УДК 332.1

Роль животноводства в жизнеобеспечении населения Республики Алтай

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Республики Алтай в рамках научного проекта № 20-49-040009 р_а

Торушев Эркем Геннадьевич – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института алтаистики им. С.С. Суразакова

Аннотация: В жизнеобеспечении населения Республики Алтай животноводство играет существенную роль. Так, в 2000-х гг. для многих лично подсобных и фермерских хозяйств региона животноводческая деятельность остается одним из основных источников продуктов питания и денежных доходов. Некоторые жители Горного Алтая заняты ремеслами и домашними промыслами связанные с пошивом традиционной одежды коренного населения, которая изготавливается из шкур и шерсти домашних животных. Экскременты сельскохозяйственных животных используют как органическое удобрение, так же из них в Кош-Агачском районе готовят топливо – кизяк.

Ключевые слова: Республика Алтай, мясо, молоко, традиционная одежда, навоз.

Республика Алтай (Горный Алтай) расположена в центре Азиатского континента, юге Западной Сибири. В жизнеобеспечении населения региона животноводство играет главенствующую роль. Так, на 01 января 2022 г. в Республики Алтай поголовье сельскохозяйственных животных во всех категориях хозяйств составило 396,0 тыс. условных голов, в том числе: 197,7 тыс. голов КРС (крупнорогатый скот); 349,7 тыс. голов овец и коз; около 100,1 тысяч голов лошадей [3; 6, с. 16, 19, 24]. Численность населения Республики Алтай на 01 января 2022 г. составила 221,6 тыс. человек [21]. Согласно Всероссийской переписи 2020 г. большую часть населения региона составляли русские – 50,4%, коренное население – 38,5%, казахи – 6,0% и др. [20].

Молочное скотоводство является одной из важнейших отраслей животноводства населения региона. В 2000-х гг. Республика Алтай занимает лидирующее место в Сибирском федеральном округе (СФО) по производству и потреблению молока на душу населения. Например, в 2018 г. регион был на первом месте 332 л. на душу населения, – при среднем по СФО 250 л. [22, с. 207]. В целом, у широких слоев населения Горного Алтая повседневной пищей являются молоко, сметана, творог, сливочное масло. Молоко входит как основной ингредиент во многие блюда, например в молочных супах и кашах.

Глубокие традиции употребления молочных продуктов у коренного населения Горного Алтая и у местных казахов. Например, в сегодняшние дни распространенным и любимым напитком у коренных жителей остается кисломолочный продукт – чеген/айрак. Из чеген/айрак готовят – аарчы (творожная масса). Из аарчи изготавливают кислый сыр – курут, который в основном коптят, в Кош-Агачском районе алтайцы-теленгиты и казахи кислый сыр (курт у казахов) сушат. Также готовят мягкий сыр, который коренное население называют – быштак. Путем перегонки на специальном традиционном аппарате шурум из чеген получают самогон – араки [8].

Из свежего кобыльего молока алтайцы и казахи готовят – кумыс. Напиток кумыс известен своим целебными свойствами. Например, фермер Ж.Б. Каранов в 2000-х гг. кумыс поставлял в Чемальский туберкулезный санаторий, а так же в Кош-Агачскую районную больницу для лечения туберкулеза [9].

В культуре алтайцев традиционные молочные продукты, такие как курут, быштак и арака относятся к почитаемой пище, которых используют для проведения обрядов: годового цикла, свадеб и т.д.

В 1990-х – 2000-х гг. население Республики Алтай в основном используют молоко коров в меньшем количестве кобыл. В 2020 г. в регионе было произведено 73,9 тыс. тонн молока, из которого 99,9 % составляет коровье молоко [4]. В 2000-х гг. некоторые хозяйства в Горном Алтае стали держать молочных породистых коз, часто это животные нубийской породы [23, с. 336].

Традиционно молочные продукты в суровых условиях Сибири обеспечивают жителей региона полноценными белками, незаменимыми аминокислотами, витаминами, микроэлементами и многими другими питательными веществами. Например, суточная потребность кальция на 75–80 % удовлетворяется за счет молочных продуктов. Веками молоко являлось незаменимой основой питания в детском возрасте, как людей, так и животных. В целом молочные продукты относятся к числу пищевых продуктов в значительной мере определяющих здоровье человека [1, с. 23].

В 2000-х гг. мясо остается основным продуктом питания населения Горного Алтая. Так, регион занимает лидирующую позицию среди субъектов Сибирского федерального округа по производству мяса. Например, за 2018 г. Республика Алтай был на первом место по производству мясной продукции на душу населения в Сибирском Федеральном округе, 204 кг. на душу населения, – при среднем по СФО 83 кг. [22, с. 207].

Население Горного Алтая основную заготовку мяса производят поздней осенью с наступлением стабильных холодов. В это время животные наиболее упитаны и люди начинают забой своих выращенных животных. После забоя мясо домашних животных замораживается и в таком состоянии хранится. Весь запас замороженного на зиму мяса коренное население, и казахи Горного Алтая называют – согум. Величина заготовленного мяса зависит от материального достатка и от количества членов семьи [24, с. 408].

В обычные дни мясо готовят по-разному: варят, жарят и тушат. В связи с тем, что у населения Республики Алтай мясо – эта основная и любимая пища, поэтому забитое животное используется полностью, обязательно употребляют и субпродукты. Коренное население и местные казахи из субпродуктов готовят кровяную колбасу – кан, дьоргом (жоргом – у казахов), казы и карта и т.д. Одними из самых распространенных блюд в регионе из субпродуктов относящейся к русской кухне является холодец (студень) и сальтисон. Эти блюда широко распространились среди коренного населения и казахов Горного Алтая [25, с. 34, 150–151, 287, 354-355; 16].

В целом мясо – эта богатая животным белком и жиром пища, помогает поддерживать жизнедеятельность организма человека в холодное время года в суровых условиях Горного Алтая (например, Кош-Агачский и Улаганский районы Республики Алтай был приравнен к региону крайнего севера). Так, современные исследователи отмечают, что для нормального функционирования организма коренное население Республики Алтай должны получать достаточное количество белковых продуктов – молока и мяса. Замена их на крупы, мучные продукты и сахар предрасполагает к развитию заболеваний, связанных с нерациональным питанием [25, с. 150].

На сегодняшние дни для многих хозяйств КРС и лошади – это источник денежных доходов, вырученных от сдачи скота коммерсантам «живым» весом. Например, в некоторых случаях скот сдают в августе месяце, что бы подготовить школьников и студентов к учебе. Так, в 2020-х гг. в среднем одна голова полуторагодовалой телочки или бычка стоила 25–30 тыс. руб. В связи с тем, что в 2000-х гг. в Республике Алтай предприниматели хорошо скупали лошадей (живым весом), поэтому многие хозяйства активно занимаются коневодством. Например, в 2020 г. в среднем за одну лошадь выручали 35-40 тыс. руб. Так же в местах, где развит туризм, местное население лошадей держат специально для конных прогулок туристам. Например, в 2021 г. в селах Иогач и Артыбаш Турачакского района (данные села находятся на берегу живописного Телецкого озера, где в этих местах очень развит туризм), одна лошадь в день приносила прибыль 2-3 тыс. руб. [2, с. 25-26].

В 1990-х – 2000-х гг. у некоторых хозяйств Республики Алтай в жизнеобеспечении большую роль играет птицеводство. Надо отметить, в птицеводстве населения Горного Алтая произошли существенные изменения. В хозяйствах почти не остается кур, гусей и уток местных пород. В наши дни в хозяйствах выращивают в основном инкубаторских птиц, которых выгоднее содержать, чем местных. Если это породы мясного направления, то они за сезон вырастают в разы крупнее местных. Если это яйценоские куры, то они больше несутся, и яйца крупнее, чем у местных несушек [23, с. 336].

В отдельных случаях некоторые лично-подсобные хозяйства разводят и перепелов. Так, в 2021 г. в селе Сейка Чойского района в хозяйстве семьи Изосимовых вместе с утками, гусями и курами выращивают и перепелов. Полученные от перепелок яйца хозяева употребляют сами, но со временем хотят их реализовывать за деньги [23, с. 336].

В сегодняшние дни продолжают оставаться востребованными традиционная одежда и предметы быта коренного населения Горного Алтая. Часто они имеют не утилитарное значение, а культурное, например, подчеркнуть свое этничность. Так, в 2000-х гг. традиционная шуба алтайцев и теленгитов в основном стала одеждой не повседневной, их заказывают для праздничного и ритуального ношения. Часто это красиво украшенная верхняя одежда. В связи, с чем в регионе есть целый слой населения, который занимается изготовлением этих предметов и вещей под заказ. Получая за свою работу деньги. Шубу – тон традиционно шьют из овечьих шкур. Крой шубы, как у мужчин, так и женщин одинаков, без талии, свободно расширяющийся книзу, с запахом слева направо так, что левая пола перекрывает правую полу и вырезана ступенчато. Женские шубы отличаются от мужских более длинными полами. Эти шубы стоят от 30000 до 80000 рублей [12; 13; 14].

Также мастера изготавливают и традиционную обувь из кожи крупнорогатого скота с войлочными чулками – башпак одук. Из овчины или козьих шкур продолжают шить – дьуркан (изделие, сшитое из обработанных шкур животных, в основное для отдыха, им можно накрыться как одеялом или завернутся и спать). Стоимость такого изделия 15000 руб. если покупать у самого мастера, на ярмарке стоимость достигает 35000 руб. [25, с. 167].

С древних времен в Горном Алтае изготавливали войлок, и эта традиция не утерялась в наши дни. Современные мастера из войлока воспроизводят различные традиционные вещи: ковры, циновки, одежду обувь и т.д. [18]. Из войлока казахи Кош-Агачского района продолжают изготовлять традиционные ковры сырмак и тускииз. Эти ковры входят в обязательный комплект приданого казахской невесты [7; 11].

В с. Новый-Белтир Кош-Агачского из шерсти яка вяжут носкиук, они пользуются спросом у чабанов, охотников, в них ноги не потеют. В 2023 г. пара таких носков стоила около 2 тыс. руб. [12; 13].

Так же население Горного Алтая продолжает из шерсти овец и коз получать пряжу. Затем из пряжи вяжут носки, рукавицу, перчатку, свитера, джемпера и т.д. [17].

Население Кош-Агачского аймака, самого высокогорного и холодного района Республики Алтай, для отопления своего жилища и приготовления пищи используют кизяк. Летом в качестве топлива используют кизяк КРС и мелко-рогатого скота. Зимой печи топят кизяком мелко-рогатого скота. Сильный жар дает кизяк мелко-рогатого скота, который был получен из летних экскрементов животных (алтайцы-теленгиты такой кизяк называют кара отёкчерный навоз). При горении этот кизяк выделяет сильный жар, не уступающий каменному углю. Часто такой кизяк (кара отёк) продают, например в 2020 г. машина ГАЗ-53 этого топлива в. с. Кокоря Кош-Агачского района стоила 4 тыс. руб., а в 2022 г. стоила около 5 тыс. руб. [5; 10].

В Республике Алтай самое широкое применение навоза в огородничестве и садоводстве, как биотопливо и органическое удобрение. Так, в г. Горно-Алтайске в мае месяце, когда начинаются весенние работы в огородах, население активно начинают закупать навоз. Природно-климатические условия Горного Алтая вынуждают огородников рассады теплолюбивых культур, таких как томаты, перцы, огурцы и др. в нестабильный весенне-летний период растить в парниках и теплицах с навозом. В парниках и теплицах навоз разлагается и дает тепло. Тепло от этого биотоплива способствует быстрому развитию культурных растений, если ударят заморозки, то предохраняют их от отрицательных температур. Перепревший навоз – перегной используют как эффективное удобрение. Перегной стоит дороже, чем навоз, так, весной 2023 г. машина ГАЗ–53 навоза в г. Горно-Алтайске стоила 3,5 тыс. руб., а перегной 6 тыс. руб. Продают также мешками, так, мешок навоза стоил 200 руб., перепревший 250 руб. [19].

Таким образом, животноводство играет существенную роль в жизни населения Республики Алтай, выполняя множество различных функций. И одной из главных – это производство продуктов питания мяса и молока.

В 2000-х гг. для многих хозяйств Республики Алтай животноводческая деятельность остается одним из основных источников денежных доходов. Например, от реализации скота в живом весе. Также жители региона заняты различными ремеслами и домашними промыслами, большинство из которых связаны с обработкой продуктов животноводства. В местах, где развит туризм, многие хозяйства держат лошадей для конных прогулок туристов.

Экскременты сельскохозяйственных животных население Горного Алтая используют в огородничестве и садоводстве как органическое удобрение и биотопливо. Также из навоза в Кош-Агачском районе изготавливают топливо – кизяк.

Список литературы

  1. Гассан М.Д. Молоко и молочные продукты. – URL https://cyberleninka.ru/article/n/moloko-i-molochnye-produkty/viewer.
  2. Енчинов Э.В., Торушев Э.Г. Животноводство в домашних хозяйствах населения низкогорья Республики Алтай // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. 2021. – № 8. – С. 23-28.
  3. Животноводство. – URL: https://altai-republic.ru/apk-respubliki-altay/zhivotnovodstvo.php (дата обращения: 20.08.2023).
  4. Международный «День молока»: Республика Алтай на молочной карте Сибири. – URL: https://zvezdaaltaya.ru/2021/05/.
  5. НА НИИА. МНЭ (Научный архив Научно-исследовательского института алтаистики им. С. С. Суразакова. Материалы научной экспедиции). Дело (Д.) № 197. [Дилеков М.М. 1971 г.р.].
  6. НА НИИА. МНЭ. Д. 216. Основные показатели сельскохозяйственного производства Республики Алтай в разрезе муниципальных образований и категории хозяйств: Бюл./Управление федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республики Алтай. – Горно-Алтайск, 2022. – 30 с.
  7. НА НИИА. МНЭ. Д. № 248. [Аккожанова Е.С. 1960 г. р.].
  8. НА НИИА. МНЭ. Д. № 248. [Баданова Ч.М. 1968 г. р.].
  9. НА НИИА. МНЭ. Д. № 248. [Каранов Ж.Б.1970 г. р.].
  10. НА НИИА. МНЭ. Д. № 248. [Мундусов В.Э. 1965 г. р.]
  11. НА НИИА. МНЭ. Д. № 248. [Самажанова Г.А. 1981 г.р.].
  12. НА НИИА. МНЭ. Д. № 248. [Тадырова О.Н. 1979 г.р.].
  13. НА НИИА. МНЭ. Д. № 248. [Уханова А.А.1980 г. р.].
  14. НА НИИА. МНЭ. Д. № 248. [Уханова Н.И. 1956 г.р.].
  15. НА НИИА. МНЭ. Д. № 249. [Казанцев И.В. 1980 г. р.].
  16. НА НИИА. МНЭ. Д. № 249. [Казанцева Н.В. 1982 г. р.].
  17. НА НИИА. МНЭ. Д. № 249. [Шмальц Н.А. 1955 г.р.].
  18. НА НИИА. МНЭ. Д. № 253. [Бултушева Э. И. 1975 г.р.].
  19. Навоз, перегной, чернозем, самосвал. – URL: https://www.avito.ru/gorno-altaysk/rasteniya/peregnoy_navoz_pesok_zemlya_1888856746 (дата обращения: 18.09.2023).
  20. Национальный состав населения по городскому округу, муниципальным районам Республики Алтай. – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser (дата обращения: 18.09.2023).
  21. Республика Алтай https://www.pnp.ru/regions/respublika-altay/
  22. Республика Алтай: через века в будущее / Правительство Республики Алтай; главный редактор Н.В. Екеев; редакционная коллегия Н.П. Антрадонова [и др.]. – Белгород: КОНСТАНТА, 2021. – 228 с.: ил., цв. ил.
  23. Торушев Э.Г. Адаптация систем животноводства низкогорья Республики Алтай к новым экономическим реалиям начала XXI в. // Мир Центральной Азии – V: сб. науч. ст. / науч. ред. А. П. Деревянко, Б. В. Базаров, ред. колле[1]гия М. Н. Балдано [и др.]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [и др.]. – Новосибирск: СО РАН, 2022. – C. 335-337.
  24. Тюркские народы Сибири / Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Ма[1]клая РАН; Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН; отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Томилов. – М: Наука, 2006. – 678 c.
  25. Этнографический атлас Республики Алтай / Редколлегия: Н.В. Екеев (отв. ред.), Э.В. Енчинов (науч. ред.), Г.Б. Эшматова, А.П. Чемчиева; НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова. – Горно-Алайск, 2022. – 462 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: