УДК 676.012.43

Управление качеством продукции мукомольных предприятий на примере Самарского мукомольного завода

Андрюхина Татьяна Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент Самарского государственного технического университета

Сафонов Сергей Павлович – студент Самарского государственного технического университета

Аннотация: Рассмотрена система стандартизации и управления качеством предприятия мукомольной промышленности Самарского мукомольного завода, входящего в состав хлебопродуктового комплекса и обеспечивающее продовольственную безопасность страны в условиях импортозамещения. Система оценки качества должна быть использована для определения его уровня на стадиях производственного процесса. Методы оценки качества адаптированы к отраслевой специфике предприятий. На результативность их деятельности существенное влияние оказывает управление технологическим процессом и использование потенциала технического уровня производства.

Ключевые слова: управление, качество, метрология, мукомольные предприятия, продукция.

В рамках данного исследования были изучены различные литературные источники и современные практики предпринимательства по вопросу того, что такое управление качеством (далее – УК). Так, управление качеством носит комплексный и системный характер, поскольку оно направлено на обеспечение качества сырья, организацию различных технологических процессов, а помимо этого и наличие у персонала соответствующего уровня квалификации. Для каждого предприятия проблема УК, как одного из показателей конкурентоспособности, приобретает особенное и важное значение. Это обуславливается тем аспектом, что используемые на производстве технологии и техническое состояние используемого оборудования, на предприятиях нашей страны, в большинстве своем, находится на более низком уровне, в сравнении с развитыми странами.

Как показал анализ, основной задачей стандартизации и обеспечения качества продукции Самарского мукомольного завода является обеспечение жителей Самары и области высококачественной мукой, макаронными, хлебобулочными и кондитерскими изделиями. Самарский мукомольный завод перерабатывает до трехста тонн зерна в сутки. Предприятие полностью обеспечивает население высококачественной мукой по ГОСТ 26574 [1].

В Самарском мукомольном заводе действующая система менеджмента (далее – СМ) качества и безопасности выпускаемой предприятием продукции является сертифицированной, согласно требованиям, указанным в таких международных стандартах, как ISO 9001, ISO 22000 [2, 3].

С 2014 г. мукомольное производство, а помимо этого и производство термообработанной муки сертифицированы в полном соответствии с требованиями стандарта FSSC 22000. Ежегодно производственные площадки предприятия проходят надзорные аудиты сертифицирующей организации.

Следует подчеркнуть, что СМ Самарского мукомольного завода обеспечивает предоставление услуг по выработке муки и её поставке согласно требованиям потребителей.

Управление документацией СМ качества на действующих предприятиях реализуется согласно положениям П-01-158 [4].

В положении формируется соответствующий ряд документации СМ различного уровня, процессов, а помимо этого и структурных подразделений. Порядок формирования и последующего поддержания перечня документации СМ, а помимо этого внесение изменений в документацию СМ качества и их одобрение отображено на рисунке 1.

image001

Рисунок 1. Схема управления документацией системы качества.

Высшее руководство Самарского мукомольного завода несет полную ответственность за разработку, согласование и последующее утверждение документов по качеству и вносимых в них изменений. Стоит отметить, что обеспечение контроля за правильным использованием Руководства по качеству, а помимо этого и его полного соответствия требованиям ISO 9001 также возложено на высшее руководство исследуемого предприятия.

Результативность - это результат умелого управления, благодаря которому достигается вовлеченность персонала в улучшение качества, как выпускаемой продукции, так и работы предприятия. Руководство предприятия четко соблюдает данную схему.     Помогает им в этом:

  • информирования персонала организации о важности соответствия требованиям потребителя, а помимо этого требованиям, закрепленным в нормативных актах;
  • установления политики в области качества;
  • обеспечение установления целей в области качества;
  • проведение руководством периодических анализов и проверок;
  • обеспечения наличия всех необходимых ресурсов.

В области метрологического обеспечения производства подразделений, входящих в состав Самарского мукомольного завода ООО «Доверие» проводится единая техническая политика, повышение качества ведения учетных операций в процессе выработки муки, происходит модернизация метрологических лабораторий под новые средства автоматизации. 

Основными целями предприятия в сфере УК являются:

  • обеспечение контроля точности заданных режимов всех технологических процессов;
  • учет и рациональное использование измерительных средств;
  • обеспечение контроля за выполнением и соблюдением всех метрологических требований в процессе разработки, изготовления, а помимо этого и проводимых испытаний контролируемой продукции;
  • проведение на постоянной основе анализа и оценки метрологического обеспечения, как разработанных, так и произведенных образцов продукции.

Предприятие, учитывая действующие требования ГОСТ, осуществляет деятельность по решению вопроса о несоответствующей качеству выпускаемой продукции посредством следующих основных способов:

  • реализует действия для устранения выявленного несоответствия;
  • предпринимает определенные действия, которые являются адекватных ущербу, в том числе и потенциальному, если несоответствующий разработанный продукт будет выявлен после поставки или во время того, когда его непосредственное использование потребителями началось.

Когда несоответствующая требованиям качества продукции исправлена, она в обязательном порядке подлежит повторной проверке для подтверждения того, что она соответствует всем действующим требованиям [1].

Следует подчеркнуть, что соответствующие записи о характере выявленных несоответствий и последующих предпринятых действиях, в обязательном порядке должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Схема алгоритма управления несоответствующей продукцией приведена на рисунке 2.

image002

Рисунок 2. Схема алгоритма управления несоответствующей продукцией.

Подчеркивается, что корректирующие мероприятия предпринимаются для того, чтобы устранить все существующие причины несоответствия с целью недопущения повторных случаев их возникновения.

Объектом корректирующих мероприятий может быть документация, параметры или условия реализации производственного процесса, средства технологического оснащения, процедуры системы менеджмента, качество ресурсов, другие производственные факторы, которые стали причиной несоответствий.

Инициирование процедуры корректирующих действий определяется поступлением владельцу процесса следующей информации:

  • обоснованные жалобы со стороны потребителей;
  • записи о несоответствии продукции качеству;
  • отчеты о проведенных аудитах;
  • выходные данные проведенного анализа СМ качества;
  • итоговые результаты оценки удовлетворённости продукцией потребителями;
  • итоговые результаты наблюдений сотрудниками предприятия.

Меры предупреждающего действия предпринимают для того, чтобы устранить причины потенциальных несоответствий с целью предупреждения их возможного появления.

Объектом подобных мер, может быть документация, параметры или условия реализации производственного процесса, средства технологического оснащения, процедуры СМ качества, качество ресурсов, другие производственные факторы, которые могут стать причиной несоответствий или потерь.

Порядок разработки, контроля выполнения, а помимо этого проведение анализа предпринятых предупреждающих действий и распределение полномочий и ответственности в данной процедуре определены и закреплены в таком документе, как СТО-01-223 [5].

Отдел главного метролога (далее – Отдел) представляет собой самостоятельное структурное подразделение предприятия ООО «Доверие», которое относится к основным техническим службам и при этом подчиняется главному инженеру. Стоит отметить, что рассматриваемый отдел при выполнении своей непосредственной деятельности руководствуется уставом предприятия, стандартами, нормами законодательства страны, а помимо этого указаниями и соответствующими инструкциями, утвержденными вышестоящими организациями. Деятельность, направленная на обеспечение единства измерений считается основным видом работы данного отдела.

Объектами управления Отдела выступают абсолютно все подразделения, числящиеся на предприятии, в том числе организация и поверка средств измерения.

Детальность рассматриваемого Отдела направлена на соответствующее обеспечение единства и точности измерений, организацию учета всех измерительных средств. Отдел реализует свою деятельность, основываясь на нормативных документах, утвержденных высшим руководством предприятия.

Организационная структура и штатное расписание Отдела разрабатывается главным метрологом, а после согласуется с главным инженером предприятия. Организационная структура Отдела представлена на рисунке 3.

image003

Рисунок 3. Структура отдела главного метролога.

Отдел осуществляет свою деятельность при взаимодействии с подразделениями в области стандартизации, надежности и качества продукции. Помимо этого данным отделом реализуется методическое руководство и обеспечивается соответствующий инспекционный контроль деятельности, как метрологических служб, так и отдельных структурных единиц. 

Основными задачами метрологической службы на предприятии являются:

  • обеспечение единства и требуемой точности измерений, испытаний и контроля;
  • обеспечение единства и требуемой точности измерений;
  • контроль точности заданных режимов технологических процессов;
  • учет и рациональное использование средств измерений.

Таким образом, рассмотренные вопросы предоставили возможность выявить все основные аспекты УК продукции, а помимо этого определить методический подход к проведению оценки менеджмента качества мукомольного предприятия.

Список литературы

  1. ГОСТ 26574-2017 Мука пшеничная хлебопекарная. Технические условия. https://internet-law.ru/gosts/gost/65490.
  2. ISO 9001:2015 Система менеджмента качества. Требования. https://ntp-ts.ru/upload/iblock/b0d/standart-iso-9001_2015.pdf.
  3. ISO 22000:2018 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции. https://ntp-ts.ru/upload/iblock/b0d/standart-iso-22000_2018.pdf.
  4. П-01-158-2013 Интегрированная система менеджмента. Управление документацией и записями. https://samara-tr.gazprom.ru/d/textpage/8e/142/p-01-388-2013.pdf.
  5. СТО-01-223-2013 Корректирующие и предупреждающие действия. http://niipfp.bsu.by/docs/STPD_8.5.2-01-2013.pdf.

Интересная статья? Поделись ей с другими: