. Они обладают смелостью и способностью любить, но они абсолютно подчинены браку и должны быть абсолютно верны своим мужьям и семьям.

Хотя Пушкин и создал в начале образ Татьяны как романтичной, свободной и смелой искательницы любви, в конце концов она все же не смогла вырваться из рамок традиционного общества и упала в пучину светского брака и семьи – тело все еще здесь, но дух мертв.

Список литературы

  1. Белинский, Чжилян. О "Евгении Онегине" [J]. Издательство Восточно-китайского нормального университета, Мастера зарубежной литературы о мастерах. 1985. С. 193-221.
  2. Зотов А. М. Герой в зеркале имени: образ Онегина в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" //Литература в школе. 2004. № 10. С. 16-20.
  3. Кожевников В.А. «Вся жизнь, вся душа, вся любовь..»: Перечитывая Евгения Онегина. М.: Просвещение. 1993. 189 с.
  4. Намитова Т.А. За одним столом с поэтом // Библиополе. 2008. № 5. С. 74-75.
  5. Резник Н. А. Провинциальные барышни у Пушкина //Литература. 2006. № 3. С. 16-18.
  6. Сунь Цзиньмэй. Интерпретация дагианского образа-переосмысления "Евгения Онегина" [J]. Журнал Шанхайского нормального университета. 2001. № 30(4). С. 74-79.
  7. Фомичев С.А. «Евгений Онегин»: движение замысла. М.: Русский путь. 2005. 174 с.
  8. Чжоу Ин. Между традицией и современностью – взгляд Пушкина на женщин из "Евгения Онегина"[J]..... Jiangxi Social Science. 2004. 8. С. 106-108.
  9. Чжэн Кэсинь, Го Пинтин. Сравнительный анализ женских образов в "Повестях Белкина" Пушкина[J]. Северная литература. 2020. № 14. С. 36-42.

Интересная статья? Поделись ей с другими: