УДК 330

Стратегический анализ внешней среды организации

Пугина Лариса Ивановна – кандидат экономических наук, доцент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Серова Фаина Романовна – студент бакалавриата Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В статье рассматривается стратегический анализ организации, который помогает получить важные результаты для успешного управления организацией. Определено понятие окружающей среды и её составляющих. Проведён стратегический анализ внешней среды организации с использованием SWOT-анализа.

Ключевые слова: стратегический анализ, внешняя среда, стратегии, факторы внешней среды, методы анализа внешней среды.

Стратегический анализ является важным этапом научных исследований. При проведении стратегического анализа анализируются факторы внешней и внутренней среды для определения текущего состояния дел в организации, выявляются условия успешного развития [1].

В условиях рыночной экономики в процессе развития успешного управления организацией, необходимо учитывать внешние факторы и условия, влияющие на развитие и становление компании, чтобы определить возможности и угрозы. Как следствие, результаты анализа внешней среды дают организации время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Это приводит к принятию верного управленческого решения, тем самым сохраняя потенциал организации на уровне, достаточном для достижения её стратегических целей.

Анализ внешней среды представляет собой изучение среды как макроокружения (среда косвенного воздействия) и микроокружения (среда прямого воздействия). 

К макроокружению относятся четыре основных параметра. Это экономические факторы, политические и правовые, технические и социокультурные факторы.

К микроокружению относятся акционеры, конкуренты, поставщики, покупатели, местные органы власти, союзы и общества по интересам [2].

Кроме того, при анализе внешней среды организации менеджером должен учитываться тип её среды. Это позволяет учесть непредсказуемость и избежать ошибок в оценке внешней среды.

Выделяют следующие основные типы внешней среды [3]:

  1. Изменяющаяся среда характерна динамикой и высокой степенью изменений в законах, инновациях, конкурентной политике. Такая нестабильная среда создаёт трудности в управлении организацией.
  2. Враждебное окружение создаётся в условиях жёсткой конкуренции за потребителей и рынка сбыта, что характерно для насыщенных рынков (США, стран Западной Европы и Японии).
  3. Разнообразное окружение свойственно глобальному бизнесу, то есть предприятиям международного уровня.
  4. Технически сложная среда свойственна новым отраслям, таким как электроника, вычислительная техника, телекоммуникации, которые требуют сложной информации и высококвалифицированного обслуживающего персонала. Управленческая деятельность в таких условиях ориентирована на инновации.

Эффективность работы всей организации непосредственно зависит от того, каким образом руководство организации учитывает факторы внешней среды. Для выявления текущих аспектов анализа внешней среды используют следующие основные аналитические методы: SWOT- анализ и PEST- анализ; матрицы ADL, BCG, McKinsey и И. Ансоффа.

Учитывая многообразие методов, для наиболее полного комплексного анализа ближней внешней среды организации используется SWOT-анализ. Он представляет собой исследование четырёх параметров [1]: сильные (strengths) и слабые (weaknesses) стороны предприятия, благоприятные возможности (opportunities) и угрозы (threats) рынка.

После выявления текущих факторов, проводится разработка стратегий организации, направленных на реализацию миссии. Определяется комплекс мероприятий по укреплению преимущества компании, исправлению слабых сторон и использованию возможностей для преодоления опасностей. Составляется матрица SWOT-анализа.

Проведём SWOT-анализ деятельности акционерного общества «Досчатинский завод медицинского оборудования» (см. таблица 1).

АО «ДЗМО» – российский представитель производства медицинских инструментов и оборудования для лечебно-профилактических учреждений городов и населённых пунктов Российской Федерации и стран СНГ. История предприятия начинается с 1936 года. Изначально завод производил четыре вида продукции, сегодня выпускает более 85 единиц продукции в 21 товарной группе: гинекологические кресла, акушерские кровати, тележки для перевозки больных и другие изделия медицинского назначения [4]. Предприятие не стоит на месте, а регулярно расширяет и дополняет ассортимент новыми моделями, оставаясь верным главному принципу: «Прочно, доступно, практично».

Таблица 1. Матрица SWOT-анализа предприятия.

 

Возможности:

Угрозы:

- получение государственной поддержки;

- использование новых технологий;

- стимулирование спроса посредством рекламы и маркетинговый мероприятий;

- расширение деловых связей с поставщиками;

- повышение качества продукции и услуг.

- перенасыщение рынка медицинского оборудования;

- нестабильная экономическая ситуация;

- возрастающее конкурентное давление;

- инфляция;

- угроза, сбоя поставок;

- изменение курса валюты.

Сильные стороны:

Укрепление позиции на существующем рынке и завоевании новых.

Уменьшение издержек за счёт более выгодных контрактов с поставщиками.

Внедрение нового оборудования.

Гибкая ценовая политика (предоставление количественной, временной и персональной скидок).

Рационализация производства и сбыта продукции.

- стабильная прибыль;

- хороший имидж;

- разумная ценовая политика;

- поставка продукции за границу;

- постоянное расширение линейки выпускаемых товаров.

Слабые стороны:

Новая маркетинговая политика по продвижению продукции и услуг.

Модернизация производства.

Повышение производительности труда.

Постоянное изучение и прогнозирование рынка продаж.

Развитие обратной связи с покупателями.

Продвижение товаров в сети Интернет.

- слабые маркетинговые способности и приток новых клиентов;

- низкий уровень применяемых технологий.

Сильные и слабые стороны предприятия, которые были обозначены в ходе проведенного анализа, дают возможность спланировать необходимые изменения. Слабые стороны предприятия необходимо по возможности минимизировать, опираясь на имеющиеся сильные стороны. Поддержка сильных сторон, усиление позиции на рынке, позволит не только улучшить имидж компании в будущем, но и увеличить количество потребителей, что также позволит увеличить потенциальную валовую прибыль в будущем. Кроме этого гибкая ценовая политика и постоянное изучение и прогнозирование рынка позволят избежать возникающих угроз и использовать все возможности, появляющиеся во внешнем окружении.

Таким образом, основной стратегией АО «ДЗМО» является усиление маркетинговой деятельности. С её развитием предприятие сможет не только разработать эффективную технологию продажи товара клиентам, но и завоевать лучшие позиции на рынке медицинского оборудования. Она также влечет за собой расширение рыночной доли, прибавление числа покупателей и увеличение продаж.

Ещё одной важной стратегией является внедрение новой технологии в производство. Это позволит предприятию улучшить качество продукции, снизить затраты и повысить уровень производительности труда. Кроме того, модернизация способствует укреплению конкурентоспособности и повышению коммерческой результативности.

В результате, на основании внешнего анализа организации, были разработаны соответствующие стратегии роста по совершенствованию работы предприятия, что в дальнейшем повлияет на рост эффективности управления в целом.

Список литературы

  1. Бгашев М. В. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – Саратов: Амирит, 2018 – 267с.
  2. Ловкова, Е. С. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. С. Ловкова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владими: Изд-во ВлГУ, 2020. – 173 с.
  3. Михалева, О.М. Стратегический менеджмент. Теория принятия стратегических решений / О.М. Михалева, И.А. Матюшкина. – Москва : LAP Lambert Academic Publishing RU, 2020. – 205 с.
  4. Официальный сайт АО «ДЗМО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dzmo.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: