УДК 332.12

Анализ и оценка проблемных аспектов инвестиционного развития региона

Севостьянов Дмитрий Сергеевич – аспирант Воронежский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Научный руководитель Брянцева Лариса Викторовна – доктор экономических наук, профессор кафедры Управления социально-экономическими системами и бизнес-процессами Воронежского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Аннотация: В статье приводится анализ актуальных проблем и перспектив развития региональных инвестиций. Современное развитие Российской Федерации и её регионов обусловлено непредсказуемостью появления и последующего поведения различных процессов и факторов, влияющих на такие основные сферы жизнедеятельности общества, как демография, здравоохранение, образование, социальное обеспечение, создание экономических благ, государственное и муниципальное управление, экология. Пандемия новой коронавирусной инфекции и постоянная мутация ее штаммов, глобальная напряженность и международные конфликты, иностранные санкции в отношении российского государства, цифровизация общества, переход на «зеленые стандарты» производства и потребления – все это и многое другое кардинальным образом меняет цели, задачи и структуру экономических отношений в наши дни.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, регион, вектор развития.

Одним из способов минимизации неопределенности и риска, а также предотвращения деструктивного влияния различных трендов на национальную экономику является стратегическое планирование, а точнее его разнообразные инструменты. Стратегическое планирование осуществляется на корпоративном уровне, на уровне всего государства, регионов и муниципалитетов. Государственная система стратегического планирования осуществляется в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования посредством разработки соответствующих документов. В этих документах фиксируются приоритетные направления, цели и задачи развития отраслей государственного управления, а также время и ресурсы, необходимые для достижения целевых показателей.

Стоит отметить, что национальная экономика давно переходит на инновационный тип развития и привлечения инвестиций. Инвестиции в современной экономике – это двигатель прогресса, условие повышения качества жизни, возможность модернизации и расширения производства, создание новых товаров и услуг. Инвестиции влияют на отраслевую структуру валового внутреннего и валового регионального продуктов, поэтому государственному аппарату важно разрабатывать документы стратегического планирования в сфере инвестиционного развития. Особенно это актуально для российских регионов, которые традиционно сильно дифференцированы по своему социально-экономическому развитию.

Одним из российских регионов является Тверская область. Это субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа, расположенный в северо-западе от Московской области. По состоянию на 1 января 2021 г. в Тверской области проживает 1 245 619 человек. Начиная с 1990 г. население Тверской области неуклонно сокращается, наблюдается непрерывная естественная убыль населения. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Тверской области за 2020 г. составила 69,76 лет. Это самое низкое значение среди регионов Центрального федерального округа. По итогам 2020 г. сумма инвестиций в основной капитал Тверской области (по данным Росстата) составила около 78 млрд руб. За этот же год индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 82,7 % к уровню 2019 г.

По индексу физического объема инвестиций в основной капитал по итогам 2020 г. среди регионов Центрального федерального округа Тверская область заняла 17 место (в 2019 г. – 18 место), в целом по России – 76 место (в 2019 г. – 80 место). К сожалению, это один из худших показателей среди регионов Центрального федерального округа и по Российской Федерации в целом. В связи с этим Правительству Тверской области и региональным органам исполнительной власти необходимо уделить особое внимание стратегическому планированию инвестиционного развития Тверской области для повышения качества жизни населения области и достижения экономического роста региона.

Нормативно-правовое регулирование стратегического планирования инвестиционного развития Тверской области основывается на положениях федеральных и региональных нормативных правовых актов – Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [1] и Федеральном законе от 28.06.2014 № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2]. Ключевыми региональными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы стратегического планирования и инвестиционной деятельности в Тверской области, являются Устав Тверской области [3], Закон Тверской области от 15.07.2015 № 66-ЗО «О стратегическом планировании в Тверской области» [5], Закон Тверской области от 06.06.2008 № 67-ЗО «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области» [4] и иные законы Тверской области.

Организационную (управленческую) структуру стратегического планирования инвестиционного развития Тверской области формируют такие органы власти, как Законодательное Собрание Тверской области –орган законодательной (представительной) власти Тверской области, Губернатор Тверской области – высшее должностное лицо региона, возглавляемое им Правительство Тверской области – высший орган исполнительной власти региона, региональные органы исполнительной власти, Контрольно-счетная палата Тверской области. Участниками регионального стратегического планирования могут быть и иные органы и организации, если это предусмотрено законодательством.

На сегодняшний день Тверская область занимает невысокое положение в рейтингах инвестиционной привлекательности. Инвестиционный потенциал региона ниже среднего при наличии умеренного инвестиционного риска. Тверская область при всем имеющемся у нее промышленном потенциале, выгодном транспортном положении, прекрасном природном, рекреационном, образовательном, духовном и историко-культурном потенциале находится в аутсайдерах регионов центральной России практически по всем позициям.

Приоритетными объектами инвестиционной деятельности в Тверской области должны являться высокотехнологичные отрасли промышленности, сельское и лесное хозяйство, в т.ч. деревопереработка, туризм и рекреация, государственная поддержка стартапов малого и среднего бизнеса.

Стратегическое планирование является необходимым инструментом для минимизации неопределенности и риска, а также предотвращения деструктивного влияния трендов на экономику страны. Оно осуществляется на разных уровнях, включая корпоративный, государственный, региональный и муниципальный. В контексте российских регионов, таких как Тверская область, стратегическое планирование имеет особую важность, особенно в сфере инвестиционного развития. Инвестиции являются важным фактором для прогресса экономики, улучшения качества жизни, модернизации и расширения производства. Однако Тверская область имеет некоторые проблемы в этой области. Население области продолжает сокращаться, а ожидаемая продолжительность жизни занимает самое низкое значение среди регионов Центрального федерального округа. Кроме того, показатели инвестиций также не являются лидирующими. Для решения этих проблем Правительству Тверской области необходимо уделить особое внимание стратегическому планированию инвестиционного развития. Нормативно-правовое регулирование стратегического планирования в области основывается на федеральных и региональных законах, включая Закон Тверской области о стратегическом планировании и о государственной поддержке инвестиционной деятельности. Развитие инвестиционной деятельности и стратегическое планирование в Тверской области имеют потенциал для повышения качества жизни и экономического роста региона. Органам исполнительной власти необходимо активно использовать все инструменты для достижения следующих приоритетных целей инвестиционной политики: улучшение социальной сферы Тверской области для повышения качества жизни населения региона; сохранение и приумножение инвестиций в основной капитал Тверской области; поддержка сельхозпроизводителей Тверской области и создание особых экономических территорий (агропарков) для привлечения инвестиций в сельское хозяйство области; расширение сфер применения кластерного подхода [6]; совершенствование форм и методов региональной государственной поддержки малого и среднего бизнеса; развитие туристско-рекреационного потенциала Тверской области.

Список  литературы

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 9. Ст. 1096.
  2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.
  3. Устав Тверской области (принят постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 05.11.1996 № 436 «Об Уставе Тверской области») // Тверские ведомости. 1998. № 98.
  4. Закон Тверской области от 06.06.2008 № 67-ЗО «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области» // Тверские ведомости. 2008. № 24.
  5. Закон Тверской области от 15.07.2015 № 66-ЗО «О стратегическом планировании в Тверской области» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.09.2023.
  6. Брянцева Л.В. АПК: формирование кластеров в промышленно-производственных подсистемах // Проблемы региональной экономики (г. Воронеж). 2008. № 26. С. 43-53.

Интересная статья? Поделись ей с другими: