УДК 33

Риск-менеджмент на предприятиях малого бизнеса

Серышев Александр Валерьевич – аспирант Университета «Синергия»

Аннотация: В данной статье автор раскрывает тему необходимости существования предприятий малого предпринимательства, а также поднимает вопрос о разработке методов и рекомендаций по управлению рисками в подобных предприятиях.

Ключевые слова: малый бизнес, роль малого бизнеса, риск-менеджмент.                    

Ни для кого не секрет, что на протяжении многих десятилетий  важнейшими игроками на рынке товаров и услуг являются крупные компании. Еще в начале XX века было научно подтверждено экономическое превосходство крупных предприятий над малыми. Главным образом, это обусловлено снижением расходов за счёт массового производства, возможностью реализации крупных проектов и высокой степенью рационализации. Также не стоит забывать о более высоком уровне маркетинговой составляющей, возможностях качественно разрабатывать и реализовывать долговременные стратегии, а также возможности экспериментировать и масштабировать успех. Тем не менее, несмотря на всё своё превосходство, крупные компании не могут удовлетворить все запросы рынка и общества, пожалуй, в любой сфере деятельности. Лишь существование различных по размеру компаний гарантирует решение максимального количества задач, возникающих на рынке в подавляющем большинстве сфер деятельности, а также развитие рынка. Не стоит забывать, что малый бизнес имеет весомое значение для развития экономики страны:

  • Малый бизнес можно считать одним из ключевых источников налоговых поступлений. Так, малое предпринимательство (как и любое другое) принимает участие в формировании бюджета путём отчислений из прибыли различных организаций. К тому же, развитие малого бизнеса способствует появлению новых рабочих мест, то есть является источником дохода населения. В странах с развитой экономикой, таких как, Япония, Израиль или Германия, доля малого и среднего бизнеса в ВВП доходит до 50–60%. На долю малого и среднего предпринимательства в Китае приходится более 60%. Следует помнить, что Китай — это страна с самым высоким ВВП и наиболее динамично развивающейся экономикой в мире. Количество рабочих мест, которые предоставляют малые предприятия населению, -79%. Малые предприятия отчисляют более половины всех налоговых поступлений в бюджет КНР[1].
  • Малый бизнес является стратегически важным сектором экономики. Ввиду особенностей внутреннего устройства и положения на рынке, небольшие компании способны мягче реагировать на изменения окружающей среды, в отличии от крупных предприятий, потому что приспосабливаются к изменениям на рынке, тем самым демонстрируя высокую гибкость и мобильность малого бизнеса.
  • Малый бизнес имеет огромную роль в социально-экономической сфере. Так как малый бизнес охватывает значительную аудиторию экономически активного населения, то он способен оказать ощутимое влияние на повышение уровни занятости населения, снижение уровня безработицы за счёт формирования новых рабочих мест для населения. Ко всему прочему, малый бизнес обладает значительным потенциалом в сфере вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые из-за его технологических и иных особенностей не могут быть использованы в крупном производстве. Предприятия малого бизнеса могут учесть индивидуальные особенности каждого покупателя, так как более являются более специализированным. [2].

В России за последние несколько лет для бизнесменов многое изменилось в лучшую сторону. По результатам исследования Doing Business (подразделения Всемирного банка по оценке регулирования бизнеса), наша страна в 2019 г. поднялась с 124-го на 28-е место в рейтинге 190 стран по уровню благоприятных условий для ведения бизнеса. Несмотря на множество негативных воздействий с внешней стороны нам удалось удержать эту строчку в рейтинге и в 2023 году[3]. Россия обошла развитые и благополучные страны — Францию, Швейцарию, Израиль. Это говорит о серьёзном намерении государства поддерживать развитие малого предпринимательства.

Однако, весьма наивно полагать, что только лишь сфера деятельности объединяет столь разные по устройству организации. Конкуренция, снижение издержек, разработка новых продуктов, работа с поставщиками, расширение клиентской базы — вот далеко неполный список задач абсолютно любого предприятия. К сожалению, участившиеся в начале 20-х годов ХХI века кризисные явления оказывают негативное влияние абсолютно на всех участников рынка. Таким образом, количество событий, которые могут как положительно, так и отрицательно повлиять на достижение поставленных целей, нанести ущерб, привести к банкротству организации, принести новые возможности и новые опасности, сильно возросло. Именно поэтому управление рисками является неотъемлемой частью управления для организаций различных форм собственности и видов выполняемой деятельности. Идентификация оценки и обработка риска позволяют организации лучше прогнозировать свою деятельность, предотвращать и минимизировать потери. Пожалуй, ярчайшим примером необходимости грамотного риск-менеджмента является случай, произошедший в новейшей истории. В 2007 году главой компании BP стал Тони Хейворд. После своего назначения он обозначил намерение «покончить с прошлым»: сократить число топ-менеджеров на 500 человек, увеличить количество инженеров на местах и уделить особое внимание вопросам безопасности. Согласно новым правилам, переносить с места на место чашку с кофе можно было, лишь накрыв её крышкой. Также сотрудникам компании не рекомендовалось вести SMS-переписку, находясь за рулём автомобиля. Спустя три года, в июне 2010 года на глазах Хейворда в Мексиканском заливе на буровой платформе Deepwater Horizon произошел взрыв, который повлёк за собой разлив нефти – одну из наиболее тяжёлых в истории экологических катастроф по вине человека. Независимая экспертная комиссия постановила, что причиной трагедии стали критические ошибки в управлении, парализовавшие «способность ответственных лиц выявлять риски, надлежащим образом оценивать их, сообщать о них и их устранять»[4].  Таким образом, мы видим, что даже пристальное внимание к мелочам не помогает избежать страшных последствий при отсутствии компетентного управления. Стоит отметить, что в вопросах риск-менеджмента крупные компании имеют преимущество ввиду наличия эффективных специализированных инструментов по предупреждению рисков. Группы компаний, конгломераты обладают в том числе структурными подразделениями, в чью зону ответственности входят задачи диверсификации, страхования, предупреждения рисков. Предприятия значительно меньшего объёма такими возможностями не обладают. Руководители таких компаний при принятии решений вынуждены учитывать опыт прошлых лет, отчасти копировать действия конкурирующих компаний, проявлять чрезвычайную осторожность при работе с новыми и крупными заказчиками, что, как минимум, отрицательно сказывается на темпах развития компании. При наихудшем сценарии, подобное управленческое поведение способно привести к прекращению деятельности предприятия. Таким образом, в настоящее время предприятие любого масштаба нуждается в системе управлении рисками.

Процесс менеджмента риска представляет собой набор действий, направленных на своевременное выявление, анализ и предотвращение или минимизацию последствий реализации опасных событий для организаций малого и среднего бизнеса, и включает: идентификацию риска; анализ и оценку риска; реагирование на риск; отчетность и мониторинг; развитие культуры менеджмента риска. Важным элементом системы управления рисками является документированная политика в области менеджмента риска, которая включает регистрацию подхода организации к обработке риска, ее способность принять риск, а также ресурсы и действия, направленные на менеджмент риска. В политике также необходимо отразить цели, которые определяют и направляют деятельность организации по управлению неопределенностями, а также оценку эффективности достижения поставленных целей [5].

Стоит отметить, что данный подход является рекомендательным, но не обязательным в вопросе риск-менеджмента. Он весьма универсален, но вместе с тем не учитывает особенности всех отраслей, в которых заняты предприятия малого бизнеса. Руководству каждого конкретного предприятия следует подготовить план действий с учетом внешней и внутренней среды, а так же с учётом уже имеющихся или доступных инструментов.

Список литературы

  1. Малый бизнес и его роль в экономике России [Электронный ресурс] URL: https://journal.open-broker.ru/economy/malyj-biznes-i-ego-rol-v-ekonomike-rossii/ (Дата обращения: 01.10.2023).
  2. Гудкова О.В. Роль и значение малого бизнеса, положение в современной экономике // Хроноэкономика. 2020. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-malogo-biznesa-polozhenie-v-sovremennoy-ekonomike (Дата обращения: 01.10.2023).
  3. Оценка бизнес-регулирования Всемирного банка [Электронный ресурс] URL: https://archive.doingbusiness.org/ru/rankings  (Дата обращения: 01.10.2023).
  4. Управление рисками (Серия «Harvard Business Review: 10 лучших статей») = On Managing Risk. – М.: Альпина Паблишер, 2022. – 206 с.
  5. Р.50.1.091-2014 Менеджмент риска. Основные подходы к менеджменту риска организаций малого и среднего бизнеса.

Интересная статья? Поделись ей с другими: