УДК 33

Современные технологии и управление образовательной организацией в условиях интенсивной цифровизации общества

Горчилин Павел Игоревич –  аспирант Университета «Синергия»

Аннотация: Цель исследования – определение потенциальных рисков и дефицитов в управлении образовательной организацией, связанных с интенсивной цифровизацией общества. Описаны сценарии использования и дана оценка возможного применения новейших технологий в управлении образовательной организацией.

Ключевые слова: четвертая промышленная (индустриальная) революция, технологическая революция, цифровизация, образование, управление образовательной организацией.

В настоящее время цифровизация стала одним из главных трендов в развитии современного общества, оказывая значительное влияние на различные сферы экономики, в том числе и на образование. В связи с этим возникает необходимость пересмотра и изменения подходов к управлению образовательными организациями в России. В данной статье рассматриваются основные изменения, происходящие в области управления образованием и образовательными организациями в контексте цифровизации общества, а также анализируются проблемы и перспективы развития данной сферы.

Современный жизненный уклад подвержен крайне стремительным изменениям, связанным с очень быстрым развитием цифровых технологий. Эти изменения затрагивают все сферы жизни человека. Под термином «Четвертая промышленная революция» принято понимать масштабную интеграцию в производственные процессы и повседневную жизнь каждого человека новейших цифровых технологий, таких как блокчейн, нейросети, нанотехнологии, биотехнологии, облачные и квантовые вычисления, автономная робототехника, системы больших данных, искусственный интеллект, трехмерная печать, интернет вещей и дополненная реальность. Все вышеперечисленные технологии сейчас активно внедряются в быт людей и оказывают влияние на их восприятие окружающего мира.

Наиболее активными пользователями новейших технологий в настоящее время являются люди в возрасте от 18 до 35 лет, а также дети, которые взрослеют и обучаются в мире, где цифровые технологии играют огромную роль. Они с самого раннего возраста являются пользователями смартфонов и компьютеров, общаются в социальных сетях и играют в компьютерные игры. Дети пишут доклады и эссе с помощью нейросетей, а студенты защищают квалификационные работы, созданные искусственным интеллектом. Как следствие, в некоторых странах (например, Австралия), использование нейросетей с целью выполнения учебных работ запрещены государственными нормативными документами, в других странах (в частности, в Российской Федерации) использование нейросетей официально разрешено на всех этапах обучения нормативными документами некоторых образовательных организаций. Исходя из вышеизложенного, единого подхода к определению места отдельно взятых технологических инноваций в образовании в целом и в образовательных организациях в частности нет.

Особое внимание при изучении вопроса внедрения технологических инноваций в образовательных организациях следует уделить социальным изменениям, происходящим вследствие цифровизации общества. Люди, рожденные с 1997 по 2012 год, согласно теории поколений, называют поколением Z (Generation Z), их также принято называть поколением «цифровых людей», «цифровых аборигенов» или «цифровым поколением». Они росли и взрослели в эпоху активного развития и внедрения в быт интернета, что существенным образом сказалось на том, как они привыкли воспринимать и обрабатывать информацию. Как отмечают эксперты, представители данного поколения (как правило) не обладают и не стремятся обладать глубокими знаниями в какой-либо области, они склонны к индивидуализму и эгоизму, им, как правило, свойственен нарциссизм и завышенная самооценка. Представители поколения Z склонны использовать интернет, как основной источник достоверной информации. Поколения людей, рожденных с 2012 по настоящее время, согласно теории У. Штрауса и Н. Хоува, называют поколением Alpha – дети поколения «миллениалов» и представителей поколения Z, что несомненно должно оказывать влияние на построение образовательного процесса, коммуникаций между участниками этого процесса, принципы работы организации.

Кроме того, для формирования образовательной деятельности важно учитывать, что, согласно исследованиям, постепенно изменяются требования работодателей к соискателям должностей – предпочтение чаще отдаётся соискателям, имеющим подтверждённые сертификатами компетенции и знания в узких областях, тогда как фундаментальные знания и дипломы о высшем образовании имеют второстепенное значение.

Для образовательных учреждений основного общего и среднего общего образования многие эксперты важной считают проблему двойного негативного отбора и, если на данную проблему взглянуть через призму восприятия среднестатистического представителя поколения Z, авторитетным источникам знаний для которого является в первую очередь сеть интернет, то кадровый вопрос этих организаций может обернуться крайне значимой проблемой в обозримом будущем. Кроме того, в последние годы существенной проблемой стал дефицит высококвалифицированных и мотивированных педагогических кадров, способных вносить существенных вклад в результаты деятельности образовательной организации.

В ближайшем будущем, не только обучающиеся, но и большинство их законных представителей будут исключительно представителями «цифровых» поколений, что приводит нас к мысли о необходимости существенной реорганизации образовательного процесса, построения в нём систем управления этими процессами. Остро встаёт вопрос о компетенциях кадров образовательных организаций, составлении образовательных маршрутов для них, внедрении новейших инструментов оценки кадров и результатов их деятельности. Очевидной становится необходимость внедрения в новых условиях новейших инструментов и технологий в образовательный процесс и процесс управления образовательной организацией.

Вопросы внедрения новейших технологий в управление образованием и непосредственно в образовательный процесс в настоящее время стремительно и эффективно прорабатывается органами государственной власти. Для управления образовательным процессом государственных школ при активном участии государственных служб, структур и министерств были созданы и внедрены такие инструменты, как РЭШ и МЭШ. Внедрены новейшие технологии для независимой оценки качества образования. Производится оснащение образовательных учреждений современным оборудованием и программным обеспечением по целевым программам (например, инженерный класс в московской школе, медицинский класс в московской школе, предпрофильные вертикали), проводится активная работа по организации и обеспечению инклюзивного образования. Для управления образования в муниципальном и государственном масштабе созданы и внедрены функциональные и высокоэффективные системы обработки данных ЕКИС, АИС Зачисление в ОУ и пр. Для осуществления деятельности государственных образовательных организаций произведена интеграция федеральных и муниципальных автоматизированных систем, таких как «ПИВ АСУ ГФ», «РИС ГИА», «СУДИР», «Проход и питание» и пр. Однако, в контексте существенных происходящих изменений в обществе в целом, и изменений, затрагивающих участников образовательного процесса в частности, крайне важно внедрение новейших технологий и систем непосредственно в управление отдельно взятой образовательной организацией.

Наиболее доступными, перспективными и функциональными технологическими инновациями для управления образовательной организацией являются системы управления данными и нейросети. В рамках обеспечения деятельности образовательной организации государственными информационными системами генерируется большое количество данных, касающихся участников образовательного процесса. Многие информационные системы имеют взаимную интеграцию. Однако у образовательной организации нет собственного инструмента для централизованной или автоматизированной обработки и анализа собираемых и получаемых в организации данных. Примерами применения вышеописанных технологий могут служить следующие сценарии:

Применение нейросетей в управлении образовательной организацией может помочь решить многие проблемы, связанные с организацией учебного процесса. Например, нейросети могут помочь оптимизировать расписание занятий, учитывая предпочтения и потребности каждого участника образовательного процесса. Они могут также помочь в адаптации учебных программ к потребностям конкретного класса или группы студентов. Данное решение способно существенно снизить трудозатраты работников организации и существенно повысит удовлетворенность участников образовательного процесса.

Результаты независимых диагностик обучающихся посредством интеграции простых инструментов обработки данных можно сопоставить с результатами диагностик преподавателя, частотой посещения обучающимся образовательной организации, общей нагрузкой преподавателя, его заработной платой и иными данными, имеющимися в государственных и локальных информационных системах для дальнейшего анализа. В дальнейшем можно выявить корреляцию между этими данными и провести оптимизацию процессов управления организацией. В подобную систему можно вносить данные анонимных опросов участников образовательного процесса для более точной оценки их удовлетворенности и поиска дефицитов.

Нейросети можно использовать для автоматизации рутинных задач, таких как проверка домашних и тестовых работ обучающихся и студентов. Это позволит педагогам сосредоточиться на более важных задачах, таких как построение коммуникации с обучающимися, ведение проектной деятельности, разработка индивидуальных планов обучения, что потенциально может положительно сказаться на результативности отдельно взятого учителя.

В целом, применение нейросетей систем обработки данных в управлении образовательной организацией позволяет привести к значительным положительным изменениям в организации и позволит провести корректировку или реорганизацию текущих процессов и систем. Несмотря на всё вышеизложенное, особое внимание следует уделить ресурсам и рискам, с которыми связаны процессы внедрения вышеописанных технологий в образовательной организации. Необходимо тщательно изучать все возможные функциональные угрозы и принимать меры для защиты данных участников образовательного процесса.

Список  литературы

  1. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая и.В. [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / коллективная монография – Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Институт образования. – Москва: ВШЭ, 2019. – 343 с.
  2. Иванова С.В., Иванов О.Б. Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика № 6 2019. с 7-30
  3. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам – протокол от 25 октября 2016 года № 9). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_216432/.
  4. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/con s_doc_LAW_328854/.
  5. Шваб К., Дэвис Н. Технологии Четвертой промышленной революции // Москва: Эксмо, 2018 – 96 с.
  6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: монография / ГУ ВШЭ, 2019 – 446 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: