УДК 33

Инструменты поддержания ментального здоровья сотрудников

Яловенко Екатерина Юрьевна – бакалавр политологии Южно-Уральского государственного университета

Аннотация: В статье обсуждается тема ментального здоровья и благополучия сотрудников, которая стала особенно актуальна в период пандемии и после нее.  Рассматриваются инструменты улучшения ментального здоровья и благополучия сотрудников, которые выделил в своем исследовании институт Gallup. Рекомендации института Gallup уже применяет в своей работе ряд компаний, в статье отражен опыт некоторых российских и зарубежных компаний, с примерами практик и результатов их внедрения. Благодаря комплексному подходу к работе с сотрудниками и улучшению корпоративной культуры, компаниям удалось усилить бренд работодателя, уменьшить текучесть кадров и как следствие обеспечить стабильный рост финансовых показателей. В статье сделаны выводы о важности заботы о сотрудниках, как о ключевом ресурсе компании.

Ключевые слова: кадровый потенциал, ментальное здоровье сотрудников, выгорание, компания.

WHO изменила определение выгорания на синдром хронического стресса, с которым не удалось справиться. В 2019 WHO включила выгорание в Международную классификацию заболеваний, определяя его как профессиональное явление, а не медицинское [1]. Выгорание стало еще большей проблемой в период и после пандемии, сотрудники были оставлены наедине с собой во время локдауна, удаленная работа добавила в среднем 8,5 часов переработок в неделю, сокращения и неуверенность в будущем усилили стресс, связанный с работой [2]. Приложения для медитации, абонементы в спортзалы являются скорее временной помощью в этой ситуации, так как нужно менять корпоративную культуру компаний. Стало небезопасно признаваться в своей усталости и выгорании, ненормально не рассчитать свои ресурсы. Уровень выгорания в мире достиг рекорда - более 40% людей работающих за компьютером чувствуют выгорание на работе [3]. Компаниям, стремящимся достигать роста финансовых показателей, и ставящим перед собой амбициозные цели, стоит также ставить благополучие своих сотрудников как одну из ключевых целей. Вклад в развитие человеческого капитала может позволить компаниям достигать устойчивого развития и укрепления бренда работодателя, что стало наиболее актуально в период нехватки квалифицированных сотрудников и борьбы за кадры.

Распространено мнение, что благополучие (англ. well being) относится только к физическому здоровью, однако, любое определение благополучия должно включать гораздо большее. Well being включает ключевые компоненты качественной жизни, Gallup выделил 5 главных составляющих: карьера, окружение, финансы, здоровье, общество [4]. Традиционно качество жизни измерялось с помощью таких показателей как валовый внутренний продукт или доход семьи. Эти показатели все еще важны, однако они не отражают качество жизни отдельно взятого человека. Для того, чтобы увидеть полную картину, Gallup использует много показателей, таких как Индекс позитивных эмоций и Индекс Негативных эмоций, которые позволяют отследить ежедневный опыт людей. По мнению Gallup, работодатели и менеджеры могу взять на заметку несколько инструментов для работы над благополучием своих сотрудников: помочь сотрудникам выделить свои сильные стороны, уволить абьюзивных менеджеров, обучать менеджеров коучингу для дальнейшей работы с сотрудниками, обсуждать ментальное здоровье с сотрудниками наравне с развитием карьеры. Основой для улучшения ментального здоровья среди сотрудников является работа с вовлеченностью сотрудников. Gallup отслеживал 10000 случайно выбранных сотрудников в США на протяжении 6 месяцев, те, которые были отмечены как вовлеченные в феврале 2022, в 5 раз чаще сообщали позже, что их работа оказала «чрезвычайно позитивное влияние» на их психическое здоровье за предыдущие 6 месяцев, чем все остальные сотрудники. Те, кто были отнесены к категории активно не вовлеченных, в свою очередь, также более чем в 6 раз чаще сообщали о том, что их работа оказала “крайне негативное влияние” на их психическое здоровье в течение предыдущих шести месяцев, чем остальные сотрудники [4].

Помимо работы с вовлеченностью, Gallup решил выделить самые заметные аспекты работы влияющие на ментальное здоровье. Около 50 показателей было проанализировано, чтобы выделить самые распространенные и наиболее эффективные действия, которые оказывают положительное влияние на ментальное здоровье сотрудников. В каждом случае, сотрудники, которые были согласны с этими пятью утверждениями, как минимум в 7 раз чаще отмечали, что их работа оказывает чрезвычайно положительное влияние на их ментальное здоровье в последние полгода, в результате чего эти утверждения стали пятью столпами ментального здоровья.

  1. Организация демонстрирует стремление развивать сильные стороны каждого сотрудника и помогать каждому ежедневно делать то, что он умеет лучше всего.
  2. Крайне важно уважать природные способности каждого сотрудника и прилагать все усилия, чтобы он или она проводили как можно больше времени делая то, что является их талантом. Использование сильных сторон является основным оптимизатором производительности, и работодатели, которые уделяют этому приоритетное внимание, получают дополнительную выгоду от значительного положительного воздействия на ментальное здоровье своих сотрудников.
  3. Управление сотрудниками происходит таким образом, который мотивирует их на выдающуюся работу.

Выполнение выдающейся работы добавляет ощущение признания, цели и ценности. Мотивация к этому служит мощным стимулом ментального здоровья на рабочем месте и одновременно создает культуру высокой производительности и достижений.

  1. Сотрудники верят, что их организация искренне заботится об их общем благополучии.

Среди многих доказанных стратегий для позитивного влияния на благополучие на работе, на этот важный фактор улучшения ментального здоровья сильно влияют: обеспечение доступа к свежим фруктами и овощам на работе, предоставление ресурсов, которые помогут сотрудникам управлять своими финансами, поощрение сотрудников делиться своими идеями для улучшения благополучия на рабочем месте, и вовлечение членов семьи в программы и мероприятия связанные с благополучием.

  1. Сотрудники доверяют руководству своей организации.

С практической точки зрения, на этот столп сильнее всего влияет то, на сколько эффективно руководство озвучивает текущую дорожную карту, показывающую как оно планирует вести организацию через возникающие проблемы на рынке. Чем успешнее и прозрачнее эта коммуникация, тем большее доверие она вызывает среди сотрудников и тем сильнее последующее воздействие на ментальное здоровье.

  1. Сотрудники ощущают принадлежность к корпоративной культуре.

Сотрудники, чьи руководители помогают им ощущать себя как часть целей организации и которые помогают им видеть, как их индивидуальные цели связаны с целями организации, имеют значительно лучшие показатели ментального здоровья.

Рассмотрим опыт некоторых компаний, которые уже следуют рекомендациям института Gallup. В Microsoft сотрудники делятся своими историями о ментальном здоровье, и это происходит естественным образом, а не в рамках специальной программы. По словам Сон Келлен: «Мы не спрашивали, но так случилось, что многие из наших лидеров активизировались и начали рассказывать свои истории, свои личные проблемы или те, свидетелями которых они были». В компании также есть инициатива в области ментального здоровья – Microsoft Cares, в ходе которой возможно ходить на личные, онлайн и телефонные консультации, а также группы поддержки и семинары для всех сотрудников [5]. Компания Pinterest является новатором во всем, что касается благополучия своих сотрудников. В 2020 было создано внутреннее сообщество – «Pinside Out», где начали проводиться мероприятия и форумы посвященные ментальному здоровью на рабочем месте. В сообщество были приглашены специальные спикеры: медицинские работники, эксперты, внешние докладчики для обсуждения разнообразных тем, таких как проведение отпуска всей семьей, и забота о своем ментальном здоровье. Сами сотрудники также приняли участие в этой инициативе, предлагая свой опыт другим с помощью онлайн встреч, например, занятий по медитации. Для поддержки физических, финансовых, социальных и эмоциональных потребностей своих сотрудников, компания Ernst & Young внедрила программу «Better You», благодаря которой сотрудники получили бесплатные ресурсы помогающие им найти баланс и полноценно участвовать в работе и жизни. В программу входит до 25 психологических консультаций для сотрудников и членов их семей, тренинги по осознанности и сессии медитаций. Также компания покрывает расходы на инструменты онлайн-поддержки которые помогают сотрудникам справляться со стрессом, и обучение помогающие распознать симптомы проблем с ментальным здоровьем в своем окружении. В компании Unilever есть несколько способов работы с улучшением ментального здоровья сотрудников. Благодаря внедрению очных семинаров по осознанности и обучению менеджеров базовым вопросам ментального здоровья в компании была создана культура, где сотрудники не ощущают стигму и знают к кому могут обратиться за помощью, если это необходимо. Более того, в компании есть свое мобильное приложение, предоставляющее сотрудникам медицинскую информацию и неотложную помощь в любое время. Директор по обучению Unilever Тим Манден убежден, что для высокой производительности компании, необходимы счастливые и здоровые сотрудники [6].

В российском коммуникационном агентстве Setters внедрили корпоративную программу психологической поддержки совместе с YouTalk (онлайн-сервис психологической помощи). Благодаря этому сервису каждый желающий сотрудник смог подобрать себе специалиста исходя из запросов, и сохранить конфиденциальность. Компания начала с пробного полугодового периода, после которого, в ходе опроса сотрудники отметили, что смогли проработать личные проблемы, а также повысили уровень своей уверенности, что благоприятно сказалось на отношениях в командах [7]. Компания Beeline для увеличения вовлеченности и удовлетворенности сотрудников работой, создала мобильное приложение для занятий спортом BeeSport. В приложении есть беговой клуб, занятия фитнесом, обучающие занятия по здоровому образу жизни. Занятия и лекции проводят сертифицированные тренера, а также для всех программ продуманы тренировки для разного уровня подготовленности. В Skyeng – 90% сотрудников работает удаленно. Для того, чтобы поддержать сотрудников и разбавить рутину, а также для построения сплоченной команды, в компании

был организован Bootcamp. В компании назвали это детским лагерем для взрослых, где можно наполниться позитивными эмоциями и получить новый опыт. В программе лагеря были йога, конкурсы, а также свечка как в настоящем лагере. Среди активностей были также арт-терапия, медитация с чащами, танцевальные мастер-классы и сессии с коучем. В планах компании регулярно организовывать подобные мероприятия, подстраивая темы под актуальные в тот или иной момент [6].

В настоящее время программы по заботе о ментальном благополучии сотрудников находятся в активной стадии внедрения и развития. Самыми популярными инструментами заботы о благополучии сотрудников все еще являются предоставление подписок для приложений с медитациями, корпоративные программы занятий спортом, а также сессии с психологами и коучами. Для многих компаний это первые шаги в сторону улучшения корпоративной культуры. В будущем, опираясь на исследования института Gallup, и руководствуясь всеми пятью столпами ментального здоровья, компании смогут всесторонне улучшить жизнь сотрудников во всех аспектах работы. Компании уделяющие пристальное внимание благополучию своих сотрудников, демонстрируют стабильный рост финансовых показателей, уменьшение оттока кадров, а также процветание бренда работодателя.

Список литературы

  1. Выгорание как «профессиональный феномен»: Международная классификация болезней URL: https://www.who.int/news/item/28-05-2019-burn-out-an-occupational-phenomenon-international-classification-of-diseases (дата обращения 20.09.2023 г.).
  2. Возможно ли покончить с выгоранием? URL: https://www.bbc.com/worklife/article/20230309-is-it-impossible-to-end-burnout (дата обращения 03.10.2023 г.).
  3. Уровень выгорания офисный работников в мире достиг рекорда URL: https://www.rbc.ru/society/16/02/2023/63edb8879a7947c82e8a0cad (дата обращения 01.10.2023 г.).
  4. Благополучие сотрудников начинается на работе URL: https://www.gallup.com/workplace/394871/employee-wellbeing-starts-work.aspx (дата обращения 01.10.2023 г.).
  5. Заугольников С.А. Разработка и апробирование методики измерения вовлеченности сотрудников организации / С. А. Заугольников // Известия Регионального финансово-экономического института. – 2015. – No 3(9). – С. 9.                                                               
  6. Результаты исследования международной компании «Deloitte» Социально ответственный бизнес в новой реальности: от стратегии выживания к процветанию URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/human-capital/russian/hct2021-ru.pdf (дата обращения 20.09.2023 г.).
  7. Как мы внедряли психотерапию в компании: кейс Setters x YouTalk URL: https://vc.ru/hr/272669-kak-my-vnedryali-psihoterapiyu-v-kompanii-keys-setters-x-youtalk (дата обращения 01.10.2023 г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими: